Психологическая готовность ребёнка к школе. Трудности адаптации к школьной жизни.
В отечественной психологии Божович, Запорожец, Эльконин выделяли в психологической готовности следующие компоненты (Шаповаленко Возрастная психология): 1. Личностная готовность: • Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять своё особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность-быть школьником. • «Внутренняя позиция школьника»- психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребёнка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Л.И. Божович–готовность ребёнка принять роль ученика и выполнять требования учитителя. • Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению. 2. Интеллектуальная готовность • Ориентировка в окружающем, запас знаний • Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения-умение обобщать и дифференцировать явления и предметы. • Развитие речевой сферы (в том числе и фонематического слуха). 3. Двигательная готовность • Мелкая моторика • Крупные движения(рук, ног, всего тела) 4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности: • Умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого • Самостоятельно действовать по заданию • Ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы. Выделяют социально-психологическую готовность-наличие у ребёнка определённых навыков общения. Волевая готовность-это способность в некоторой степени управлять как отдельными психическими процессами, так и своим поведением в целом.(консп) . Трудности адаптации к школьной жизни. 1. Режим и подчинение правилам. Ребёнок испытывает физиологическую и психологическую усталость, это приводит к потере работоспособности. 2. Трудности во взаимоотношения: с учителями, одноклассниками, у детей, которые отличаются от других, с родителями. 3. «Насыщение учением»-детям становится неинтересно учиться, но у детей в этом возрасте очень высокая познавательная активность, они нуждаются в интеллектуальной нагрузке.
34.Характеристика Возраст 4 – 5 лет – дошкольный возраст. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность. Эриксон. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии. На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. (Сравним: у Берна состояние Родитель.) Развивается чувство моральной ответственности. То, что на протяжении всей жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Ибо супер-эго ребенка способно быть грубым, безжалостным и непреклонным, когда дети чрезмерно контролируют себя и сжимают свое “Я” до точки самоуничижения; когда они развивают сверхпослушание, более педантичное, чем то, которого хотели добиться родители; или когда они развивают глубокие и стойкие обиды, т.к. сами родители, оказывается, не живут по этой совести. Результирующая уверенность в своей правоте – главная награда за добропорядочность – часто обращена против других в виде нетерпимого поучающего надзора. Доминирующее стремление человека – запрещение, а не проявление инициативы. Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |