Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ознакомление с природой



2018-07-06 653 Обсуждений (0)
Ознакомление с природой 0.00 из 5.00 0 оценок




В содержание этого раздела плана целесообразно включить не только знания, которые могут быть реализованы на прогулке, но и те, которые расширят, закрепят представления детей о природе в целом: домашних и диких животных, комнатных растениях и т.д. В зависимости от условий дошкольного учреждения некоторые знания могут быть даны на основе непосредственного наблюдения, другие - на основе иллюстративного материала, рассказов воспитателя, чтения и т.д.

Детям второй младшей группы, особенно проживающим в городе, недоступно понимание содержания сельскохозяйственного труда, тогда как знания о сезонных изменениях в одежде, играх детей в разное время года целесообразно включить в содержание воспитательно-образовательной работы. Поэтому в раздел «Труд людей в природе» в основном включено именно это содержание знаний.

Содержание наблюдений в природе дано в соответствии с природными условиями средней полосы России, поэтому для дошкольных учреждений других районов необходимо внести соответствующие коррективы. В некоторых случаях в содержании приведены и приемы ознакомления с ним детей: рассмотреть, наблюдать, провести простейшие опыты и т.д.

В графе «Методические приёмы» не указывается наблюдение, так как это один из основных приемов, который используется при ознакомлении детей с природой постоянно. Здесь приведены только те приемы, за счет которых могут быть дополнены и закреплены знания детей. Некоторые из приемов, как, например, опытно-исследовательская деятельность детей, вошли в графу «Содержание», так как требовали конкретизации по отношению к определенным объектам. Предлагая рассматривание картин и иллюстраций при закреплении знаний детей о природе, мы надеемся, что педагоги сами подберут конкретный изобразительный материал и внесут его в перспективный план.

 

Объекты Содержание Методические приемы
Сентябрь
Растительный мир Рассмотреть клумбы с цветущими растениями. Закреплять умение находить у травянистых растений стебель, листья, цветы. Рассмотреть помидор, огурец, закрепить умение различать их по цвету, форме. Обратить внимание на цвет ствола у березы, закрепить понятие о строении дерева (ствол, ветки, листья). Наблюдать за изменением окраски листьев Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Покажи и назови», «Найди такой же», «Найди, что назову». Продуктивная деятельность: «На нашем участке растут березки», «Консервируем овощи и фрукты»
Животный мир Наблюдать за птицами. Отметить, что птицы бывают большие и маленькие. Закреплять умение различать птиц по величине. Наблюдать за собакой, учить выделять характерные признаки внешнего вида Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение: В. Стоянов «Воробей». Дидактические игры: «Покажи такую же», «Большая или маленькая», «Найди, о чем расскажу»
Неживая природа Обратить внимание на погоду, встать лицом к солнцу, постоять, ощутить его тепло. Сделать то же в тени. Закреплять умение определять состояние погоды по определенным признакам, обозначать словом (тепло, холодно, идет дождь). Наблюдать за дождем, подвести к пониманию: осенью пасмурно, дождливо. Знакомить со свойствами песка сухого и мокрого. Закреплять знания о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная Беседа «Какая сегодня погода». Чтение: потешки «Солнышко, ведрышко», «Дождик, дождик, полно лить...». -Продуктивная деятельность: «Дождик льет на улице, мне нельзя гулять» Игры в Центре воды и песка
Труд людей в природе Уточнить название одежды детей и взрослых, отметить, что люди стали одеваться теплее Беседа «Наша одежда». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Октябрь
Растительный мир Рассмотреть опавшие листья, упражнять в различении листьев березы и тополя по цвету, форме и величине, собирать букеты. Рассмотреть деревья без листьев. Побегать по опавшим листьям, послушать их шуршание Сбор осенних листьев, изготовление из них венков, букетов. Дидактические игры: «Найди такой же», «Подбери лист», «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок». Продуктивная деятельность: «Листья желтые летят, скоро голым будет сад»
Животный мир Наблюдать за воробьями, объяснить, что птиц пугать нельзя. Наблюдать за собакой, уточнить название частей тела животного. Рассмотреть иллюстрации домашних животных, закреплять их название, выделять характерные особенности (рога, хвост и т.д.) Беседы: «Воробушки», «Домашние животные». Чтение: потешки «Ой, ду-ду-ду-ду». «Котя, котя, коток...», «Ой, бычок, мой бычок...». Продуктивная деятельность: «Крошки для воробушков»
Неживая природа Продолжать закреплять знания о свойствах песка. При помощи цветных флажков, бумажных ленточек определять, когда дует ветер, послушать шуршание ленточек: Закреплять умение различать день и ночь. Наблюдать за дождем, закреплять признаки осени: пасмурно, дождливо, похолодало Постройки из песка. Чтение: потешка «Дождик, дождик, полно лить...», А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч...»., М. Пришвин «Листопад». Продуктивная деятельность: «Ленточки колышутся от ветра»
Труд людей в природе Отметить изменения в одежде: люди стали надевать плащи, куртки, шапки, резиновые сапоги, брать зонты Беседа «Как изменилась одежда людей». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Ноябрь
Растительный мир Отметить, что на деревьях почти нет листьев, они опали. Опавшие листья стали темными, они шуршат под ногами. Закреплять знание о строении дерева. Показать произошедшие изменения: листья опали, трава завяла Рассматривание картин и иллюстраций, листьев. Беседа «Наши деревья». Дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне». Продуктивная деятельность: «Опавшие листочки устилают землю»
Животный мир Показать улетающие стаи птиц, объяснить, что они летят в теплые края. Наблюдать за воробьями, продолжать учить не пугать птиц. Рассказать, что птицам сейчас голодно, вывесить кормушку, понаблюдать за прилетающими птицами. Закрепить знания о внешнем виде и передвижении птиц. Наблюдать за кошкой, уточнить особенности внешнего вида Изготовление кормушки. Беседа о птицах. Чтение: потешка «Котя, котя, коток...», Е. Чарушин «Кошка». Продуктивная деятельность: «Киска ходит по двору, оставляет следы»
Неживая природа Наблюдать за ветром. Подвести к пониманию: дует ветер, качает ветви деревьев. Продолжать знакомить с характерными признаками осени. Продолжать наблюдение за дождем: он идет долго, на улице пасмурно, холодно. Рассмотреть замерзшие лужи, познакомить со свойствами льда. Наблюдать первый снег. Отметить изменения в одежде людей Определение силы ветра с помошью ленточек. Беседа «Осень проходит, скоро зима». Чтение: потешка «Дождик, дождик, перестань,..», Е. Благинина «Дождик, дождик, не дожди...», А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч...». Продуктивная деятельность: «Лужи на дорожках»
Труд людей в природе Отметить, что стало еще холоднее, дети надели рейтузы, теплые куртки и шапки Беседа «Как одеться потеплее». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Продуктивная деятельность: «Варежки для Машеньки»
           

 

 

Декабрь
Растительный мир Сравнить два вида деревьев с ярко выраженными отличиями в окраске ствола, учить различать и называть их, выделять ствол, ветви, видеть красоту окружающей природы. Рассмотреть внешний вид березы в зимнем уборе, закреплять название, умение распознавать по цвету коры. Рассматривать стволы деревьев на участке, сравнивать по толщине ствола. Уточнить строение комнатных растений, различать и называть стебель, лист, цветок Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Пришла настоящая зима». Чтение: потешка «Уж ты зимушка-зима...». Дидактические игры: «Назови правильно», «Кто быстрее найдет дерево», «Покажи лист, цветок, стебель»
Животный мир Наблюдать за воробьями. Закреплять умение узнавать их по внешнему виду, воспитывать желание заботиться, подкармливать. Продолжать учить вести себя около птиц спокойно, наблюдать за их повадками около кормушки. Наблюдать за вороной, отметить особенности внешнего вида, обратить внимание на издаваемые звуки Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Теплюк «Котята», Я. Тайц «Кыш!». Дидактическая игра «Кто это?»
Неживая природа Наблюдать, как падает снег/Рассмотреть и перечислить, куда падает, где лежит снег. Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы. Предложить взять снег в ладошку, дать определения: холодный, белый, в руке тает. Знакомить со свойствами льда: скользкий, холодный, по нему можно прокатиться Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Какой бывает снег». ■ Чтение: И. Никитин «Жгуч мороз трескучий...», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз...», С. Маршак «Декабрь». Продуктивная деятельность: «Снег всю землю устилает»
Труд людей в природе Наблюдать за играми детей старших групп, рассмотреть, как они одеты. Подвести к пониманию того, что зимой холодно, поэтому дети одеты тепло. Подводить к пониманию причинно-следственных связей Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Как одеваться зимой»
Январь
Растительный мир Рассматривать и сравнивать деревья, упражнять в различении их по окраске ствола и назывании. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе, вызвать желание полюбоваться ими. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Рассмотреть одно из комнатных растений, запомнить его название, закрепить название Частей Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как красив зимний лес», «Гуляем и кустики не ломаем». Продуктивная деятельность: «Деревья на нашем участке»
Животный мир Наблюдать за собакой. Закреплять первоначальное представление, продолжать учить выделять и называть основные части ее тела. Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным умение спокойно вести себя вблизи них. Наблюдать за птицами, прилетающими на участок, предложить найти ворону, понаблюдать за ее повадками, передвижением, послушать звуки, которые она издает. Наблюдать за галками. Познакомить с особенностями внешнего вида Рассматривание иллюстраций. Беседы: «как заботиться о собачке», «Кто прилетает на кормушку». Дидактические игры: «Назови птичку», «Опиши, мы отгадаем», «Найди такую же и назови». Продуктивная деятельность: «Косточка для собачки», «Птичка»
Неживая природа Наблюдать за снегом: он легкий, пушистый, падает отдельными снежинками. Знакомить со свойствами снега в разную погоду. Предложить слепить из снега снеговика. Закреплять свойства льда (гладкий, скользкий, скользить по нему легко). Обратить внимание на погоду: солнышко светит, снег сверкает на солнце. Продолжать закреплять название состояния погоды - солнечно. Уточнить представления детей о признаках зимы, воспитывать умение любоваться красотой зимней природы. При помощи султанчиков определять, есть ли ветер, продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Какой бывает снег». Чтение: В. Берестов «Снегопад», И. Суриков «Зима». Продуктивная деятельность: «Снег идет»
Труд людей в природе Наблюдать за играми старших детей, уточнить название одежды. Закрепить понимание того, что зимой холодно, поэтому люди одеваются тепло Рассматривание иллюстраций; Беседы: «Игры детей зимой», «Почему детям не холодно». Чтение: украинская народная сказка «Рукавичка». Продуктивная деятельность: «Теплый шарфик для куклы»
Февраль
Растительный мир Продолжать учить детей видеть красоту заснеженных деревьев. Совершенствовать умение называть и различать 2-3 дерева по стволу. Уточнить знания о строении дерева: ствол, ветки. Продолжать знакомить с названиями комнатных растений (1-2 контрастных по внешнему виду) Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Назови дерево», «Как называется эта часть дерева?»
Животный мир Обратить внимание на птиц, прилетающих на кормушку, полюбоваться ими, закрепить название. Наблюдать за голубями: они больше воробьев воркуют. Воспитывать бережное отношение к птицам. Наблюдать за вороной. Обратить внимание на типичную окраску, величину, закрепить умение узнавать ее по внешнему виду, издаваемым звукам. Наблюдать за собакой. Закрепить представление, что это домашнее животное живет рядом с человеком Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка «Люли, люлюшки, люлю», В. Стоянов «Воробей». Дидактическая игра «Найди такую же птичку». Чтение: Е. Чарушин «Собака». Продуктивная деятельность: «Мисочка для собачки»
Неживая природа Закреплять представление о признаках зимы холодно, морозно, много снега. Предложить поймать снежинку на темную бумагу, рассмотреть, полюбоваться. Закреплять понятие о том, что снег падает отдельными снежинками. В период оттепели закрепить знание о свойствах снега: он может быть липким, из него можно сделать комочки, фигурки животных. Заморозить воду в формочках, показать свойства воды. Подводить к установлению связи: на улице холодно, поэтому вода замерзла. Наблюдать метель, послушать завывание ветра, понаблюдать, как он несет снег, наметает сугробы Рассматривание иллюстраций. Чтение: А. Барто «Снег», И. Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода...», А. Чепурнов «Вьюга по полу не скачет». Продуктивная деятельность: «Снеговик», «Снежные комочки», «Большие сугробы», «Метет метель»
Труд людей в природе Закреплять представления о причинно-следственных связях между одеждой людей и погодой, уточнить название зимней одежды Дидактические игры на закрепление названий одежды
Март
Растительный мир Закреплять умение различать 2-3 дерева по стволу, 2-3 комнатных растения и называть их, уточнить части Дидактические игры на закрепление названий деревьев и комнатных растений и их частей. Продуктивная деятельность: «Наши цветы»
Животный мир Наблюдать за голубями и воробьями, обратить внимание на их различие и сходство Беседа «Воробьи и голуби». Чтение: Д. Новиков «Воробьи». Дидактические игры: «Какая это птичка», «Похожи - не похожи», «Найди такую же и назови». Продуктивная деятельность: «Слепим кормушку для птичек»
Неживая природа Учить замечать изменения в погоде (становится теплее). Обратить внимание на весеннее солнце: яркое, теплое. Предложить постоять лицом к солнцу, почувствовать его тепло. Сравнить температуру на солнце и в тени. Подводить к простейшим выводам. Закреплять название погоды: солнечно. Послушать звон капели. Предложить покататься с горки, уточнить, что она осела, проваливается, снег подтаивает на солнце и становится рыхлым. Подводить к длительному наблюдению за таянием снега, его состоянием: стал темным, серым, а зимой был белым, чистым. Появились лужи. Продолжать закреплять признаки воды: холодная, прозрачная Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Наступила весна». Чтение: потешка «Весна, весна красна...», А. Бродский «Солнечные зайчики». Игры с солнечным зайчиком. Продуктивная деятельность: «Пришла весна, на дорогах лужи»
Труд людей в природе Отметить, что к концу месяца дети стали одеваться в более легкую одежду. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи: становится теплее, люди одеваются не так тепло, как зимой Наблюдение за играми старших детей, сравнение их одежды с зимней. Дидактическая игра «Как называется одежда»
Апрель
Растительный мир Наблюдать за появлением «барашков» на вербе. Отметить появление первой травы, цветов мать-и-мачехи Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Пришла настоящая весна». Чтение: А. Фет «Уж верба вся пушистая...». Продуктивная деятельность: «Пушистая верба»
Животный мир Наблюдать за кошкой. Закреплять умение различать и называть части тела, чем питается, как передвигается, какие звуки издает. Наблюдать за воробьями: собираются стайками, чирикают, купаются в лужах. Отметить появление первых насекомых. Понаблюдать за ними в стеклянной банке, выпустить Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение: Д. Новиков «Кот Васька», «Воробьи», Е. Чарушин «Кошка», В. Сутеев «Три котенка». Дидактические игры: «Найди такое же животное и назови», «Опиши, мы отгадаем». Продуктивная деятельность: «Птички»
Неживая природа Наблюдать за таянием снега на участке и в формочках, поставленных на солнцепеке. Подводить к самостоятельным выводам. Закреплять чувственный опыт детей: подставить лицо солнцу, почувствовать его тепло. Наблюдать за ручейками, уточнить, что они появились от растаявшего снега. Обратить внимание на песок, закреплять знание о его свойствах: из сырого можно лепить, сухой рассыпается Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Уж тает снег, бегут ручьи». Чтение: 3. Александрова «Капель», В. Берертов «Весенняя песенка». Игры: пускание корабликов, игры с песком
Труд людей в природе Обратить внимание на изменение одежды детей: они сменили зимнюю одежду на более легкую. Подвести к выводу о причинно-следственных связях. Уборка участка, труд взрослых по благоустройству города Беседа «Как изменилась одежда». Чтение: 3. Александрова «Весенняя уборка». Дидактические игры на закрепление названий одежды
Май
Растительный мир Наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нарциссы), продолжать учить различать части растений: стебель, листья, цветы. Посадка лука, гороха, ознакомление с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на красоту цветущего сада. Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений. Рассмотреть одуванчик, уточнить его название, внешний вид, части Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Какие цветы цветут на нашем участке», «Как мы будем сажать огород». Чтение: Е. Благинина «Одуванчик», Е. Серова «Одуванчик», П. Воронько «Березка». Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Назови цветок». Продуктивная деятельность: «На лугу цветут одуванчики», «Цветущий сад»
Животный мир Закреплять знания о курице и цыплятах (внешний вид, поведение), сравнить их по величине. Закреплять знания о корове и теленке: внешний вид, произносимые звуки, мама и детеныш. Рассмотреть божью коровку, воспитывать бережное отношение к насекомым. Закреплять знания о бабочках и жуках (есть крылья, летают) Рассматривание иллюстраций. Беседа «Домашние животные». Чтение: потешки «Петушок, петушок», «Курочка-рябушечка», «Дай молочка, буренушка», Д. Новиков «Курица», Е. Чарушин «Курочка», «Корова». Дидактические игры: «Кто как кричит», «Чьи это детки», «Найди маму». Продуктивная деятельность: «Божьи коровки ползают по травке»
Неживая природа Закреплять знания о признаках весны. Опытным порядком установить, что утром на улице вода в тазике холодная, к концу прогулки теплая, закреплять умение видеть причинно-следственные связи. При посадках рассмотреть землю: черная, мягкая, рыхлая, прогретая солнцем. Рассмотреть засохшую глину, дать почувствовать, что засохшая глина твердая Беседа «Что бывает весной». Чтение: С. Дрожжин «Первый гром», А. Прокофьев «Солнышко», А. Плещеев «Травка зеленеет...»
Труд людей в природе Продолжать наблюдения за одеждой детей старшей группы: сменили куртки на кофточки, шапки - на панамки. Учить видеть взаимосвязь погоды и одежды детей Беседа «Как меняется одежда». Продуктивная деятельность: «Узор на кофточке»
             

 

Июнь
Растительный мир Наблюдать за всходами овощных растений, учить замечать изменения. Рассмотреть растения цветника, уточнить цвет, форму лепестков, напомнить о правилах ухода. Сравнить листья тополя и березы. Познакомить с одним растением луга (колокольчик, ромашка), рассмотреть стебель, листья, цветок, закрепить знание о строении растения Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы ухаживаем за огородом». Чтение: А. Толстой «Колокольчики мои...», Ф. Грубин «Белые ромашки-сестрички», 3. Александрова «Ромашки», Н. Курочкина «Нарядные платьица, желтые брошки...». Продуктивная деятельность: «Цветы на лугу»
Животный мир Наблюдать за жуками (ползают, летают), закреплять умение сравнивать, развивать наблюдательность. Уточнить знания о собаке и щенятах, особенности внешнего вида, отличие. Закреплять знания о курице и цыплятах Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие бывают жуки». Чтение: Л. Воронкова «Бедовая курица», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д. Новиков «Пес Барбос». Продуктивная деятельность: «Цыплята гуляют на травке»
Неживая природа Наблюдать радугу. Предложить полюбоваться ею, воспитывать любовь к родной природе. Обратить внимание на песок, уточнить его свойства (из влажного можно лепить, строить, сухой рассыпается). Учить сравнивать, определять его свойства на ощупь. Закреплять знания о свойствах глины, учить выделять и называть признаки Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка «Радуга-дуга, не давай дождя...», В. Жуковский «Загадка»
Труд людей в природе Наблюдать за трудом старших детей на огороде и цветнике: сажают, поливают, заботятся о растениях Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как трудятся дети на огороде»
Июль
Растительный мир Наблюдать за изменениями, происходящими в огороде и цветнике, закреплять названия растений, внешний вид. Рассмотреть овощи, выросшие на грядках (морковь, огурцы), назвать характерные -признаки. Рассмотреть фруктовые деревья и плоды на них. Закреплять знание о строении дерева Рассматривание иллюстраций. Беседа «Вот какой огород». Чтение:,Ю. Тувим «Овощи». Дидактические игры: «Найди, что назову», «Найди, о чем расскажу», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Продуктивная деятельность: «Овощи и фрукты»
Животный мир Наблюдать за бабочками, закреплять знания о внешнем виде, учить спокойно вести себя вблизи них. Закреплять знание о козе и козленке, корове и теленке: особенности внешнего вида, отличие Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Бабочки и жучки», «Домашние животные». Чтение: потешки «Привяжу я козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду...», Е. Чарушин «Коза», «Корова», Ф. Саммбер «В кругу друзей». Дидактические игры: «Кого не стало», «Найди на картинке, кто летает (прыгает, плавает...)». Продуктивная деятельность: «Бабочки на лугу»
Неживая природа Наблюдать летнюю грозу, рассматривание участка после дождя (лужи, мокрая земля). Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи. Уточнить знания о воде: прозрачная, мокрая. Учить по цвету определять, сухой или влажный песок. Уточнить, что в тени деревьев прохладнее, а на солнце жарко. Продолжать вести наблюдение за ветром, играя с вертушками, султанчиками Беседа «Дождик, дождик, полно лить». Чтение: Е. Благинина «Дождик, дождик, не дожди...», С. Дрожжинт «Первый гром». Продуктивная деятельность: «Яблоньки под дождем»
Труд людей в природе Продолжать наблюдение за трудом детей старших групп в огороде и цветнике. Закреплять умение находить причинно-следственные связи между погодой и одеждой детей и взрослых Беседы: «Как трудятся ребята на огороде», «Что растет на огороде»
Август
Растительный мир Закреплять умение различать, овощи по названию, цвету, величине, форме. Рассмотреть плодовые деревья, закреплять умение различать разные по форме и цвету яблоки. Рассмотреть астры, закреплять представление о частях растения, вызвать желание любоваться цветами. Рассмотреть травянистые растения луга, уточнить название, особенности внешнего вида Рассматривание иллюстраций. Беседа «Разные овощи и фрукты». Дидактические игры на определение овощей, фруктов, цветов. Продуктивная деятельность: «В саду созрели яблоки», «Вот какой огород»
Животный мир Закреплять знания о домашних животных и их детенышах: название, особенности внешнего вида, отличие взрослых животных и детенышей Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Домашние животные». Чтение: потешка «Эй, бычок, мой бычок...», русская народная сказка «Волк и козлята», А. Барто «Кто как кричит», «Козленок», Д. Новиков «Коза», «Утка», «Бычок», Л. Толстой «У Розки были щенки», В. Сутеев «Цыплята и утята». Дидактические игры на закрепление названий животных и их детенышей
Неживая природа В ветреную погоду послушать шелест листьев, наблюдать, как качаются ветви деревьев. Закреплять умение определять состояние погоды по основным признакам Беседа «Какая бывает погода». Дидактическая игра «Как называется такая погода»
Труд людей в природе Наблюдать сбор урожая на огороде, сбор семян в цветнике. Закреплять название овощей и цветочных растений Беседа «Как убирают урожай». Дидактические игры на закрепление названий овощей и фруктов
           

 

Труд

Планирование содержания трудовой деятельности может осуществляться по формам ее организации: поручения, дежурство, коллективный труд.

Одной из форм организации трудовой деятельности дошкольников является поручение. В настоящем пособии они не распределены по месяцам, так как содержание их зависит от условий каждого дошкольного учреждения и конкретной группы. Педагоги могут отобрать из предлагаемого перечня на данный месяц те поручения, содержание которых должно быть постепенно освоено каждым ребенком группы, а затем в следующем месяце начать обучение другим видам трудовой деятельности.

Дежурство по столовой может быть введено со второй половины года во второй младшей группе или с начала года в средней группе. Деятельность детей в данном случае находится под постоянным контролем и осуществляется при участии взрослого - помощника воспитателя или воспитателя, поэтому содержание деятельности детей в процессе дежурства почти повторяет другую форму ее организации - совместный труд со взрослым. Эту работу можно спланировать помесячно.

Во второй младшей группе не организуется коллективный труд, он проводится в виде совместной трудовой деятельности со взрослыми. Содержание этого вида организации трудовой деятельности детей также предложено общим списком. Воспитатели смогут отобрать из него те виды деятельности, которые соответствуют условиям детского сада и возможностям детей группы.

Основными методическими приемами при формировании трудовых навыков во всех возрастных группах являются показ, объяснение, напоминание, указание, уточнение, наблюдение за деятельностью других детей, поэтому они могут повторяться почти ежемесячно, однако необходимо подобрать дидактические игры, игровые приемы, сюжетно-ролевые игры, художественную литературу и другие приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению детьми трудовых действий. Некоторые из них указаны в настоящем пособии.

 

 

 

 

 

 

Формы организации трудовой деятельности Содержание и объем трудовых навыков Методические приемы
В помещении На участке
Поручения Расставлять игрушки. Расставлять книжки. Раскладывать на столах некоторые материалы к занятиям. Убирать мусор в корзину. Расставлять стулья в групповой комнате, в зале. Раскладывать отточенные карандаши. Собирать со столов кисточки после занятия собирать обрезки бумаги со столов после занятия. Убирать строительный материал. Протирать игрушки, столы, подоконники влажной тряпкой. Переодевать кукол. Помогать сверстникам убирать игрушки. Поливать растения. Сажать лук Собирать игрушки перед уходом с прогулки. Поливать песок из леек. Подметать в домиках и прочих постройках. Протирать на веранде скамейки. Собирать мусор. Сгребать листву, сносить ее в ведрах в кучу, отвозить на тележках. Сметать снег со скамеек, построек. Собирать снег в кучу, нагружать ящики, свозить к месту построек. Расчищать небольшой отрезок дорожки. Сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Поливать клумбы, грядки. Собирать срезанную траву. Собирать урожай лука, фасоли. Убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележки, отвозить в определенное место. Подкармливать птиц. Собирать природный материал Показ приемов работы, объяснение, напоминание, замечание. Дидактические игры: «У нас порядок», «Назови птицу», «Покажем мишке (Карлсону, кукле), как правильно расставить игрушки, как убирать строительный материал и т.д.». Занятие «Посадка лука»
Дежурство (со второй половины года)   Февраль. Учить дежурить по столовой: вымыть руки, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу на свой стол, раскладывать ложки справа от тарелки Занятие по обучению дежурству по столовой. Показ, напоминание, наблюдение за работой дежурных с подгруппами детей
Март. Закреплять умение правильно готовиться к дежурству, расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки, держа за ручку Показ, объяснение, указания, напоминание. Рассматривание картинок из серии «Мы дежурим»
Апрель. Учить раскладывать ложки справа от тарелки ковшиком вверх. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы   Показ, объяснение, напоминание. Дидактические игры: «Накроем правильно на стол», «Покажем мишке, как надо убирать посуду со стола». Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Май - август. Закреплять навыки дежурства по столовой Напоминание,указания, пояснения. Дидактическая игра «Наша посуда». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад -дежурство»
Совместный труд со взрослым Помогать накрывать на стол (расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки). Помогать убирать посуду после еды (собирать чайные: ложки, относить хлебницы, салфетницы). Помогать в стирке кукольного белья, мытье игрушек. Помогать развешивать полотенца в умывальной комнате. Оказывать помощь в ремонте книг, атрибутов (намазывать детали клеем, прижимать их при склеивании). Помогать при уборке участка. Помогать посыпать дорожки песком Показ приемов работы, объяснение, поощрение, напоминание, указание
           

 

 

Литература

1. Алямовская В.Г., Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Культура поведения за столом. М.: Ижица, 2004. /

2. Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. Система работы. М.: Скриптории 2003, 2010.

3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1987.

4. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2004.

5. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. М.: Скриптории 2003, 2010.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1973.

7. Козлова С.А. Я- человек. Программа социального развития ребенка. М.: Школьная пресса, 2004.

8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М.: Сфера, 2005.

9. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. М.: Флинта, 2001.

10. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2003.

11. Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. М.: МИОО, 1991.

12. Никифорова Н.Б. Вот какой наш детский сад. М.: Скриптории 2003, 2009.

13. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование, занятия, досуг. М.: Скриптории 2003, 2005.

14. Николаева СО. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М.: Владос, 2002.

15. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М.: Скриптории 2003, 2009.

16. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Времена гбда: М.: Просвещение, 2006.

 



2018-07-06 653 Обсуждений (0)
Ознакомление с природой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ознакомление с природой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)