Составляя перспективный план ознакомления детей с окружающим миром в повседневной жизни, необходимо сочетать его с содержанием учебного материала, предлагаемого детьми на соответствующих фронтальных занятиях. В настоящем пособии предложен вари-: ант перспективного плана, который в каждом дошкольном учреждении может быть изменен, дополнен в соответствии с содержанием реализуемой Программы.
Среди вопросов ознакомления дошкольников с окружающим выделены три Направления: труд людей, предметы ближайшего окружения (в некоторых программах рукотворный мир) и сенсорное развитие, в котором помимо формирования у детей знаний о цвете, форме, величине предлагаются задания по классификации предметов по разным признакам, а также упражнения в развитии мелкой моторики рук.
Темы
Содержание
Методические приемы
Сентябрь
«Труд людей»
Труд взрослых в детском саду: воспитатель, няня
Наблюдение за трудом няни, помощь няне. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя.
Продуктивная деятельность: помощь няне (хозяйственно-бытовой труд)
«Предметы
ближайшего
окружения»
Предметы в группе: игрушки, мебель
Беседы: «Как мы играем с игрушками», «Какая у нас мебель». Чтение: А. Барто «Игрушки», Б. Заходер «Строители». Дидактические игры: «У нас порядок», «Что для чего». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Построим мебель для куклы и мишки»
«Сенсорное развитие»
Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по цвету
Дидактические игры: «Подбери предметы по цвету», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Кто скорее соберет игрушки»
Закрепление знания геометрических фигур круг и квадрат
Дидактические игры: «Какие бывают фигуры», «Найди такой же», «Что лежит в мешочке»
Развитие мелкой моторики рук
Дидактическая игра «Играем с бумажными шариками»
Октябрь
«Труд людей»
Работа медсестры, повара в детском саду
Экскурсия по детскому саду, наблюдение.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Кто где работает».
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника»
«Предметы
ближайшего
окружения»
Посуда столовая, чайная
Рассматривание предметов посуды, картинок.
Беседа «Что для чего служит».
Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Покормим мишку обедом», «Варим обед для гостей».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Продуктивная деятельность: «Лепка тарелочек»,
«Украшение чашки»
«Сенсорное развитие»
Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине
Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны
Ноябрь
«Труд людей»
Работа шофера: водит машину, привозит и сгружает продукты, ремонтирует машину
Наблюдение.
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»
«Предметы
ближайшего
окружения»
Продукты питания
Рассматривание картинок.
Беседа «Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать».
Дидактические игры: «Как это называется», «Найди такой же».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов».
Продуктивная деятельность: «Баранки и бублики», «Лепешки для мишки»
Наблюдение.
Рассматривание иллюстраций.
Помощь няне в стирке кукольного белья.
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Продуктивная деятельность: «Нарисуем красивые полотенца»
«Предметы
ближайшего
окружения»
Одежда, обувь
Рассматривание одежды детей.
Рассматривание картинок.
Дидактические игры: «Какая это посуда», «Найди
и назови».
Продуктивная деятельность: «Украсим кукле фартучек, свитер, платье»
Классификация понятий «одежда - обувь», уточнение цвета, формы, величины
«Сенсорное развитие»
Закрепление умения чередовать предметы по величине
Дидактические игры: «Нанизывание больших и маленьких буе», «Поставь большие и маленькие елочки (кубики, матрешки) в ряд»
Январь
«Труд людей»
Работа дворника детского сада: подметает, сгребает снег, посыпает дорожки песком, трудится, чтобы всем было удобно ходить по дорожкам
Наблюдение.
Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Помощь в уборке снега. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
«Предметы
ближайшего
окружения»
Предметы, созданные человеком (одежда, посуда, мебель, игрушки)
Рассматривание предметов.
Беседа «Предметы вокруг нас».
Дидактические игры на классификацию предметов.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Продуктивная деятельность: «Украсим тарелочку, стульчик для куклы, платье»
«Сенсорное развитие»
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал
Дидактические игры: «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Найди то, что я покажу»
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый
Дидактические игры: «Воздушные шары», «Веселые флажки», «Разноцветные игрушки», «Поставь игрушку в свой обруч»
Развитие мелкой моторики рук
Игры с крупой: сортировка гороха и фасоли
Февраль
«Труд людей»
Работа продавца: взвешивает продукты, получает деньги, вежливо разговаривает с покупателями
Целевая прогулка к магазину.
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин»
«Предметы
ближайшего
окружения»
Транспорт грузовой, пассажирский: развозит людей и разные грузы на разных машинах
Целевая прогулка к месту подвоза продуктов в детский сад. Рассматривание иллюстраций «На улице города». Беседа «Какие бывают машины». Дидактическая игра «Найди и назови». Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Продуктивная деятельность: «Построим машину»
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, голубой
Дидактические игры: «Найди и назови». «Живое домино», «Подбери по цвету»
Развитие мелкой моторики рук
Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу
Март
«Труд людей»
Труд мамы: готовит обед, стирает, гладит, шьет, штопает, ухаживает за Детьми
Рассматривание фотографий, иллюстраций.
Беседа «Как работает мама».
Фотовыставка «Наши мамы».
Чтение: Я. Аким «Мама», М. Ивенсон «Кто поможет», Сюжетно-ролевая игра «Семья»
«Предметы
ближайшего
окружения»
Предметы, созданные природой: шишки, желуди, песок, глина, вода
Рассматривание природного материала (шишки, желуди, кора дерева), сравнение предметов, сделанных руками человека и созданных природой.
Беседа «Что сделано руками человека и создано природой».
Игры в Центре воды и песка.
Продуктивная деятельность: участие в изготовлении поделок из природного материала
«Сенсорное развитие»
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал
Дидактические игры: «Подбери по форме», «Кому какая фигура»
Обучение сравнению предметов путем наложения и нахождение одинаковых
Дидактическая игра «Найди такой же предмет (елочку, колечко и т.д.)»
Развитие мелкой моторики рук
Игры с природным материалом
Апрель
«Труд людей»
Труд парикмахера: стрижет, бреет, делает прически
Рассказ с использованием иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Рассматривание предметов и картинок. Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови, что это». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Магазин игрушек», «Магазин продуктов». Продуктивная деятельность: «Моя любимая игрушка», «Построим куклам мебель»
«Сенсорное развитие»
Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный)
Окрашивание воды
Обучение группированию предметов по форме, отвлекаясь от цвета
Дидактические игры: «Кому какая форма», «Подбери картинки для куклы и мишки»
Развитие мелкой моторики рук
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, ежик)
Май
«Труд людей»
Как трудятся люди -закрепление знаний о профессиях работников детского сада, шофера, парикмахера, продавца
Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей
разных профессий.
Беседы: «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем».
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт»
«Предметы
ближайшего
окружения»
Закрепление дифференцировки предметов: посуда -столовая, чайная, кухонная; одежда - для. девочек, для мальчиков, зимняя, летняя; транспорт - грузовой, легковой, специальный
Рассматривание предметов.
Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накроем стол для обеда», «Какая это посуда», «Оденем Катю и Мишу», «Что надеть зимой и летом», «Что везет машина». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Транспорт», «Кафе»
«Сенсорное развитие»
Формирование умения выбирать на глаз предметы одинаковой величины
Дидактические игры: «Сбор фруктов», «Найди такой же»
Развитие мелкой моторики рук
Игры с веревочкой: выкладывание геометрических фигур
Июнь - август
«Труд людей»
Закрепление знаний о знакомых профессиях: действия, предметы для труда
Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий.
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Назови профессию и подбери предметы». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт»
«Предметы
ближайшего
окружения»
Закрепление знаний
о предметах ближайшего окружения,
дифференцировка
Беседы: «Какая у нас посуда», «Для чего нужна мебель», «Что и когда мы надеваем», «Как одеваются девочки и мальчики».
Дидактические игры: «Что лишнее», «Найди и назови».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды и обуви», «Магазин посуды», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Транспорт», «Кафе».
Продуктивная деятельность: «Чайная (столовая, кухонная) посуда», «Машины на нашей улице»
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...