Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распределение (диссипация) риска



2019-05-24 1095 Обсуждений (0)
Распределение (диссипация) риска 0.00 из 5.00 0 оценок




Под распределением риска понимается метод снижения риска, при котором он делится между несколькими рыночными субъектами. Объединяя усилия в решении проблем, несколько компаний могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки. К основным методам распределения риска относятся: диверсификация деятельности, инвестиций, портфелей ценных бумаг, депозитов и др.

Диверсификация деятельности основана на разделении рисков, препятствующем их концентрации. Диверсификация деятельности разделяется на производственную и финансовую сферы.

Содержание диверсификации деятельности для производственной сферы заключается в следующих основных аспектах:

v увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий позволяет повысить устойчивость предприятия при появлении новых товаров и услуг у конкурентов;

v расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг предполагает работу одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других;

v ориентация на различные группы потребителей, на предприятия разных регионов и т.п.;

v увеличение числа поставщиков комплектующих и материалов, что предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от ненадежных поставщиков сырья, материалов и комплектующих.

Естественно, что такие мероприятия по смягчению последствий риска усложняют работу предприятия. Именно поэтому руководство предприятия должно систематически контролировать такие показатели, как количество партнеров и их доля в общем объеме закупок и поставок данного предприятия, стимулируя постоянное расширение круга партнеров и равномерность распределения объемов материальных потоков между ними и предприятием.

Диверсификация деятельности для финансовой сферы заключается в следующем:

v использование возможностей получения дохода от различных финансовых операций, непосредственно не связанных друг с другом;

v работа одновременно на нескольких сегментах финансового рынка, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехом на другом.

Диверсификация инвестиций предполагает предпочтение нескольким проектам относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта, который, поглотив практически все резервы предприятия, не оставит возможности для маневра. Причем диверсификацию проектов инвестирования желательно осуществлять не только в отраслевой, но и в региональной направленности.

Диверсификация портфеля ценных бумаг позволяет снижать уровень не систематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его доходности.

Диверсификация депозитного портфеля предусматривает размещение временно свободных денежных средств в нескольких банках. Обычно условия размещения денежных активов в различных банках существенно не различаются, поэтому при диверсификации депозитных вкладов снижается уровень депозитного риска, но уровень доходности депозитного портфеля фирмы при этом, как правило, не снижается.

Диверсификация кредитного портфеля направлена на снижение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие покупателей продукции или услуг компании. Обычно диверсификация кредитного портфеля в процессе нейтрализации этого вида риска осуществляется совместно с ограничением концентрации кредитных операций путем установления дифференцированного по группам покупателей кредитного лимита.

Диверсификация валютного портфеля предусматривает выбор нескольких различных видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций. В результате использования данного вида диверсификации компания имеет возможность минимизировать валютные риски.

Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует отметить, что он действует по отношению к негативным последствиям отдельных рисков избирательно. Обеспечивая несомненный эффект нейтрализации комплексных портфельных финансовых рисков не систематической группы, он не дает эффекта в нейтрализации большой части рисков систематической группы (инфляционных, налоговых и др.). Поэтому использование механизма диверсификации в этом смысле носит ограниченный характер.

К методам диссипации (распределения) риска относят:

v Диверсификацию видов деятельности и зон хозяйствования;

v Диверсификацию сбыта и поставок;

v Диверсификацию инвестиций;

v Распределение ответственности между участниками производства;

v Распределение риска во времени.

Методы диссипации представляют более тонкие инструменты управления риском. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Таким способом предприятие уменьшает уровень собственного риска, отодвигая границу "стихийного" рынка, привлекая к решению проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физических лиц. Для этой цели создаются акционерные общества и финансово-промышленные группы; предприятия приобретают или обмениваются акциями друг друга, вступают в различ­ные консорциумы, ассоциации и т.п.

Интеграция предприятий может быть горизонтальной — объединением нескольких предприятий одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, разделения зон хозяйствования и т.п.; либо вертикальной — по последовательности технологических переделов, операций снабжения и сбыта. При этом достигается дополнительный антирисковый эффект, состоящий в том, что на входах и выходах предприятия создаются островки предсказуемого товарного рынка, надежного долго­временного спроса и таких же поставок изделий, необходимых для производства продукции.
При реализации некоторого долгосрочного инвестиционного проекта или стратеги­ческого решения может оказаться эффективным распределение общего риска мероприятия по этапам реализации (по времени), т.е. сочетание локализации и диссипации риска.

К этой же группе способов управления риском относятся различные варианты диверсификации:

а) диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг; выбор продукции, ориентированной на различные социальные группы потребителей и т.п. - достаточно хорошо изученный в теории маркетинга способ снижения риска;

б) диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других; при этом желательно равномерное распределение долей каждого контрагента, чтобы отказ даже нескольких из них не приводил бы к срыву производственно-сбытовой программы предприятия в целом;

в) диверсификация закупок сырья и материалов, предполагающая взаимодействие со многими поставщиками, чтобы при нарушении графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства и т.п.), предприятие смогло безболезненно переключиться на работу с другими поставщиками того же или аналогичного продукта.

Естественно, эти методы смягчения последствий от проявления факторов риска усложняют работу звеньев аппарата управления, отвечающих за снабжение и сбыт, и, скорее всего, вызовут их явное или скрытое сопротивление. Именно поэтому руко­водство предприятия, используя методы диссипации риска, должно систематически контролировать такие показатели, как количество партнеров и их долю в общем объеме закупок и поставок данного предприятия. Так, консультируя завод по производству особо чистых металлов, мы обратили внимание руководства на то, что в списке поставщиков два предприятия закрывают более половины сырьевой потреб­ности завода, и рекомендовали расширить состав поставщиков. Следуя этому совету, завод смог избежать критической ситуации при отказе одного из поставщиков сырья.

В области формирования инвестиционного портфеля предприятия тактика дис­сипации риска рекомендует отдавать предпочтение программам реализации несколь­ких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта, который, поглотив прак­тически все резервы предприятия, не оставит возможностей для маневра. Этот метод управления риском можно назвать диверсификацией инвестиций.

Если предприятие вынуждено вести работы по реализации одного крупного и долгосрочного проекта совместно с одним-двумя партнерами, то для уменьшения риска необходимо провести четко документированное разграничение (например, в много­стороннем договоре) сфер действий и ответственности каждого участника, тщательно описать и согласовать "стыки", т.е. условия передачи результатов работ и перехода ответственности от одного участника к другому. Непременным требованием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью. В некотором смысле этот метод является естественным развитием метода "локализации риска". Таким же образом целесообразно распределять и фик­сировать риск по времени выполнения долгосрочного проекта или хозяйственного мероприятия. Это позволит по ходу работ сравнительно легко корректировать свои воздействия, управляя уровнем финального риска.



2019-05-24 1095 Обсуждений (0)
Распределение (диссипация) риска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распределение (диссипация) риска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1095)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)