Учебная практика (2 недели):
Цель практики: получение первичных профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи.
Задачи практики:
-ознакомление с задачами и функциями учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;
- овладение умениями анализировать занятия учителя-логопеда, методами и методиками обследования письменной и устной речи школьников, имеющих нарушения речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи, протоколы речевого обследования учащихся, речевые карты, умениями составления конспектов и проведения логопедических занятий на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь), с учётом возрастных особенностей учащихся; навыком сбора информации для проведения консультаций с родителями.
Задания:
1. Общее ознакомление обучающихся с образовательной организацией, педагогическим коллективом, учителем-логопедом, учителями начальных классов, руководителем от ОО.
2. Ознакомление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами образовательной организации
3. Посещение уроков (не менее 5-ти) учителей начальных классов в 1-4 классе по разным предметам и наблюдение за тем, как учащиеся с нарушениями речи усваивают материал урока. Выводы из наблюдений; наблюдение за процессом ведения урока (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя, обращённой к детям); изучение нормативно-правового обеспечения Изучение форм взаимодействия учителя начальных классов, воспитателя и учителя-логопеда.
4. Посещение не менее пяти занятий учителя-логопеда; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя-логопеда) логопедических занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи
5. Ознакомление с различными видами консультационной работы учителя-логопеда (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); наблюдение за работой ПМПк образовательной организации; оформление индивидуального плана работы на первый период практики
6. Отчёт студента с элементами анализа по результатам наблюдения за проведением уроков учителя-логопеда начальных классов (анализ просмотренных уроков)
Отчетные документы по учебной практике(2 недели):
1. Индивидуальный план работы на период практики заполняется на две недели практики
2. Анализ просмотренных логопедических занятий (не менее 5) на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь),
3. Конспекты логопедических занятий индивидуальных (не менее 4-х), групповых (не менее 3) на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь) с комплексом наглядных пособий – должен быть анализ конспекта методистом и оценка за него: зачет или незачет с замечаниями
4. Протоколы обследования речи. Речевые карты двух учащихся.
5. Индивидуальные рекомендации (две памятки для родителей или один бюллютень) для родителей учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
6. Лекция или доклад для педагогического коллектива по проблемам обучения детей с нарушениями речи.
7. Самоанализ прохождения практики
8. Характеристика с места прохождения практики, подтвержденная подписью руководителя образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, и заверенная печатью
9. Мультимедийная презентация для итоговой конференции в школе и в университете
Производственная (4 недели):
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи.
Задачи практики:
-ознакомление с задачами и функциями учителя-логопеда на логопункет общеобразовательной организации;
- изучение особенностей диагностической, коррекционной, консультативной деятельности логопеда на логопункте общеобразовательной школы;
- овладение умениями реализовывать профессиональные обязанности логопеда на логопункте общеобразовательной школы: занятия учителя-логопеда, методами и методиками диагностики нарушений речевого развития детей общеобразовательной школы, составление, психолого-педагогических характеристик на детей с нарушениями речи, оформление протоколов речевого обследования учащихся, речевых карт, конспектов коррекционных логопедических занятий на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь), с учётом возрастных особенностей учащихся; консультирования.
Задания:
- Полное логопедическое обследование трех детей с нарушениями устной и письменной речи; заполнение протоколов обследования; оформление речевых карт
- Обсуждение индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов трёх обследованных детей
- Составление 5-ти конспектов зачетных логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение 5-ти зачетных логопедических занятий с оформлением сопутствующего дидактического материала;
- Проведение 2 консультаций для родителей по результатам диагностики устной и письменной речи обследованных детей
- Проведение1-й консультации для педагогов с учителем-логопедом
- Посещение и анализ зачётных логопедических занятий других практикантов (не менее трех) с анализом наблюдаемых коррекционных уроков;
Отчетные документы по производственной практике:
1. Индивидуальный план работы на период практики заполняется на все 4 недели практики
2. Анализ просмотренных логопедических занятий (не менее 5)Приложение
3.Конспекты зачетных логопедических занятий индивидуальных (не менее 3), групповых (не менее 3) с комплексом наглядных пособий (с анализом урока методистом и его оценкой – подпись методиста)
4. Протоколы обследования речи. Речевые карты двухучащихся.
5. Лекция или доклад для педагогического коллектива и консультативная беседа (бюллютень, памятки) для родителей.
6. Самоанализ прохождения практики
7. Характеристика с места прохождения практики, подтвержденная подписью руководителя образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и заверенная печатью
8. Мультимедийная презентация для итоговой конференции в школе и в университете
Содержание и оформление отчетных документов:
№ п/п
| Перечень отчетной документации
(форма предоставления отчета)
| Требования к содержанию
| Сроки отчета (все документы должны бать сданы методисту на базах обучения в последний день срока практики
|
|
|
|
|
-
| Индивидуальный план работы на период практики заполняется на все шесть недель практики
| Заполняется в первую неделю практики на все шесть недель по форме
Дни недели
| 1-я
нед.
| 2-я
нед.
| 3-я
нед.
| 4-я
нед.
| Понед.
| содержание работы на день (заполняется ежедневно)
|
|
|
| Вт.
(и т.д.)
|
|
|
|
|
| 1-я неделя практики
|
-
| Дневник практики
| Разделы дневника:
- Место прохождения практики.
- Нормативно-правовая документация учителя-логопеда.
3. Оборудование логопедического кабинета.
4. Оборудование классной комнаты.
5. Документация учителя-логопеда.
6. Календарно-тематическое планирование на период практики.
7. Расписание занятий (уроков).
8. Список детей с логопедическими заключениями.
9. Консультации для педагогов и родителей.
10. Самоанализ на 3 курсе.
11. Характеристика обучающегося-практиканта на 3курсе
| Срок окончания практики
|
-
| Анализ просмотренных логопедических занятий (не менее 5)
| Структура анализа индивидуального логопедического занятия.
1. Общие сведения о занятии.
2. Содержание занятия.
3. Организация занятия.
4. Соответствие темы, цели и задач урока программным требованиям.
5. Структура занятия
6. Методическая сторона занятия
7. Характеристика профессиональных умений логопеда
8. Качество работы логопеда
9. Выводы и предложения.
Структура анализа урока учителя-логопеда на логопункте в образовательном учреждении
1. Тема урока в структуре тематического планирования (какое по счету, период).
2. Цели (образовательные, коррекционные, воспитательные с коррекционной направленностью).
3. Соответствие темы и цели урока программным требования.
4. Соответствие материала урока его целям.
5. Активизация умственной деятельности учащихся (приёмы учителя).
6. Поведение учителя в случае неправильных ответов учащихся.
7. Реализация принципа развития (речевой материал должен преподноситься в доступной форме, но задания должны быть повышенной степени сложности).
8. Необходимая или достаточная наглядность.
9. Знания учителем индивидуальных и психоэмоциональных особенностей учащихся разного возраста. Демонстрация того, как знания реализуются на уроке.
10. Разнообразие видов работ и методических приемов.
11. Темп ведения урока.
12. Заинтересованность и активность учащихся на уроке.
13. Выводы: содержание последних заданий должно показать, что цели достигнуты
| Срок окончания практики
|
-
| Конспекты логопедических занятий индивидуальных (не менее 3), групповых (не менее 3) с комплексом наглядных пособий
| Структура конспекта индивидуального логопедического занятия.
Тема.
Цель.
Задачи (три).
Лексика.
Оборудование.
Ход занятия поэтапно.
Итог занятия.
Структура конспекта группового логопедического занятия.
Тема: коррекционная, лексическая, грамматическая.
Цель.
Задачи.
Оборудование.
План занятия.
Поэтапный ход занятия.
Итог занятия
| 1-я, 2-я и 3-я недели практики
|
-
| Протоколы обследования речи. Речевые карты двух учащихся.
| Структура речевой карты.
Ф.И.О. ребёнка
Возраст.
Школа, класс.
Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье.
Анамнестические данные.
Состояние звукопроизношения.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Исследование речевой моторики.
Исследование фонематического восприятия.
Исследование языкового анализа и синтеза.
Исследование словарного запаса.
Исследование грамматического строя речи.
Состояние речезрительных функций.
Исследование процесса чтения.
Исследование процесса письма.
Логопедическое заключение
| 3-я неделя практики
|
-
| Индивидуальные рекомендации для родителей учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
| Содержание индивидуальных рекомендаций определяется результатами обследования устной и письменной речи, неречевых процессов.
| 4-я неделя практики
|
-
| Конспекты зачётных уроков с полным наглядно-дидактическим обеспечением в презентационном варианте -3 конспекта: по предметам лингвистического цикла, по математике и по развитию речи
| Структура конспекта урока в школе для детей, посещающих занятия учителя - логопеда
Тема.
Тип урока.
Планируемые результаты: предметные; личностные; метапредметные.
Поэтапный ход урока.
Итоги урока.
| 4-я, недели практики
|
-
| Лекция или доклад для педагогического коллектива
| Содержание и структура определяется в тех условиях и возникшей потребности, в которых будет находиться обучающийся-практикант
| 2-я и 4-я недели практики
|
-
| Самоанализ прохождения практики
| Структура самоанализа прохождения практики.
1. Каким образом изучали работу образовательной организации, реализующей адаптированную программу для детей с нарушениями речи?
2. Какие методы, приемы использовали при изучении состава класса?
3. Сколько логопедических занятий/уроков посетили? С какими типами занятий/уроков познакомились?
4. Какие методические приемы были заимствованы вами и использованы при проведении занятий/уроков (у кого вы позаимствовали эти приемы)?
5. Количество самостоятельно проведенных занятий/уроков. Какие занятия/уроки прошли наиболее удачно, какие вызывали затруднения? Какие наглядные пособия были изготовлены вами при подготовке к занятиям/урокам?
6. Какие трудности вы испытывали при подготовке и проведении занятий/уроков и какая помощь была оказана вам логопедом?
7. Какую работу с родителями провели и в какой форме?
8. Какие умения и навыки приобрели в процессе практики?
10. 11. Общие выводы по практике. Ее значение в овладении профессиональными умениями учителя-логопеда, ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики
| Первые три дня после практики
|
-
| Характеристика с места прохождения практики, подтвержденная подписью руководителя образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и заверенная печатью
| Должна содержать следующие структурные компоненты.
Обучающийся (Ф.И.О.)
курс________________группа___________
Образовательная организация № _______района
Адрес ОО______________________________________
Телефон______________________________________
Сроки прохождения практики с __по______________
Оценка работы практиканта
Учитель-логопед_______________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Отметка учителя-логопеда: _____подпись__________
Руководитель практики_________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Отметка руководителя практики___подпись_______
Печать образовательного учреждения
| 4-я неделя практики
|
-
| Мультимедийная презентация для итоговой конференции в школе и в университете
| Предоставление полной информации о прохождении практики: название; сроки; реализуемые программы (коррекционные, образовательные); знания, умения и владения, приобретённые в период практики; сколько занятий и уроков было проведено; консультирование родителей и педагогов; общие выводы по практике; предложения по улучшению организации и содержания практики. Отчёт о прохождении практики должен предоставляться в форме мультимедийной презентации
| 4-я неделя практики,
|