Диагностика банкротства на основе пятифакторной кризис-прогнозной модели. ( Z -счет Э. Альтмана)
Наиболее точными являются многофакторные модели прогнозирования банкротства, которые обычно состоят из 5-7 финансовых показателей. В практике зарубежных финансовых организаций для оценки вероятности банкротства наиболее часто использовался так называемый Z -счет Э. Альтмана (индекс кредитоспособности), который представляет собой пятифакторную модель, построенную по данным успешно действующих и обанкротившихся промышленных предприятий США. Индекс кредитоспособности Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период:
Z= 1,2 XI + 1,4 Х2 + 3,3 ХЗ + 0,6 Х4+ 1,0 Х5, (60)
где XI = оборотные активы/все активы; Х2 = нераспределенная прибыль/все активы ХЗ = доход от основной деятельности/все активы; Х4 = рыночная стоимость обычных и всех привилегированных акций/пассивы; Х5 = объем продаж/все активы. В зависимости от уровня значения Z дается оценка вероятности (риска) банкротства предприятия по специальной шкале (табл. 32).
Таблица 31 -Определение вероятности наступления банкротства предприятия по Z-счету Э. Альтмана
Критическое значение показателя Z составило у Э. Альтмана 2,675. С этой величиной сравнивается значение показателя конкретного предприятия. Если Z< 2,675, делается вывод о возможном в ближайшие годы банкротстве предприятия, а при значении Z> 2,675 - достаточно устойчивом финансовом состоянии предприятия. Прогнозируется вероятность банкротства по этой модели на один год с точностью до 90 %; на 2 года - до 70; на 3 года - до 50 %. Отечественная статистика не имеет достаточно полной информации о финансовом состоянии предприятий-банкротов, что не позволяет точно рассчитать риск банкротства. В частности, это относится к четвертому элементу модели, так как из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг определить рыночную стоимость акций (обыкновенных и привилегированных) для большинства российских предприятий практически невозможно. К тому же многие отечественные предприятия не являются акционерными. Вследствие этого при использовании модели Э. Альтмана в отечественной практике из-за отсутствия данных можно в числителе четвертого показателя указать собственный капитал (табл. 33).
Таблица 32 - Прогноз вероятности банкротства предприятия по пятифакторной модели Э. Альтмана
Вывод: Критическое значение показателя Z составило у Э. Альтмана 2,675. С этой величиной сравнивается значение показателя конкретного предприятия. В базисном году Z< 2,675, следовательно можно сказать о возможном в ближайшие годы банкротстве предприятия, а в отчетном периоде значение Z> 2,675 - это говорит о достаточно устойчивом финансовом состоянии предприятия. Следовательно в отчетном периоде предприятие поправило свое положение. Предприятию нужно увеличить собственные средства. Z-коэффициент имеет общий серьезный недостаток. Его можно использовать лишь в крупных компаниях, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала. Преимуществом методов, подобных модели Э.Альтмана, является высокая вероятность, с которой предсказывается банкротство приблизительно за 2 года до фактического объявления конкурса, недостатком - уменьшение статистической надежности результатов при составлении прогнозов относительно отдаленного будущего.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |