ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ
(Методика «Корректурная проба», модификация Ландолъта) Вводные замечания. Данный тип психодиагностических методик предложен в 1895 г . Б. Бурдоном и представляет собой бланковый тест скорости. Методика исследует степень концентрации и устойчивость внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке знаков (фигур, букв или цифр). Корректурная проба относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методик оценки внимания и психомоторных особенностей. Различные модификации «Корректурной пробы» до настоящего времени широко применяются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагностики благодаря простоте, надежности отражения особенностей внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого. Одной из наиболее известных модификаций «Корректурной пробы» являются кольца Ландольта. Первоначально материал пробы предназначался исключительно для исследования остроты зрения и лишь, затем стал использоваться в клинической психодиагностике. Такой вариант более удобен для обследования детей младшего, в частности, дошкольного и младшего школьного возраста. Достоинством при практическом использовании методики является простота обращения с ней. Методика не требует никакого дополнительного оснащения. Процедура тестирования позволяет применять ее и при массовых обследованиях. Дети с задержкой психического развития характеризуются значительным снижением внимания. Снижение устойчивости внимания может проявляться у них по-разному. Иногда максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения работы, а затем, после непродолжительного продуктивного периода, начинается его резкий спад. В других случаях сосредоточение внимания происходит только в ходе выполнения самого задания, через некоторое время после его начала. Также возможны периодические изменения интенсивности внимания на протяжении работы (Жаренкова Г. И., 1975) У детей с более выраженной степенью интеллектуальной недостаточности произвольное внимание страдает в еще большей степени. Для таких детей оказывается невозможным сколько-нибудь длительно концентрировать внимание. . Рис. 6 Цель исследования. Изучение уровня переключаемости, концентрации внимания и темпа выполнения психодиагностического задания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Оснащение. Два аналогичных корректурных бланка со случайным набором колец с разрывами, направленными в разные стороны (см. рис. 6). Порядок работы. Исследование проводится в два этапа, каждый из которых длится по пять минут (с пятиминутными перерывами между этапами). Для каждого этапа диагностики испытуемому предлагается один корректурный бланк. Первый этап исследования направлен на изучение уровня концентрации и продуктивности внимания, темпа выполнения задания. Ребенку предъявляется бланк «Корректурной пробы» и предлагается следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». Внимательно просматривай кольца по рядам, находи среди них такие, которые имеют разрыв с левой стороны, и зачеркивай их. Помни, что зачеркивать нужно только такие кольца и никакие другие. Искать и зачеркивать названные кольца нужно будет до тех пор, пока ты не услышишь слово «стоп», В это время тебе нужно остановиться и показать мне то кольцо, которое ты увидел последним. После этого я отмечу в таблице место, где ты остановился, и скажу слово «начинай». В течение пяти минут, пять раз подряд (через каждую минуту) ребенку говорят слова «стоп» и «начинай». После того как пять минут истекут, экспериментатор произносит слово «конец». На этом выполнение задания заканчивается. Второй этап исследования направлен на изучение уровня переключаемости внимания. Ребенку предъявляется второй бланк «Корректурной пробы» и дается инструкция: «На этом листе ты будешь зачеркивать кольца по другому правилу— в первой строчке зачеркиваются кольца с разрывом наверху, во второй строчке зачеркиваются кольца с разрывом с правой стороны; в следующей строчке опять зачеркиваются кольца с разрывом наверху, а затем опять кольца с разрывом с правой стороны и так далее по этому же правилу». Экспериментатор просит ребенка повторить правила и старается добиться, чтобы он их полностью усвоил. После того как пройдет установленное время экспериментатор говорит слово «конец», означающее завершение задания. Обработка результатов. Результаты выполнения «Корректурной пробы» обычно выражаются количественно. Так, уровень концентрации внимания (К) может быть выражен с помощью индекса точности:
К= S2/n где S— число строк таблицы, проработанных испытуемым; п — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид:
A=S/t где S— количество знаков в проработанной испытуемым части корректурной таблицы, t— время выполнения. Показатель переключаемости (c) вычисляется по формуле: где S0 - количество ошибочно обработанных строк; S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. Показатель продуктивности внимания определяется следующим образом — экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых проводится психодиагностическое исследование. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первой по пятую, в целом за все пять минут. Продуктивность внимания (S) определяется по формуле: S= 0,5N- 2,8n/60 где N— количество колец, просмотренных ребенком за минуту; п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. В процессе обработка результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |