Структура и система технологического процесса.
Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Технологический процесс осуществляется с помощью набора, использования различных средств, форм и методов работы.
Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий. Социальный заказ делает необходимой педагогически правильную постановку и «инструментовку» целей и задач социально-культурной деятельности. Цель выступает как способ интеграции различных действий и усилий различных субъектов досуга в определенной последовательности. Методологически важно поставить цель и задачи социально-культурных технологий. Цель связана с конечным результатом, а задачи с конкретизацией путей, способов, подходов к решению проблемы. Цели социально-культурных технологий могут быть направлены на социализацию, жизнеобеспечение, коммуникацию, рекреацию, реабилитацию. Цели определяются реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, наличием ресурсов, психологическими и физическими особенностями объекта воздействия (личность, группы). Они учитывают анализ ситуации, задачи региона, особенности жизни людей, их идеалы, ценности, нормы поведения, культурно-досуговые интересы и предпочтения, характер трудовой деятельности и производственные условия, координацию действий с другими социальными институтами. Цели могут быть долгосрочными, краткосрочными, стратегическими, тактическими, оперативными и т.п. Форма СКД – это структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. Формы СКД: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка. Формы СКД делятся на: групповые, индивидуальные, массовые. Чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.
Метод - путь, способ достижения целей. Методы как способы целенаправленного педагогического, развивающего воздействия на аудиторию. В процессе оциально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы. Существует несколько групп методов СКД: - воспитательные - убеждение, внушение, поощрение (в СКД - метод морального поощрения), наказание, пример - информационно-просветительные - изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж… -организационные - методы социологического исследования объекта (исследовательские) - наблюдение, опрос, анализ, обобщение, эксперимент, адаптация… Методы СКД могут быть: -словесными (сообщение, разъяснение, обсуждение и т.д.) -наглядными (экспонирование, демонстрация, экранное информирование и т.д.) -консультативно-презентивными (информационно-рекомендательные, презентивно-иллюстративные, критико-аналитическими и т.д.) -художественного воздействия (театрализация, искусство и т.д.) Средства СКД – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Средства подразделяются на: •Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка. Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. •Хореография, пение, драматургия. Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира. • Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение) •Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура. Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио- общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура- множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.). Видео отличается от кинематография только тем, что использует для записи и/или воспроизведения любой другой носитель, кроме киноплёнки; впрочем, всё большее распространение цифровых технологий при киносъёмки и цифровых кинопроекторов способствуют тому, что грань между кино и видео практически стирается, и классическое кино всё больше отходит на задний план. • Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.) • Финансовые средства- это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет. • Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности. Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Классификация средств СКД · Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура. · Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п. · Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д. · Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п. · Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д. Субъектами социокультурной деятельности выступают специалисты, а объектом – аудитория. Следовательно, при выборе той или иной социокультурной технологии важно опираться на характер аудитории. Под содержанием материально-техническим обеспечением подразумевается совокупность предметов и оборудования, необходимых для производства определенного социокультурного проекта. Кадровое обеспечение – это наличие квалифицированных специалистов для производства определенного социокультурного проекта. Корректировка цели необходима поскольку в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со множеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем и т.д. В конечных результатах заключается эффективность современных технологий.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1996)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |