Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы организации и деятельности прокуратуры.



2019-08-14 1187 Обсуждений (0)
Принципы организации и деятельности прокуратуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в ст. 4 Закона о прокуратуре. К ним относятся: законность; единство и централизация органов прокуратуры; независимость; гласность.

Принцип законности означает, что выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.

Принцип законности проявляется и в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом. Для прокуратуры соблюдение этой стороны данного принципа приобретает особый характер, если учесть, что ее основной функцией является надзор за исполнением законов.

Данный принцип предусматривает и необходимость обеспечения требований законности в деятельности самих органов прокуратуры. Таким образом, принцип законности для системы органов прокуратуры, с одной стороны, определяет назначение надзорной и иной деятельности, а с другой стороны, характеризует подчинение требованиям закона методов и средств осуществления прокурорской деятельности.

Принципы единства и централизации.

В ст. 129 Конституции РФ закреплено, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Закон о прокуратуре, кроме того, указывает, что система органов и учреждений прокуратуры является федеральной.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

 

Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени России в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Единство органов прокуратуры тесно связано с централизацией прокуратуры и обусловлено необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, достижимой лишь руководством, исходящим из единого центра.

Принцип централизации проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ, который назначает на должность всех нижестоящих прокуроров. Соответственно все прокуроры подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генпрокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).

Действие принципа централизации проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение (если это предусмотрено законом).

Принцип независимости.

Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности независимы от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, что прямо закреплено в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генпрокурора РФ.

Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме указанных выше органов или их должностных лиц и представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.

 36.Генеральная прокуратура РФ, ее структура.

Руководит деятельностью Генеральной прокуратуры Генеральный прокурор РФ, у которого есть первый заместитель и замес-тители. Один из заместителей Генерального прокурора РФ одновременно является Главным военным прокурором. Первый заместитель

Генерального прокурора РФ и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Представление об их назначении и предложение об их отстранении от должности готовится Генеральным про-

курором РФ. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), а также Главная военная прокуратура.

Главная военная прокуратура, возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. Деятельностью Главных управлений, управлений и отделов на правах управлений руководят их начальники являющиеся старшими по-

мощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме должностей начальников и их заместителей в главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В Генеральной прокуратуре, кроме того, имеются должности советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощ-

ников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ также имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ действует коллегия и научно-консультативный совет.

Полномочия Генеральной прокуратуры РФ

Полномочия Генеральной прокуратуры РФ следующие.

Она в пределах своей компетенции:

1) как и вся прокуратура в целом, осуществляет прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

2) выпускает специальные издания, к примеру, ежемесячный журнал Законность;

3) осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;

4) заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;

5) участвует в разработке международных договоров Российской Федерации;

6) осуществляет оперативное управление имеющимися у ней объектами социально-бытового и хозяйственного назначения;

7) осуществляет иные виды деятельности.

Центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, его структура

Центральный аппарат Генеральной прокуратуры состоит из главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, а также Главной военной прокуратуры.

 

Так в генеральной прокуратуре действуют следующие структурные подразделения:

1) Главное следственное управление;

2) Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;

3) Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

4) Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства;

5) Управление по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства;

6) Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;

7) Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;

8) Управление по расследованию особо важных дел;

9) Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;

10) Управление криминалистики;

11) Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

12) Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе;

13) Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе;

14) Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

15) Управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции;

16) Управление правового обеспечения;

17) Управление по рассмотрению писем и приемуграждан;

18) Управление кадров;

19) Управление делами;

20) Управление организации работы, статистики и делопроизводства;

21) Организационное управление;

22) Управление методического обеспечения;

23) Международно-правовое управление;

24) Информационно-аналитический центр (на правах управления);

25) Управление информации и общественных связей;

26) Приемная;

27) Канцелярия.

 

 37.    Генеральный прокурор РФ, его полномочия по руководству системой прокуратуры, порядок назначения на должность.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождае­мых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная кандидатура не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представ­ляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначен­ное на должность Генерального прокурора РФ.

В отсутствие Генерального прокурора РФ его обязанности исполняет первый заместитель, а при его отсутствии - один из заместителей Гене­рального прокурора РФ.

Полномочия ГПрпо руководству системой прокуратуры: 8) руководит системой прокуратуры; 9) издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников; 10) устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений; 11) устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ; 12) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, их заместителей, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; 13) назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей; 14) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру.

 

Указания ГПр по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. ГПр устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. ГПр имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. ГПр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению ГПр. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется ГПр.

 

Срок полномочий Генерального прокурора РФ - 5 лет. прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным про­курором РФ по согласованию с органами государственной власти субъек­тов РФ.

 

 38.    Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности (функций) прокуратуры.

Прокурорский надзор как основное направление деятельности прокуратуры представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению верховенства Конституции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства.

Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима. Методом правового регулирования служит предусмотренная законом совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий.

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры.

Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.

 



2019-08-14 1187 Обсуждений (0)
Принципы организации и деятельности прокуратуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)