Социальная природа языка
Язык – социальный феномен. Он возникает и развивается как общественное явление. Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. Его основное назначение – обслуживать человеческое общество, обеспечить общение между членами больших и малых социальных коллективов. В.Гумбольдт подчеркивал, что язык всегда развивается в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим. Связь языка и общества является двусторонней: язык влияет на общество и общество на язык. Влияние языка на развитие общественных отношений проявляется в следующем: язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является предпосылкой, условием ее возникновения и результатом этого процесса. язык служит также для хранения и передачи социального опыта, коллективной памяти носителей языка. язык служит орудием в образовательной и воспитательной деятельности. Влияние общества на язык является опосредованным. Оно проявляется в следующем: в социальной дифференциации языка, обусловленной социальной неоднородностью общества; в стилистической дифференциации языка; в изменениях в лексике; в изменениях норм произношения; в способах использования общенационального языка. Различают следующие основные социальные формы существования языка: идиолект – совокупность особенностей, характеризующих язык отдельного индивидуума; говор – совокупность идиолектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей; диалект – совокупность говоров, объединенных значительным внутриструктурным языковым единством (признак территориальной непрерывности не является обязательным); язык (народности, нации) - совокупность диалектов, языковые различия между которыми могут определяться как собственно лингвистическими, так и социальными факторами; - литературный язык – высшая (наддиалектная) форма существования языка, характеризующаяся нормированностью, а также наличием широкого диапазона функциональных стилей. О связи языка с обществом свидетельствует факт стилистической дифференциации языка, зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности носителей языка (их профессии, уровня образованности, возраста и т.д.) и от потребности общества в целом (язык науки, делопроизводства, массовой информации и т.д.). Возможно целенаправленное влияние общества на язык, когда проводится определенная языковая политика, т.е. сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык, призванное способствовать его эффективному функционированию в различных сферах. В этнографической классификации приняты следующие основные разряды: - этнографическая группа; - этнос, или народ; - этническая общность. Этнографическая группа характеризуется культурно-бытовыми особенностями и часто совпадает с диалектом или группой говоров внутри диалекта. Примерами этнографических групп в пределах одного народа могут служить в Литве - жемайты, населяющие побережье Балтийского моря, аукштайты - в центре и на востоке Литвы, сувалькеты - на юго-западе. В Германии этнографическими группами являются верхние и нижние саксонцы, баварцы, баденцы, вестфальцы, швабы, франконцы и др. Этнос, или народ, - основная единица этнографической классификации человечества. Этнос характеризуется: - единой территорией; - реальными экономическими связями; - единым языком; - общей культурой. Существенной чертой этноса является то, что он сознает себя как отдельный народ, т.е. его этническое самосознание. Этническая общность - единица более высокого порядка. Она объединяет несколько народов, говорящих на родственных языках и имеющих общее культурное достояние. Русские, украинцы и белорусы составляют этническую общность. Понятия этноса и языка соответствуют друг другу, а понятия диалекта и этнической группы, языковой семьи и этнической общности могут не совпадать, необходимой связи между ними нет. Проблема взаимоотношения языка и общества включает многие аспекты, в том числе такие: 1. Социальная сущность языка: - функции языка в обществе; - основные направления социальной эволюции языков; - история языка и история народа; 3. Отношение языка к общественным институтам и процессам: язык и культура; язык и религия; язык и художественная литература; язык и школа; язык и научно-технический прогресс; язык и средства массовой информации; язык и идеология и др. 3.Варьирование языка в обществе: функциональные варианты (формы существования) языка; язык и территориальная дифференциация общества (территориальные диалекты); язык и социальная дифференциация общества (социальные диалекты); язык и социальные роли говорящих; 4. Взаимодействие языков в многоэтнических обществах: язык и этносы языковые ситуации; национально-языковая политика; языковые контакты; многоязычие в социологическом аспекте. Исследованием этих проблем занимается социолингвистика (социальная лингвистика), возникшая на стыке языкознания и социологии, а также этнолингвистика, этнография речи, стилистика, риторика, прагматика, теория массовой коммуникации.
Общество – это не просто множество индивидов. Общество подразумевает наличие разнообразных отношений между людьми в пределах того коллектива, который рассматривается как общество. Такими коллективами могут быть социальные, профессиональные, половые, возрастные, этнические, конфессиональные и др. В коллективе каждый индивид занимает свое место и выступает носителем определенного социального статуса, социальной роли. Особенности поведения и его языкового поведения в значительной мере обусловлены социальными факторами, социальным статусом и социальными ролями индивида.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2822)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |