Вторая линия – уметь определять свое отношение к миру
1-й класс
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи; • объяснять, как люди помогают друг другу жить; • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; • называть основные особенности каждого времени года
• оценивать правильность поведения людей в природе; • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)
2-й класс
• объяснять отличия твердых, жидких и газообразных веществ;
• объяснять влияние притяжения земли, связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
• наблюдать за погодой и описывать её;
• уметь определять стороны света по Солнцу и по компасу;
• читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• называть основные природные зоны и их особенности
• оценивать правильность поведения людей в природе;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
3-й класс
Естествознание
• приводить примеры тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов, действия энергии;
• приводить примеры взаимосвязей между живой и не живой природой;
• объяснять значения круговорота веществ в природе и жизни человека;
• приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
• перечислять особенности хвойных и цветковых растений, животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов
• доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
Обществознание
• узнавать о жизни людей из исторических текстов, карты и делать выводы;
• отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
• объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
• погоду определять век, место события в прошлом;
• отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советсткой России и СССР, современной России; Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу
• учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, прошлому и настоящему родной страны
4-й класс
Естествознание
• объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
• применять знания в своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
• называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел;
• объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
• объяснять, в чем главное отличие человека от животных;
• находить противоречие между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения
• оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
• доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
Обществознание
• по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживание), какие у них черты характера;
• отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
• объяснять различие между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств, национальность человека от его расы, верующих разных религий и атеистов
• объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
• замечать и объяснять какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений
Тематическое планирование
Содержание предмета
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1-й класс
Как мы понимаем друг друга.
12 часов.
Познакомиться с учителем и одноклассниками.
Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. Во время экскурсии по школе.
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками .
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах .
Практическая работа: составить режим дня .
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
Как мы узнаём, что перед нами.
3 часа.
Называть окружающие предметы и их признаки.
Различать предметы и выделять их признаки.
Времена года.
10 часов.
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «времена года».
Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
Приведение примеров простейших причинно-следственных связей.
Твоя семья и твои друзья.
5 часов.
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями.
Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями.
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения . Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Практическая работа по освоению правил поведения в доме.
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном, записывать телефоны экстренной помощи.
Что нас окружает.
10 часов.
Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации.
Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.
Характеризовать разные виды транспорта.
Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни.
Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей.
Приводить примеры использования человеком богатств природы.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний.
Живые обитатели планеты.
14 часов.
Отчего и почему
2 часа
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам.
Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности.)
Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности).
Приводить примеры особенностей человека как разумного существа.
Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере.
Земля и Солнце.
18 часов.
Познакомиться с тем, как ученики будут учиться.
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов).
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства.
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.
Приводить примеры явлений природы.
Приводить примеры веществ, описывать их.
Называть особенности различных состояний веществ.
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы.
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере солнца и земли.
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.
Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
Характеризовать влияние притяжения земли на земные явления
Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Объяснять (характеризовать) движение земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями земли вокруг своей оси и вокруг солнца, демонстрировать эти движения на моделях.
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Сравнивать погоду и климат.
Характеризовать круговорот воды в природе.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
Глобус и карта.
6 часов.
Формы земной поверхности.
8 часов.
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки.
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков.
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.
Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
Земля – наш общий дом.
18 часов
Части света.
12 часов.
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах).
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны.
Обсуждать особенности 2-3 стран мира.
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, интернета и других информационных средств.
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу.
Находить на карте России родной регион.
Наша маленькая планета Земля.
4 часа.
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоёмы».
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
3-й класс
Вещество и энергия.
4 часа.
Приводить примеры веществ.
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы.
Приведение примеров движения под действием энергии.
Оболочка планеты, охваченная жизнью.
5 часов.
Характеризовать место обитания живых организмов.
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.
Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами .
Характеризовать роль солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
Экологическая система.
10 часов.
Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма).
Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы.
Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы.
Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме.
Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности.
Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы.
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Живые участники круговорота веществ.
14 часов.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (н).
Определять части цветкового растения.
Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).
Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения.
Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа).
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).
Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей.
Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения.
Проводить наблюдения во время экскурсии («природные сообщества родного края», «разнообразие растений и животных»).
Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей .
Различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.
Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Оценивать влияние современного человека на природу.
Оценивать свою личную роль в охране природы.
Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.
Характеризовать работу людей по сохранению природы.
Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).
Времена Древней Руси IX–XIII века.
6 часов.
Времена Московского государства. XIV–XVII века
5 часов
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века.
5 часов.
Времена Советской России и СССР. 1917–1991 годы.
9 часов.
Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий ; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры .
Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.
Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.
Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.
Практическая работа.
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным).
Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «мой предок – защитник родины в годы великой отечественной войны», «кем из моих предков я горжусь?», «какие поступки моих предков становятся для меня образцом».
Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции ; свои чувства и личные впечатления от увиденного.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры принять посильное участие в их охране.
Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах , традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.
Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) Из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны.
Современная Россия.
5 часов.
Объяснять значение понятий «государство», «демократия» а также правила демократического устройства власти в российской федерации, связь прав и обязанностей граждан.
Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз).
Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации.
Практическая работа.
Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран. Участвовать в коллективном исполнении гимна России.
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания, высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.
Практическая работа.
Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. Презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками.
Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.
Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников . Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников.
Описывать свои эмоции , чувства и личные впечатления, от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.
Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) Из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны.
4-й класс
Человек и его строение.
14 часов.
Происхождение человека.
3 часа
Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено).
Измерять температуру тела, вес и рост человека.
Учстие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением.
Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека .
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
Рукотворная природа.
14 часов.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Перечислять основные отрасли сельского хозяйства.
Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве .
Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека .
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды .
Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.
Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе .
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха .
Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха.
Характеризовать свойства воздуха.
Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.
Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых.
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых
Различать изученные полезные ископаемые.
Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) .
Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.
Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Оценивать влияние современного человека на природу
Оценивать свою личную роль в охране природы
Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы
Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края)
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни
Человек и его внутренний мир.
7 часов.
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.
Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране.
Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его.
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека.
Человек в мире людей.
4 часа.
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.
Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране .
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу ; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций .
Практическая работа.
Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.
Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.
Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) .
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Человек и прошлое человечества.
10 часов.
Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.
Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях .
Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам .
Человек и многоликое человечество.
7 часов
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом .
Практическая работа.
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, интернета и других информационных средств.
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Человек и единое человечество.
9 часов.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) . Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения .
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. Принять посильное участие в их охране .
Практическая работа.
Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.
Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.
Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка .
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) .
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...