Достижение положительного результата общения и взаимодействия
- связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, - зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, - его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, - зависит от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия. 33. Барьеры и конфликты педагогического общения. Проблема урегулирования конфликтов в педагогическом общении. Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями содержанием их совместной деятельности. Оптимальное педагогическое общение создает условия для мотивации учащихся, способствует благоприятному микроклимату, обеспечивает самореализацию педагога и учащихся. Общение между учителем и учеником должно стать свободным от барьеров, препятствующих обмену личностно-значимыми идеями и ценностями. При этом педагог несет ответственность за создание условий взаимного принятия и равенства в отношениях. Поэтому знакомство с психологическими закономерностями общения, изучение конфликтов в педагогическом взаимодействии, целенаправленное приобретение умений налаживания отношений равенства, партнерства и взаимоуважения как в детском коллективе, так и в общении учителя с классом, являются важной основой для эффективного педагогического общения.
34. Барьеры и конфликты педагогического общения. Проблема урегулирования конфликтов в педагогическом общении. В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения. Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл. Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А.Кан-Каликом: · «барьер» несовпадения установок; · «барьер» боязни класса; · «барьер» отсутствия контакта; · «барьер» негативной установки на класс; · «барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником; · «барьер» боязни педагогических ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.); · «барьер» подражания и др. Среди барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания: Проблема педагогических конфликтов и способы их предупреждения.Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия. Причины педагогических конфликтов.Конфликт между педагогом и учащимся может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: · противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; · психологическая несовместимость; · наличие внутренних конфликтов; · отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в учебном процессе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений. Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения учащимся тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности. Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями правил поведения. Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и педагогов в процессе общения или деятельности. Различают следующие основные типы педагогических конфликтов. Конфликт «ученик – ученик». Большая часть конфликтов среди учащихся возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Конфликт «ученик – учитель». Межличностные конфликты между учащимися и педагогами возникают, если позиции преподавателя и обучаемого противоположны. Конфликт «педагог – педагог». Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. https://studopedia.org/5-9294.html Проблема урегулирования конфликтов в педагогическом общении. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт, если возникает инцидент (происшествие, неприятный случай, внешний повод). Конфликт сопровождается сильными эмоциональными проявлениями и направлен на перестройку взаимоотношений. Выделяют несколько этапов развития конфликта: возникновение объективных противоречий; осознание конфликтной ситуации; переход к конфликтным действиям; разрешение конфликта. Педагогическая мудрость проявляется на этапе осознания ситуации. При эмоциональном конфликте важно, чтобы сработали механизмы психической защиты: понимание собеседника, мудрость, свобода выбора переживаний. Если присутствует объективное противоречие с наличием объекта конфликта, в котором присутствует воспитательный потенциал, важно оценивать ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к определенному конфликтному поведению.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |