Правила оформления контрольной работы
1. Контрольная работа должна быть выполнена в отдельной (тонкой) тетради; аккуратно, разборчивым почерком. 2. Тексты для анализа научного, официального-делового и публицистического стиля в объеме не менее страницы печатного текста формата А5 подбираются студентом самостоятельно, они должны быть ксерокопированы, наклеены на отдельные листы формата А4 и вставлены в контрольную работу. 3. Функционально-стилевой анализ может быть оформлен двояко: а) в виде сплошного текста с обязательным повторением пунктов плана анализа в тексте контрольной работы; б) в виде таблицы, состоящей из следующих двух колонок: пункт плана и примеры. 4. Приведение примеров на каждый пункт плана, включая стилевые черты речи, обязательно. Если примеров характерного языкового явления несколько, желательно привести не менее пяти. Если примеры характерного языкового явления отсутствуют, в соответствующем пункте ставится прочерк. 5. При определении функционально-смыслового типа речи обязательно приводятся языковые доказательства того, что данный текст относится к этому функционально-смысловому типу речи.
I. Функционально-стилевой анализ текста научного стиля (текст для анализа должен быть подобран по специальности студента; необходимо указать точные выходные данные источника) 1. Стилеобразующие факторы применительно к данному тексту. 1.1. Форма речи: а) устная; б) письменная. 1.2. Вид речи: а) монолог; б) диалог. 1.3. С какой целью создан текст. 1.4. Сфера, в которой функционирует текст: а) наука; б) бытовые отношения; в) официальные отношения; г) СМИ; д) искусство. 1.5. Область научного знания (психология, электроэнергетика, теология, машиностроение, социология, декоративно-прикладное искусство, экономика, лингвистика, педагогика и т.п.). 1.6. Создается в обстановке: а) официальной; б) неофициальной. 2. Жанр текста: – учебник; – лекция; – монография; – научная статья. 3. Стилевые черты речи (наличие данных черт обязательно должны доказывать примеры из текста): а) логичность изложения; б) смысловая точность, однозначность; в) абстрактность и обобщенность высказывания; г) отсутствие образных средств; в) скрытая эмоциональность или безэмоциональность; д) сжатость высказывания (указать количество страниц в параграфе, статье, главе и т.п.). 4. Языковые средства выражения. 4.1. Лексические особенности научного стиля: а) научная терминология (специфические термины данной науки); б) общенаучная лексика (термины разных областей науки); в) абстрактные существительные; г) повтор важных для темы слов; д) авторское "мы". 4.2. Грамматические особенности научного стиля: а) существительные в именительном падеже; б) существительные в родительном падеже; в) существительные среднего рода; г) глаголы несовершенного вида в настоящем времени; д) указательные местоимения (тот, этот); е) сложные союзы, предлоги; ж) вводные слова логического характера; з) причастные и деепричастные обороты; и) страдательные конструкции; к) однородные члены. 5. Основной функционально-смысловой тип текста: а) описание: преобладают существительные и прилагательные, глаголы настоящего времени несовершенного вида; предложения с прямым порядком слов, сравнения (как будто, словно, похоже на…); б) повествование: преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида; присутствуют слова, отвечающие на вопрос как, когда (однажды, как-то раз, вдруг, и вот, затем, потом, вот и все и т.д.); в) рассуждение: присутствует указание на источник информации; обстоятельства причины, следствия, цели; вводные слова, причастные и деепричастные обороты; г) смешанный функционально-смысловой тип речи: описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и т.д. 6. Логическая схема текста (определяется только для текстов, относящихся к функционально-смысловому типу рассуждения): а) заголовок текста; б) тема текста; в) основной тезис; г) аргументы, приводимые в поддержку тезиса (не менее 3); д) иллюстрации (примеры, цифровые данные, цитаты и т.п.).
II. Функционально-стилевой анализ текста официально-делового стиля 1. Стилеобразующие факторы применительно к данному тексту. 1.1. Форма речи: а) устная; б) письменная. 1.2. Вид речи: а) монолог; б) диалог. 1.3. С какой целью создан текст. 1.4. Сфера, в которой функционирует текст (наука, бытовые отношения, официальные отношения, СМИ, искусство). 1.5. Создается в обстановке: а) официальной; б) неофициальной. 2. Жанр текста (договор, заявление, приказ, доверенность, справка, повестка, деловое письмо, свидетельство, инструкция и т.п.). 3. Стилевые черты речи (наличие данных черт обязательно должны доказывать примеры из текста): а) официальность; б) подчеркнутая стандартизованность; в) отсутствие образные средств; г) сжатость, компактность изложения (указать количество страниц в документе). 4. Языковые средства выражения. 4.1. Лексические особенности официально-делового стиля: а) нейтральная лексика (слова, которые могут употребляться во всех стилях речи); б) официальная терминология (лексика, характерная для официально-делового стиля речи); в) клише официально-делового стиля – устойчивые сочетания, характерные для официально-делового стиля; г) отглагольные существительные. 4.2. Грамматические особенности официально-делового стиля: а) повторы; б) простые осложненные предложения – простые предложения, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, перечислением, вводные словами и вставными конструкциями, обособленными членами и т.д. 5. Основной функционально-смысловой тип текста: а) описание: преобладают существительные и прилагательные, глаголы настоящего времени несовершенного вида; предложения с прямым порядком слов, сравнения (как будто, словно, похоже на…); б) повествование: преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида; присутствуют слова, отвечающие на вопрос как, когда (однажды, как-то раз, вдруг, и вот, затем, потом, вот и все и т.д.); в) рассуждение: присутствует указание на источник информации; обстоятельства причины, следствия, цели; вводные слова, причастные и деепричастные обороты; г) смешанный функционально-смысловой тип речи: описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и т.д. 6. Логическая схема текста (определяется только для текстов, относящихся к функционально-смысловому типу рассуждения): а) заголовок текста; б) тема текста; в) основной тезис; г) аргументы, приводимые в поддержку тезиса (не менее 3); д) иллюстрации (примеры, цифровые данные, цитаты и т.п.).
III. Функционально-стилевой анализ текста публицистического стиля 1. Стилеобразующие факторы применительно к данному тексту. 1.1. Форма речи: а) устная; б) письменная. 1.2. Вид речи: а) монолог; б) диалог. 1.3. С какой целью создан текст. 1.4. Сфера, в которой функционирует текст: а) наука; б) бытовые отношения; в) официальные отношения; г) СМИ; д) искусство. 1.5. Создается в обстановке: а) официальной; б) неофициальной; 2. Жанр текста (необходимо указать название газеты, журнала и т.п.): – статья в газете (журнале) – информационная заметка; – очерк; – репортаж; – интервью; – фельетон; – публичное выступление на митинге, собрании; – выступление по радио, телевидению. 3. Стилевые черты речи (наличие данных черт обязательно должны доказывать примеры из текста): а) лаконичность изложения при информативной насыщенности; б) логичность изложения; в) образность; г) эмоциональность; д) оценочность (явная, скрытая); е) призывность; ж) обобщенность высказывания; з) доходчивость изложения; и) сжатость высказывания (указать количество страниц в статье, очерке и т.п.). 4. Языковые средства выражения. 4.1. Лексические особенности публицистического стиля: а) общественно-политическая лексика и фразеология; б) лексика, обозначающая: – понятия экономики; – понятия медицины; – понятия культуры; – понятия психологии; – понятия морали, этики; – внутреннее состояние, переживания человека. в) речевые штампы, клише (устойчивые выражения) публицистического стиля (работники прилавка, потребительская корзина, бандитское нападение). г) образные средства: – эпитеты (образные определения); – сравнения; – метафоры; - риторические вопросы и обращения. д) слова в переносном значении, слова с яркой эмоциональной окраской, оценочными суффиксами; е) фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи; ж) образы или цитаты из литературных произведений; з) остроумные сравнения, иронические вставки, каламбуры; и) термины в переносном значении (паразитировать на теле общества, инфляциясовести, атмосферадоброжелательности); к) сложные слова (кафе-клуб), сложносокращенные слова (СНГ, НАТО); л) заимствованные слова; м) собственные имена; н) слова с приставками анти- (антицеллюлитный, антидепрессант), меж- (межрегиональный), с суффиксами –ист- (специалист, коммунист, идеалист), -изм- (катаклизм, абсолютизм), -изаци- (приватизация); 4.2. Грамматические особенности публицистического стиля: а) существительные в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос (какой?) мира, страны (какие?) ближнего зарубежья); б) короткие предложения; в) безглагольные предложения (банки – не только для банкиров; кредитную карточку – каждому); г) инверсия (обратный порядок слов в предложении); д) однородные члены; е) вводные слова и предложения; ж) причастные и деепричастные обороты; з) сложные синтаксические конструкции; и) побудительные, восклицательные предложения, которые содержат оценку (указать, какую – положительную / отрицательную). к) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (разговорного, научного, официально-делового, художественного) (привести слова и выражения, относящиеся к другому стилю речи). 5. Основной функционально-смысловой тип текста: а) описание: преобладают существительные и прилагательные, глаголы настоящего времени несовершенного вида; предложения с прямым порядком слов, сравнения (как будто, словно, похоже на…); б) повествование: преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида; присутствуют слова, отвечающие на вопрос как, когда (однажды, как-то раз, вдруг, и вот, затем, потом, вот и все и т.д.); в) рассуждение: присутствует указание на источник информации; обстоятельства причины, следствия, цели; вводные слова, причастные и деепричастные обороты; г) смешанный функционально-смысловой тип речи: описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и т.д. 6. Логическая схема текста (определяется только для текстов, относящихся к функционально-смысловому типу рассуждения): а) заголовок текста; б) тема текста; в) основной тезис; г) аргументы, приводимые в поддержку тезиса (не менее 3); д) иллюстрации (примеры, цифровые данные, цитаты и т.п.). 1 При составлении упражнений для контрольной работы и заданий текста для проверки знаний студентов по теме «Коммуникативные качества речи» было использовано учебное пособие: Евтюгина А.А., Миронова И.К., Родионова И.В. Практикум по «Русскому языку и культуре речи» для студентов всех специальностей: Учебное пособие. Екатеринбург, 2003.
Стр: 399
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |