Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ




В рыночной экономике государство является полноправным экономическим субъектом. Однако подходы классической и кейнсианской школ в определении роли и места государст­ва в рыночном хозяйстве, а также способов осуществления макроэкономической политики - различны.

Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макро­экономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рын­ка труда, "жесткостью" заработной платы и цен. Государство с помощью всех имеющихся в распоряжении правительственных органов инструментов экономической политики должно воздействовать на совокупный спрос в целях достижения максимальной занятости, предот­вращения инфляции, обеспечения устойчивого роста национального дохода и равновесия платежного баланса.

В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономи­ка внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами "саморегулирования" являются гибкие заработная плата, цены и ставка про­цента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и, поэтому должно быть сведено к минимуму.

В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов

которое определяет величину номинального ВНП.



В классической модели основным уравнением является уравнение обмена

где величина (М V) представляет собой совокупные расходы покупателей, а (Р у) общие до­ходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВНП. Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимо­связаны.

Экономическая политика - система экономических мероприятий, осуществляемых го­сударством в интересах национальной экономики.

Основными задачами экономической политики являются:

§ достижение сбалансированного экономического развития;

§ стимулирование экономического роста;

§ поддержание высокого уровня занятости и сдерживание безработицы;

§ сдерживание инфляции;

§ обеспечение устойчивости национальной валюты;

§ регулирование внешнеэкономической деятельности.

В зависимости от применяемых в ходе решения задач экономической политики, инстру­ментов и рычагов воздействия экономическую политику государства принято подразделять на фискальную (бюджетно-налоговую) и монетарную (кредитно-денежную).

 

1.4.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой понимается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и нало­гообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводигся к манипулированию государственным бюджетом.

У фискальной политики есть два горизонта целей: краткосрочная - выравнивание цик­лических колебаний и долгосрочная, целью которой является экономический рост, предусматривающий изменения в области государственных расходов.

Основными инструментами фискальной политики являются:

1. государственные расходы (закупки государством товаров и услуг в целях исполне­ния государственных программ, включая оплату труда госслужащих);

2. трансферты (адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предос­тавления со стороны последних каких либо товаров и услуг);

3. система налогообложения (установление структуры, видов налогов, ставок налогооб­ложения и порядка взимания налогов).

Различают стимулирующую (фискальная экспансия) и сдерживающая (фискальная ре­стрикция) фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика в краткосрочной перспективе имеет своей це- iШью преодоления циклического спада и предполагает увеличение госрасходов, снижение на­глого в или комбинацию этих мер.

В долгосрочной перспективе снижение налогов может привести к расширению предло­жения факторов производства и росту экономического потенциала. (Для этого необходимо соблюдение трех условий: комплексная налоговая реформа, ограничительная политика ЦБ, изменение структуры госрасходов).

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) - цель ог­раничение циклического подъема экономики посредством снижения госрасходов, увеличе­ния налогов или комбинация этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада производства и развертывания механизма стагфляции.

В краткосрочной перспективе меры фискальной политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расхода увеличиваются на , то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, а равновесный объем производства возрастет на вели­чину , где Mg- мультипликатор госрасходов (рис. 4.1).

Величина мультипликатора госрасходов находится в результате решения системы урав­нений:

Y= С + I+ G - основное макроэкономическое тождество;

С = а + bY - потребительская функция. Подстановка потребительской функции в ос­новное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

где (а + I+ G) - автономные расходы, независящие от величины дохода Y, а - мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в резуль­тате роста любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению (b= MFC): - данная формула получила название простого мультипликатора Кейнса.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов (T). Если налоговые отчисления снижаются на , то располагаемый до­ход (Y-Т) возрастает на величину (рис. 4.2). Потребительские расхода соответственно увеличиваются на величину , что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства до на величину где

- мультипликатор автономных налогов.

 
 

 

 


 

 

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов. Если предположить, что все налоги зависят от динамики текущего дохода (Y), то налоговая функция принимает видТ = tY, гдеt - предельная налоговая ставка. В этом случае функция потребления имеет вид

С = а + b(Y-tY) = а + b (1-t) Y,

а модель налогового мультипликатора записывается в виде:

где - налоговый мультипликатор подоходных налогов.

Полная налоговая функция имеет вид

и функция потребления представлена как

Модель равновесного объема производства имеет вид

где - мультипликатор налогов.

Та,

Суммарное изменение дохода в результате одновременного изменения величин гос­расходов и автономных налогов определяется как

В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или больше единицы.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государст­венных расходов, что алгебраически выражается в превышениеMg надMm на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потреб­ления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной, политики.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин госу­дарственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специаль­ных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема произ­водства и темпов инфляции.

В кейнсианской концепции рост государственных расходов и (или) снижение налогов соответствуют стимулирующей, а снижение государственных расходов и (или) повышение налогов - сдерживающей фискальной политике.

Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнкту­ру правительство должно в периоды спада увеличивать "приток", а во время бума - "отток" на рынке благ. Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционными решениями правительства, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Недискреционная фискальная политика - изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.

Автоматические стабилизаторы - это факторы функционирования рыночной экономики, которые независимо от текущих решений правительства во время спада увеличивают "при­ток", а в периоды подъема увеличивают "отток".

В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала нало­гообложения. Благодаря ней в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, Чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.

Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

Автоматическим фактором является функция потребления, основанная на концепции перманентного дохода. Потребление домашних хозяйств оказывает стабилизирующее воз- i действие на экономическую конъюнктуру, так как в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сгла­живать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому встроенные стабилизаторы сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

 





Читайте также:


©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.007 сек.)