Категории диалектики Возможность и действительность. Необходимость и случайность.
Необходимость и случайность · Необходимость – это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость неминуемо происходит в данных условиях (например, смерть любого живого организма неминуема, поскольку обусловлена его природой и внутренними процессами) · Случайность – определяет проблематичность или необязательность возникновения или существования объектов; случайным является то, что при определенных условиях может быть или не быть. Возможность и действительность · Возможность – будущее объекта в его настоящем, тенденции его развития. · Действительность – конкретное бытие отдельного предмета в конкретном пространстве и времени. Одна действительность – перетекает в другую и т.д.
Методы диалектического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический метод. Анализ и синтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. Д. Проблема индукции — философская проблема, впервые сформулированная мыслителем Дэвидом Юмом в середине XVIII века. Юм подставил под сомнение обоснованность индукционизма. Юм выдвинул вопрос, о том, можем ли мы на основе множества случаев, уже встречавшихся в нашем опыте, делать суждения о случаях, которые ещё нам не встречались. Сам Юм, давал отрицательный ответ на этот вопрос, вне зависимости от количества уже встретившихся случаев. Кант полагал, что наши индуктивные суждения о мире априори истинны ввиду эмпирического тождества сознания, которое он называл идеей о трансцендентальном единстве апперцепции. Дедукция— метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом — следствия из посылок, теоремы. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Противоположно индукции. Ист. и лог. метод. – категории материалистической диалектики, выражающие отношение теоретического воспроизведения закономерности развития в ее всеобщих характеристиках (логическое) к процессу ее исторического развертывания в многообразии конкретных форм (историческое). Как универсальные характеристики логики и истории развития, логическое и историческое являются необходимой формой применения диалектического метода к построению действительно научной теории происхождения и развития всякого объекта. По определению Энгельса, логический метод исследования «. . . является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей».
Специфика научного познания. Теоретический и эмпирический уровни научного познания. Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Человеческое познание имеет два уровня: 3) чувственное. Начинается с рождения и присуще и животным тоже. Осуществляется в трех основных формах: d) ощущение – субъективный образ предмета, полученный с помощью одного из чувств и дающий нам одностороннюю (неполную) информацию о предмете. e) восприятие – субъективный образ предмета, полученный на основе нескольких чувств. f) представление – субъективный образ предмета, который мы актуально не воспринимаем, а получаем образ на основе памяти и воображения. 4) рациональное (логическое) – этот уровень присущ только человеку, неразрывно связан с языком. 3 формы: d) понятие – выражается словом или словосочетанием и обозначает сам предмет или его отношение. (например, человек, белизна, столица РФ). Понятие представляет собой результат абстрагирования. Абстрагироваться – отвлечься. e) Суждение – связь нескольких понятий, а в речи выражается повествовательными предложениями. f) Умозаключение – фраза, которая является выводом из двух и более суждений. Умозаключения играют особую роль в сознании, являются опосредованным знанием из других знаний. Две противоположные крайности понимания взаимодействия знания и познания: 2) Сенсуализм – преувеличиваем роль чувственного познания. 3) Рационализм – роль рационального познания.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |