Остальные названия (лекарственные формы, органы растений и т.п.)
ГЛАГОЛ Латинские глаголы разделяются на 4 спряжения. Принадлежность глагола к тому или иному спряжению определяется по его неопределённой форме (infinitīvus), а точнее от конечного звука основы.
Основа глагола оканчивается:
N.B. Для определения, к какому спряжению относится данный глагол, надо знать неопределённую форму этого глагола – инфинитив. Признак инфинитива во всех спряжениях – окончание –re. В I, II и IV спряжениях оно присоединяется непосредственно к основе, а в III спряжении – посредством краткого соединительного гласного –ě.
ОБРАЗЦЫ ИНФИНИТИВА ГЛАГОЛОВ I-IV СПРЯЖЕНИЙ:
N.B. Основа глагола практически определяется из формы инфинитива путём отделения окончания –re у глаголов I, II, IV спряжений и –ěre у глаголов III спряжения.
Для самоконтроля Вставьте пропущенные слова и выражения.
Упражнение 1. Определите спряжение и выделите основы следующих глаголов:
conciděre – резать dividěre -разделять continēre - содержать adhibēre – употреблять, применять colāre - процеживать contunděre – дробить, толочь coquěre - варить extrahěre - извлекать valēre - здравствовать linīre - намазывать signāre – обозначать
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
В латинском языке, как и в русском, повелительное наклонение употребляется только во 2-ом лице единственного и во 2-ом лице множественного числа.
У глаголов I, II, IV спряжений форма повелительного наклонения единственного числа представлена чистой основой; во множественном числе к основе присоединяется окончание –te. У глаголов III спряжения повелительное наклонение образуется путём присоединения к основе окончания - e, а во 2-ом лице множественного числа – путём присоединения к основе - i-te, где - i- является кратким соединительным гласным.
N.B. Форму повелительного наклонения во 2-ом лице единственного числа практически легко получить, отбросив от инфинитива глагола любого спряжения окончание -re. Для выражения запрещения обычно употребляется особая форма, состоящая из повелительного наклонения неправильного глагола noli (единственное число), nolite (множественное число), буквально «не желай», «не желайте», и инфинитива соответствующего глагола: например, noli nocēre – не вреди!
Упражнение 2. Образуйте формы повелительного наклонения единственного и множественного чисел. Для этого вам понадобится сначала определить спряжение глагола:
conspergěre – обсыпать praeparāre - приготовлять continēre - содержать adděre - добавлять valēre – здравствовать, быть здоровым infunděre - наливать olēre - пахнуть studēre - изучать agitāre - взбалтывать adhibēre - применять refrigerāre - охлаждать salvēre - здравствовать signāre - обозначать laborāre – работать recipěre – брать, взять dividěre – делить auscultāre – выслушивать Упражнение 3. Прочитайте вслух и переведите письменно на русский язык:
Упражнение 4. Переведите на латинский язык:
Упражнение 5. Определите, от каких латинских глаголов происходят следующие заимствованные слова в русском языке: Стерилизация, экстрагент, фильтр, препарат, лаборатория, аудитория, рефрижератор, лекция, лектор, сигнатура (обозначение), валериана, экстракция, линимент (жидкая мазь).
!!! Домашнее задание!!!:
Запомните и выпишите в свой словарик значение следующих глаголов, которые в дальнейшем будут необходимы для перевода:
I спряжение:
colāre, percolāre – процеживать signāre - обозначать refrigerāre - охлаждать praeparāre - приготовлять servāre - хранить conservāre - хранить sterilisāre - стерилизовать macerāre – размачивать, настаивать agitare - взбалтывать formāre - образовывать dāre – давать, выдавать, отпускать agglutināre – приклеивать auscultāre – выслушивать curāre – лечить, заботиться palpāre – пальпировать, ощупывать macěrāre – мочить, вымачивать exsiccāre - высушивать
II спряжение
adhibēre – употреблять, применять continēre - содержать valēre – здравствовать, быть здоровым salvēre - здравствовать docēre- учить habēre-иметь
III спряжение
extrahěre - извлекать solvěre - растворять dividěre – делить, разделять conspergěre - обсыпать vertěre – вертеть, поворачивать infunděre – наливать, вливать coquěre - варить conciděre – резать, измельчать contunděre – дробить, толочь terěre – тереть, растирать suměre - принимать adděre - добавлять repetěre - повторять vivěre – жить legěre – читать obdūcěre – покрывать оболочкой suměre - принимать
IV спряжение
audīre - слушать finīre - кончать linīre - намазывать scīre – знать
Запомните латинские афоризмы и выражения:
Nota bene (NB!) Festīna lente Divĭde et impěra. Aut disce, aut discēde. Noli nocēre.
!!! Запомните следующие существительные первого склонения:!!! Женский род Названия растений:
Althaea, ae, f - алтей Amygdăla, ae, f – миндаль (плод) Belladonna, ae, f – красавка (белладонна) Betŭla,ae,f - берёза Chamomilla, ae, f - ромашка Convallaria, ae, f - ландыш Ephědra, ae,f - эфедра Mentha, ae, f - хвойник Valeriāna, ae, f - валериана
Остальные названия (лекарственные формы, органы растений и т.п.)
ampulla, ae, f - ампула bacca, ae,f - ягода Bromcamphora, ae,f - бромкамфора gemma, ae,f – почка (растит.) gutta,ae,f - капля massa, ae,f - масса mixtūra,ae,f - микстура officīna,ae,f - аптека pasta,ae,f - паста pilŭla,ae,f - пилюля planta,ae,f - растение tabuletta,ae,f - таблетка tinctūra,ae,f – настойка
Переведите короткие предложения, лишь в необходимых случаях обращаясь к словарю:
С латинского: 1. Adhibēte caute. 2. Diu coque, tum refrigera et cola. 3. Primum praepara, deinde da. 4. Nota bene! (NB!). 5. Festīna lente. 6. Vivere est cogitāre. 7. Divide et impera. 8. Noli nocēre. 9. Noli infundere. 10. Sume medicamentum per se (в чистом виде).
С русского языка: 1. Быстро приготовь и раздели. 2. Переверни! 3. Растворите, затем профильтруйте. 4. Тщательно взболтайте и налейте. 5. Быстро простерилизуйте.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6661)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |