для освоения дисциплины (модуля) ……………………….………………………………………….19
12. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) …………..19
13. Методические рекомендации для преподавателя…………………………...............................20
14. Материально-техническая база для осуществления образовательного
процесса по дисциплине (модулю) ……………………….……………………………………………22
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б1.Б.9 Базовая часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2013г. № 466.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки40.03.01 Юриспруденция: «История», «Логика». Изучение дисциплины «Этика» предшествует дисциплинам «Социология», «Деловое общение юриста».
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В целом общая трудоемкость дисциплины (модуля) «Этика» составляет 2 зачетных единиц, 72 часов, из них:
- для очной формы обучения: лекций - 16, практических занятий - 16, КСР - 2, самостоятельная работа студентов – 38.
- для заочной формы обучения: лекций - 4, практических занятий - 4, КСР - 2, самостоятельная работа студентов – 58, зачет – 4.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины «Этика» является изучение истории и теории этики, процесса исторического развития морали и ее современного состояния, знакомство с основами прикладной этики, главными аспектами юридической этики.
Компетенции обучающегося, формируемые
В результате освоения дисциплины (МОДУЛЯ)
Учебная дисциплина «Этика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2013г. № 466, которыми должен обладать выпускник:
а) общекультурных (ОК):
ü способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
ü способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
ü способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
Рабочую программу осуществляет:
Лекции: к. филос. н., доц. Хасанова Л.Р.
Практические занятия: к. филос. н., доц. Хасанова Л.Р.
Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов - 72
лекций - 16, практических занятий - 16
КСР - 2
самостоятельная работа студентов - 38
зачет
№
П№ п/п
Тема и содержание
Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
Количество часов аудиторной работы
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка)
Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач
Количество часов самостоятельной работы
Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
Модуль 1. Предмет этики и история этических учений.
Лк/пр/СРС
6/6
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) решение и обсуждение задач
4) проверка заданий в рабочей тетради
Форма промежуточной аттестации – зачет
Тема 1
Этика как наука.
Этимология понятия «этика». Предмет изучения этики. «Этика», «мораль», «нравственность»: соотношение понятий. Структура этики. Этика в сфере гуманитарного знания.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка заданий в рабочей тетради
Тема 2.
История этических учений.
Этические учения Древнего мира. Этика эпохи Средневековья. Этические учения эпохи Возрождения. Этика Нового времени. Этические учения Новейшего времени.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка заданий в рабочей тетради
Модуль 2. Мораль как объект изучения этики
Лк/пр/СРС
4/4
Тема 3. Основные аспекты морали.Сущность, специфика и особенности морали. Структура и функции морали. Особенности моральной регуляции. Мораль как система принципов, ценностей, норм и идеалов Соотношение морали и права.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) обсуждение заданий
2) проверка заданий в рабочей тетради
Тема 4.
Основные категории морали.Диалектика добра и зла. Долг, стыд и совесть. Свобода и ответственность . Счастье и смысл жизни. Честь и достоинство. Страдание и сострадание .Справедливость и несправедливость. Любовь как высшая ценность. Нравственный идеал.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) решение и обсуждение задач
2) проверка заданий в рабочей тетради
Модуль3.Прикладная этика.
лк/пз/срс
6/6
Тема 5. Особенности и структура прикладной этики.
Этика гражданственности: человек и общество. Экологическая этика: человек и природа. Биоэтика и биомедицинская этика. Этика межличностного общения. Ситуативная этика. Профессиональная этика и ее особенности.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) решение и обсуждение задач
2) опрос
3) проверка заданий в рабочей тетради
Тема 6 . Профессиональная этика юриста. Специфика нравственных проблем юридической этики. Сущность и виды юридической этики. Этические кодексы Особенности судебного этикета.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) опрос
2) решение и обсуждение задач
3) проверка заданий в рабочей тетради
Тема 7.
Нравственные основы осуществления правосудия. Нравственные основы и принципы деятельности адвоката и адвокатуры. Нравственные особенности законодательства. Этика предварительного следствия. Нравственное содержание Конституции РФ.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) опрос
2) решение и обсуждение задач
3) проверка заданий в рабочей тетради
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: к. филос. н., доц. Ханова Р.В.
Практические занятия: к. филос. н., доц. Ханова Р.В.
Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов - 72
лекций - 4
практических занятий - 4
зачет - 4
самостоятельная работа студентов - 58
КСР - 2
№
П№ п/п
Тема и содержание
Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
Количество часов аудиторной работы
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка)
Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач
Количество часов самостоятельной работы
Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
Модуль 1. Предмет этики и история этических учений
Лк/СРС
Текущий контроль:
1) проверка конспектов научной и учебной литературы
2) опрос
3) обсуждение заданий
Форма промежуточной аттестации – зачет
Тема 1
Этика как наука.
Этимология понятия «этика». Предмет изучения этики. «Этика», «мораль», «нравственность»: соотношение понятий. Структура этики. Этика и другие науки.
лк
Основная литература: 1, 2, 3,4
Дополнительная литература: 6 – 12
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) проверка конспектов научной и учебной литературы
Тема 2. История этических учений.
Этические учения Древнего мира. Этические учения
Средних веков. Этические учения эпохи Возрождения. Этические учения Нового времени. Этические учения Новейшего времени.
СРС
Основная литература: 1, 2, 3,4
Дополнительная литература: 6 – 12
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) проверка конспектов научной и учебной литературы
2) реферат
Модуль 2.Мораль как объект изучения этики
Лк/пр/СРС
2/2
Тема 3. Основные проблемы теории морали.
Специфика, содержание и сущность морали. Мораль как система принципов, ценностей, норм и идеалов. Структура морали. Функции морали. Мораль в действии: нравственный поступок. Генезис морали.Мораль и другие сферы общества.
Лк
Основная литература: 1, 2, 3,4
Дополнительная литература: 6 – 12.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно- Этические учения методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) проверка конспектов научной и учебной литературы
2) обсуждение заданий
Тема 4.Основные моральные понятия
Основные моральные понятия. Добро и зло. Долг и совесть. Свобода и ответственность . Счастье и смысл жизни. Честь и достоинство. Страдание и сострадание.Справедливость. Любовь как высшая ценность. Нравственный идеал.
пр
Основная литература: 1, 2, 3,4
Дополнительная литература: 6 – 12.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) обсуждение заданий
Модуль 3.Прикладная этика.
пр /СРС
Тема 5.
Особенности и структура прикладной этики.
Этика гражданственности: человек и общество. Экологическая этика: человек и природа. Биоэтика и биомедицинская этика. Этика межличностного общения. Ситуативная этика. Профессиональная этика.
СРС
Основная литература: 1, 2, 3,4
Дополнительная литература: 12,13
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
Тема 6. Этика юридических профессий
Специфика нравственных проблем юридической этики.
Нравственные особенности законодательства. Этика предварительного следствия. Нравственные основы осуществления правосудия. Нравственные основы и принципы деятельности адвоката и адвокатуры.
пр
Основная литература: 1, 2, 3,4
Дополнительная литература: 12, 13.
1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)обсуждение заданий