VIII – начало XX в. Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов. (3 балла).
Из сочинения историка. «Царём стал сын убитого императора. Воспринимавший многие действия своего отца как недопустимый либерализм и мягкость, Александр III провёл серию мероприятий законодательного характера, имевших целью ослабить воздействие буржуазных реформ на русское общество. В области внешней политики царствование Александра III характеризуется почти полным отсутствием войн: только в самом его начале относительно небольшие по числу задействованных сил (сравнительно с войнами в Европе) боевые действия велись в Средней Азии — в Туркмении. В Европе произошёл поворот от традиции предыдущего царя, считавшего основой стабильности "Союз трёх императоров": русского, германского и австро-венгерского, в сторону сближения с Францией. Экономика страны интенсивно развивалась. Тяжёлая промышленность преодолела кризис пореформенной эпохи и набирала темпы. Страна покрылась сетью железных дорог, что само по себе стимулировало промышленное развитие. В 80-е гг. в России завершился промышленный переворот. Наиболее развитой, как и в период предыдущего царствования, продолжает оставаться текстильная отрасль. Появляются новые промышленные области: Донбасс, Кривой Рог, Баку. Бурное развитие промышленности привело к существенным изменениям в социальной структуре населения. Для царствования Александра III характерна твёрдость в проведении избранного курса, жёсткость по отношению к недовольным. Стремление придерживаться прорусского направления выражалось даже во внешнем облике императора: он носил одежду, напоминавшую русский национальный костюм, аналогичную форму он ввёл в армии». 31. Назовите убитого императора, упомянутого в отрывке. Под каким названием вошла в историю серия мероприятий, о которой сказано во втором предложении текста? 32. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения. 2. Из сочинения историка «Совет решил, что пришло время действовать, и назначил на 7 декабря начало всеобщей политической забастовки и восстания, которое должно было свергнуть царскую власть. Несмотря на поддержку значительного числа бастующих, Совету всё же не удалось, как в октябре, остановить работу жизненно важных отраслей, в частности железнодорожного транспорта. Восстание было обречено. За четыре дня (15–18 декабря) войска под командованием адмирала Дубасова сумели расправиться с очагами восстания, во главе которых стояли боевые отряды большевиков, сконцентрированными главным образом в районе Пресни. Власти, ощутив свою силу в борьбе с социальной революцией, решились начать наступление на права и свободы населения. Первая из обещанных Манифестом 17 октября свобод — неприкосновенность личности – была не более чем пустым звуком, ибо кругом шли аресты подозреваемых. За один только декабрь в столице было арестовано около 2 тыс. человек. Весной общее число заключённых в тюрьмы и высланных превысило 50 тыс. человек. Такого количества репрессированных при царской власти ещё никогда не было. Право на забастовку фактически сводилось на нет законом от 2 декабря, запрещающим бастовать государственным служащим, служащим общественных учреждений и рабочим предприятий, жизненно важных для экономики страны. О свободе слова и говорить было нечего. Как могла она сочетаться с законом от 13 февраля, согласно которому можно было подвергнуть преследованиям любое лицо, виновное в ”антиправительственной пропаганде“». 31. Укажите год, когда происходили описываемые в первом абзаце текста события. Назовите императора, подписавшего манифест, упоминаемый в отрывке. 32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, признаки которой указываются в дальнейшем тексте. Укажите не менее двух признаков данной ситуации. Из сочинения историка «С началом царствования новый император отстранил от власти всех министров своего отца во главе с Лорис-Меликовым. На первый план выдвинулись другие, близкие новому государю люди. Ярым проводником идей «народного, самобытного, тёплого самодержавия», связанного с народом «живым звеном» дворянства, стал издатель «Московских ведомостей» М. Н. Катков. Он же написал проект манифеста 29 апреля 1881 г., известный как «ананасовый» из-за высокопарных слов в нём: «А на нас возложить долг самодержавного правления…» С этого манифеста началось наступление на реформы предыдущего царствования, на всякий, даже умеренный, либерализм. Были смещены либеральные министры; введён реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учёбы и жизни студентов. Консерватор Катков вместе с Победоносцевым и министром внутренних дел Д. А. Толстым составили фактически правящую в стране группировку. Неудивительно, что и экономическая политика правительства состояла в ревизии реформ 1860-х гг. и выработке экономической доктрины, основанной на усилении власти государства во всех сферах, на контроле за земствами и другими выборными органами». 31. Назовите имя российского императора, политика которого описывается в отрывке. Укажите название, которое получила описываемая политика. 32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.
VIII – начало XX в. Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов. (3 балла). 33.1. Общественный деятель, сын дворянина, был арестован за участие в студенческом кружке и отправлен в ссылку. Через несколько лет после возвращения из ссылки он эмигрировал из России. За границей этот общественный деятель разработал теорию «русского социализма» (существуют и другие названия данной теории), в соответствии с которой Россия, где сохранился сословный институт, руководивший всей жизнью деревни, достигнет социализма, минуя капитализм. 1) Назовите общественного деятеля, о котором идёт речь. 2) Назовите сословный институт, который, по мнению этого общественного деятеля, позволит России достичь социализма. 3) Укажите название общественного движения в России, идеология которого была основана на теории «русского социализма», разработанной этим деятелем.
33.2. Существует историческая версия, что Екатерина II поручила А.Г. Орлову арестовать самозванку, жившую в Европе, и привезти её в Россию. Эта женщина называла себя княгиней Елизаветой Владимирской, а в историю вошла как княжна Тараканова. А.Г. Орлов арестовал княгиню Елизавету в Ливорно, доставил её в Петербург. Она была посажена в Петропавловскую крепость, где умерла от туберкулёза. 1) Чьей дочерью представлялась самозванка? 2) Какой поступок княжны Таракановой заставил Екатерину II отдать приказ об аресте самозванки? 3) Назовите ещё одного самозванца, действовавшего в период правления Екатерины II.
33.3. Пребывание этого императора на троне было одним из самых коротких в истории Российской империи, но принятый в годы его правления закон о престолонаследии действовал 120 лет, вплоть до крушения российской монархии. Этот закон предусматривал передачу трона только по мужской линии — от отца к старшему сыну, при невозможности такой передачи — к младшим сыновьям, а при отсутствии таковых — к братьям императора. 1) Назовите императора, о котором идёт речь. 2) Назовите с точностью до десятилетия время появления данного закона о престолонаследии. 3) Чем было вызвано издание данного закона? Назовите одну любую причину.
33.4. Министр государственных имуществ П. Д. Киселёв провёл реформу, которую считают одним из немногих удавшихся мероприятий правительства той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император, показав однажды Киселёву множество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжать его; видно, это перст Божий». 1) Назовите императора, о котором идёт речь. 2) Укажите вопрос, решения которого ждала прогрессивно настроенная общественность. 3) Почему император был нерешителен в данном вопросе?
33.5. В Московском Кремле произошла катастрофа: рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись. Московскому князю срочно необходим был опытный и талантливый архитектор. 1) Укажите век, к которому относится описанная ситуация. 2) Назовите московского князя, ко времени правления которого относятся описанные события. 3) Назовите архитектора, который был приглашён князем для руководства строительством Успенского собора.
34.1. В 30−е гг. XIX в. в философско−литературных кружках западники и славянофилы спорили о будущем России, искали решение практических вопросов русской жизни. Будучи либералами по убеждениям, они считали перемены в России необходимыми. Но направления преобразований они понимали по−разному. Приведите не менее двух различий во взглядах западников и славянофилов о направлениях преобразований.
34.2. Существует точка зрения, что, несмотря на существование серьёзных отличий, проекты программных документов Северного и Южного обществ декабристов («Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П.И. Пестеля) имели общие черты. Приведите не менее двух фактов (положений), подтверждающих эту общность.
34.3. Существуют точки зрения, что, несмотря на принадлежность к партиям социалистического направления, Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры) имели много различий в программных установках и (или) методах борьбы. Приведите не менее двух положений, подтверждающих существование серьёзных отличий в программных установках и методах борьбы этих партий.
35.1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Развитие науки и образования России во второй половине XIX в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием российской науки и образования во второй половине XIX в.
35.2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика Александра III». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием российской науки и образования во второй половине XIX в.
Ответы:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |