Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностные причины конфликтов



2016-09-16 873 Обсуждений (0)
Личностные причины конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера у человека заужены в результате его эгоцентрической ориентации, склонности к лидерству и т. п. Рамки допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Наконец эти рамки зависят от актуального психического состояния человека. Если он раздражен, то он может посчитать недопустимой обычную шутку в свой адрес.

Конфликтная ситуация – это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике. Кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важнейшим направлением разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптимальным действиям в предконфликтных ситуациях.

Помимо низкой конфликтоустойчивости типичной личностной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать конфликтную реакцию.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

 

 

Тема 4. Структура и динамика конфликта

Понятие структуры конфликта. Объективные и субъективные уровни, отражающие актуальное противоречие. Участники конфликта, предмет и объект конфликта, элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом.

Психологические компоненты конфликта. Мотивация сторон, стратегии и тактики поведения, информационные модели конфликта оппонентов. Особенности восприятия конфликтной ситуации.

Динамика конфликтов. Три периода динамики конфликта: латентный период (предконфликт), открытый период (собственно конфликт) и латентный период (послеконфликтная ситуация). Основные этапы периодов.

 

 

1.Понятие структуры конфликта. Объективные и субъективные уровни, отражающие актуальное противоречие. Участники конфликта, предмет и объект конфликта, элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом.

 

Структура конфликта.

Среди понятий, которыми характеризуется структура конфликта, выделяют такие, как конфликтная ситуация, ее образы, объект, а иногда и предмет конфликта, участники, условия протекания, действия сторон, приемы и способы противодействия.

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия "конфликт" часто используется и "конфликтная ситуация" - частное понятие по отношению к конфликту. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены так: конфликтная ситуация, предмет конфликта, объект, мотивы, информационная модель конфликтной ситуации, группа поддержки, стратегия, тактика, оппоненты, другие участники, микро- и макро среда.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим содержание конфликтнойситуации.

Участники конфликта.

В любом социальном конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники конфликт. Это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Её называют инициатором конфликта.

Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponens - возражающий) конфликта. Некоторые авторы выделяют такое понятие, как ранг оппонента, это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Рангом позицией, занимаемой одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:

o оппонент 1 ранга человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

o оппонент 2 ранга отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

o оппонент 3 ранга структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

o оппонент 4 ранга государственныеструктуры, выступающие от имени закона.

Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом – положением, занимаемым в обществе.

К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Среди косвенных участников конфликта следует выделить – группы поддержки, силы которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:

- Инициаторы, зачинщики или подстрекатели – те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами, подталкивающие участников к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Задача – спровоцировать, развязать конфликт и его развитие.

- Организаторы – группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу.

- Пособники – лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии.

- Посредники (медиаторы) – третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Цель посредничества – добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами.

- Жертва конфликта.

Предмет конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие. Проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности.

Таким образом, предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта. Под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта. Объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные (ресурс), духовные (идея, норма, принцип), социальные (власть) и т. д. Объект конфликта всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии. Объект конфликта может быть явным и латентным.

Микро- и мактросреда. При анализе конфликта небходимо выделить такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. На необходимость учета социальных условий, в котором протекает конфликт, указывал известный отечественный психолог В. Мясищев. В целом в отечественной науке социальная среда как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов, сторон, а также зависимость от этой среды.

 

2. Психологические компоненты конфликта. Мотивация сторон, стратегии и тактики поведения, информационные модели конфликта оппонентов. Особенности восприятия конфликтной ситуации.

 

Психологические компоненты конфликта.

Мотивы сторон. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц или групп.

Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов. Мотивы индивида, группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он находится.

Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности. Потребности в безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и т. п. присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам. По мнению Д. Бертона, «…только те организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинные завершения конфликта».

Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Интересы партнера представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта и способствуют реализации его конфликтного поведения. Также оппоненты могут отстаивать в конфликте ценности (общечеловеческие, личностные и т.д.)

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижения которого направлены действия человека.

Еще один элемент анализирующийся в конфликте позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция, с одной стороны, характеризуется гибкостью и динамичностью, с другой – относительной устойчивостью.

Конфликтное поведение. Состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактики. Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил; координацию сил; нанесению удара; экономию сил и времени.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте:

· Соперничество - (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительно для себя решения.

· Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

· Компромисс – предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон.

· Приспособление – основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента.

· Избегание (бездействие) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактики – это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Виды тактик:

· Тактика захвата и удержания объекта конфликта.

· Тактика физического насилия (ущерба).

· Тактика психологического насилия (ущерба).

· Тактика давления.

· Тактика демонстративных действий.

· Санкционирование.

· Тактика коалиций.

· Тактика фиксации своей позиции.

· Тактика дружелюбия.

· Тактика сделок.

 

 

Информационные модели конфликтной ситуации называют особенности восприятия конфликта оппонентами. Особенность восприятия конфликтной ситуации – его искаженность. Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

 

3.Динамика конфликтов. Три периода динамики конфликта: латентный период (предконфликт), открытый период (собственно конфликт) и латентный период (послеконфликтная ситуация). Основные этапы периодов.

 

Динамика конфликтов.

Существуют различные описания динамики конфликтов. Прежде всего, рассмотрим самую распространенную. Согласно данному описанию, любой конфликт состоит из трех фаз или периодов:

- предконфликтная стадия. (латентный или инкубационный период)

- открытый период:

· инцидент

· эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие

· сбалансированное противодействие

· завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта

- постконфликтная ситуация (после его разрешения или преодоления).

 

Инкубационной период характеризуется:

· Возникновением объективной проблемной ситуации,

· Осознанием объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия

· Попытками сторон разрешить проблемную ситуацию не конфликтными способами,

· Возникновение предконфликтной ситуации.

 

Октрытый период характеризуется:

1. Инцидент конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.

Инцидент информационный событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

Инцидент деятельностный повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций, это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности.

Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

2. Эскалация – резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.

Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта:

1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

2. Искажение конфликтной ситуации в целом. Характер соперничества:

· консенсус (согласие)

· несогласие (расхождение мнений)

· спор (идейное противоборство)

· напряженность (настороженное ожидание недружественных действий) враждебность (неприязнь)

· соперничество (конкуренция по определенным правилам)

· агрессивность (отдельные враждебные действия)

· насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства)

· война (неограниченный спектр применяемых средств борьбы)

Формы редукции конфликта:

· упрощение элементов КС, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа,

· схематизация КС в виде выделения неких устойчивых связей и отношений,

· уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас без прошлого и последствий,

· поляризация оценок до черного и белого,

· категоричность оценок, не подлежащих пересмотру,

· фильтрация информации и интерпретация в соответствии с существующими предубеждениями.

3. Искажение восприятия собственной стороны:

· мотивация рассматривается как социально приемлемая,

· действия как справедливые,

· позиция как нормативная, целесообразная,

· операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать,

· восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.

4. Искажения восприятия действий, высказываний, поступков мотивы оппонента:

· Друг

· союзник (помощник в определенной области)

· партнер (постоянное сотрудничество)

· сотрудник (временное взаимодействие)

· противник (непримиримая борьба)

· соперник (противоборство по определенному вопросу)

· враг

Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:

· мотивы расцениваются как подлые и низменные,

· действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые,

· позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная,

· операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает,

· восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:

· состояние стресса,

· высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге,

· неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей,

· доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды,

· негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение).

Рост эмоционального напряжения.

· Переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику.

· Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако, по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери.

· Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия.

· Потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником.

· Расширение социальных границ конфликта за счет увеличение числа участников.

· Переход от мягких тактик противостояния к жестким.

 

4. Завершение конфликта.

Конфликты весьма разнообразны, как по форме, так и по содержанию, они неоднозначны и изменчивы, поэтому говорить об одной для всех конфликтов форме завершения или о каких-то универсальных способах их разрешения не приходится.

Прежде всего, необходимо различать завершение и разрешение конфликта, это разные понятия. Понятие завершения является более общим и означает любую форму его окончания. Разрешение же предполагает более частный случай завершения конфликта разрешение проблемы, ставшей причиной данного взаимодействия.

Разрешение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта (осуществление действий, направленных на завершение столкновения).

В зависимости от вида конфликта его решением могут заниматься разные службы: руководство организации, администрация предприятия, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком и другие общественные организации, отдельные лица, милиция, суд, арбитраж, органы власти, стороны, участвующие в конфликте (тогда речь идет о саморегулировании).

Регулирование конфликта более общее понятие:

· регулирование конфликта осуществляется с момента его обнаружения или возникновения и продолжается вплоть до его окончательного преодоления, разрешение конфликта это регулирование на последней стадии;

· разрешение конфликта изначально ориентировано на окончательное преодоление конфликта, ликвидацию его источников и причин напряженности, уничтожение одной или обеих сторон, достижение согласия и т.д., регулирование же предполагает достижение компромисса, согласия при соответствующем балансе интересов (возможны ситуации, когда полное разрешение конфликта невозможно или нежелательно), поэтому такой подход более современен;

· целью регулирования конфликта может быть не только его прекращение, но и контроль за его протеканием в заданных пределах, без прямых и открытых столкновений (иногда конфликт желателен для стимулирования развития организации или просто нет возможности его прекратить, но есть перевести его в другое русло, заставить участников придерживаться определенных правил);

· разрешение конфликта касается завершающей стадии, после столкновения сторон, регулирование же предполагает разрешение противоречие, устранить причину, предупредить конфликт.

А.С. Кармин определяет понятия цены конфликта и цены выхода из конфликта. Цена конфликта складывается из суммы 3 величин:

· затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;

· ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны;

· потерь, связанных с ухудшением общей ситуации.

Цена выхода из конфликта в свою очередь, это разность между утратами, с которыми сопряжен выход из конфликта (статуса, перспектив, каких-то приобретений, затрат на реорганизацию, нахождение новых возможностей и т.д.) и приобретениями, которые даст выход (освобождение сил для другого поля деятельности, открытие новых возможностей и т.д.).

Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения конфликта очевидна. Но чаще выгоды представляются туманными и гипотетическими, тогда как утраты отчетливо заметны. Для такого случая работает схема сравнения цены конфликта и цены выхода из него: если цена выхода превышает цену участия, имеет смысл продолжить противостояние, в обратной ситуации разумнее прекратить конфликт, остановив бессмысленное увязание в нем.

Существуют еще и дополнительные обстоятельства, усложняющие эту задачу:

· шансы на победу и преимущества, которые она сулит;

· зависимость цены конфликта от условий, на которых осуществляется выход.

В любом случае, такой рациональный подход дает возможность посмотреть на возможность выхода из борьбы как на вариант, такой же реальный, как и продолжение противостояния.

Так еще Л. Козер писал: Некоторые социальные процессы являются конечными; это значит, что они определяются своим преходящим характером, а способы их завершения институционально предписаны. Другие социальные процессы, такие, как дружба, любовь, не имеют четкой точки завершения. Следуя закону социальной инерции, они продолжают действовать до тех пор, пока их участники не предложат ясных условий их прекращения. К такого рода процессам относится социальный конфликт. Это значит, что для завершения конфликта необходимо сознательное решение, к которому будут готовы обе стороны.

 

Послеконфликтная стадия состоит из 2 фаз:

· частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;

· полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

На этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных ценностей, отношений, ресурсов. Но при любом раскладе оконченный конфликт влияет как на конфликтантов, так и на социальную среду, в которой протекал конфликт. Последствия конфликта важны для всех.

И в заключение скажем об ограниченности, которую имеет динамическая модель описания конфликта. Наиболее важная проблема фазовых теорий конфликта заключается в том, что они могут выглядеть слишком простыми, фазовый анализ может преувеличивать роль логической последовательности пошаговой последовательности в развитии конфликта. По мнению А. Рапопорта, нельзя все конфликты подвести под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, когда противников разделяют непримиримые противоречия и они рассчитывают только на победу; есть конфликты типа дебатов, где возможен спор, возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа игр, где стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что данная схема дает идеальную модель развития конфликтного взаимодействия, тогда как реальность предоставляет нам множество примеров смещения фаз, круговорота, сокращенного протекания борьбы, затухания и нового возобновления противостояния и т.д.

 



2016-09-16 873 Обсуждений (0)
Личностные причины конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностные причины конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (873)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)