Нужна ли психологу психофизиология?
Трудности психологии: 1. Психологический факультет как отделение от философского факультета. Философия как наука, обобщающая все данные наук ниже. 2. Большинство психологических терминов не конкретны. Например, "психика" имеет самые разные определения. Дуалистическое и монистическое мышление. o психика и мозг как параллельно существующие вещи. o мозг - основной источник психики человека. 3. За время существования психологии на факультете не появилось единой методологической базы для психологии. Возникающие термины не совпадают у представителей разных школ.
Тенденция развития наук в настоящее время заключается в том, что если раньше науки пытались дифференцироваться, то в настоящее время появилась необходимость интеграции разных направлений.
Мнение, что дифференциация мешает прогрессу науки -> объединение языков и методов.
Пример. Исследование как гены влияют на природу человека. Определено местоположение каждой хромосомы. Гены человека у обезьяны и свиньи. Вывод: возникшие гены, которые по ходу эволюции помогали адаптироваться, не исчезали, а сохранялись. Методы, которые нельзя использовать на человеке: скрещивание неродственных особей и близкородственных.
Пример. Гиперактивность у детей. Понимание того, как работает мозг, механизмов поведения человека. Их отклонение может быть объяснено с позиции работы мозга.
Особенности необходимости психофизиологии: o единство сознания и мозга. Использование достижений нейронаук как методологическая база для понимания того, что происходит с человеком. "Всё, что делаем мы, можно объяснить с точки зрения работы мозга". Психология как дисциплина, которая занимается искусством управления человеком. Психофизиология - наука, которая позволяет проводить эксперименты, объективные методы исследования. o для исследования поведения нужно знать смежные дисциплины с их методами. o необходимо конкретизировать термины.
Вывод: нельзя начинать исследование с высших функций человека; надо начинать с более простых вещей. Теоремы К. Геделя (1906-1978) Еще одно ограничение на использование методов и подходов естествознания в гуманитарных науках (психологии) следует из области гносеологии и связано с именем австрийского математика и логика Курта Геделя (1906-1978). Его работа «О формально неразрешимых предложениях Principia Mathematica и родственных систем» (1931) в решении Гарвардского университета (1952) о присуждении К.Геделю почетной докторской степени была названа одним из величайших достижений логики, проливающих свет на наше мышление и его возможности в познании себя и окружающего мира. Великий математик Д.Гильберт поставил вопрос о возможности однозначно и навсегда определить все допустимые методы математического рассуждения в пределах той или иной области знаний (вторая проблема в списке «проблем Гильберта»). Решение этой задачи означало бы, что всю науку можно представить в виде набора некоторых формальных систем. Идеальным примером для такой процедуры всеобщей формализации может служить геометрия. Геометрия и дедуктивные науки, в целом, базируются на идее о том, что любое верное утверждение может быть получено в результате строгого логического доказательства. Первыми греки успешно использовали так называемый «аксиоматический метод» для систематического изложения основ элементарной геометрии (13 томов «Начал геометрии» Евклида). Согласно этому методу, некоторые предложения - аксиомы, или постулаты (например, «через любые две точки можно провести одну и только одну прямую»), принимаются без доказательства. Остальные же предложения – теоремы - выводятся с помощью правил вывода (логических законов) из аксиом как «надстройка» из «базиса». Такая формализация, как проверено веками, гарантирует истинность и совместимость (непротиворечивость) теорем геометрии (и не только). Отсюда, аксиоматически организованная формализация представляется в современном естествознании своего рода идеальным образцом процедуры получения нового научного знания. Возникает вопрос (задача Гильберта): а можно ли и другие научные дисциплины, кроме геометрии, построить на такой же строгой аксиоматической основе? И как раз фундаментальный трехтомный труд А.Н.Уайтхеда и Б.Рассела «Principia Mathematica” (1910-1913), на который откликнулся своей знаменитой статьей К.Гедель,был посвящен попытке представить арифметику целых чисел как часть формальной логики. Работа Геделя показала несостоятельность такого убеждения: он доказал, что не может существовать формальной системы, которая была бы одновременно и непротиворечивой и полной. К.Гедель представил обескураживающий вывод о существенной неполноте арифметики - ограниченности аксиоматического метода, в силу которой даже «обычная» арифметика не может быть полностью аксиоматизирована (первая теорема Геделя о неполноте) Первая теорема Гёделя о неполноте Во всякой достаточно богатой непротиворечивой теории (в частности, во всякой непротиворечивой теории, включающей формальную арифметику), существует такая формула F, что ни F, ни (-F ) не являются выводимыми в этой теории. Иначе говоря, в любой достаточно сложной непротиворечивой теории существует утверждение, которое средствами самой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Такое утверждение можно добавить к системе аксиом, оставив её непротиворечивой. Более того, К.Гедель доказал, что для широкого класса дедуктивных теорий нельзя доказать их непротиворечивость, если не воспользоваться в доказательстве столь сильными методами, не принадлежащими правилам вывода данной аксиоматической системы, что их собственная непротиворечивость оказывается в еще большей степени подверженной сомнениям, нежели непротиворечивость самой рассматриваемой теории (= вторая теорема Геделя о неполноте)
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |