Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические, социальные и культурные права и свободы.



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Экономические, социальные и культурные права и свободы. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-экономической сфере жизни общества. Данная группа прав определяет обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств существования, необходимых для поддержания человеческого достоинства.

Идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, если только будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

Культурные права и свободы имеют своим назначением удовлетворение духовных потребностей человека, и призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают в себя право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и некоторые другие.

 

К экономическим правам и свободам относятся:

- Право на экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ). Данное право предусматривает свободное использование че­ловеком своих способностей и имущества для предприниматель­ской и иной не запрещенной законом экономической деятельно­сти. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкрет­ных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственно­стью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам рас­поряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую дея­тельность, создавать союзы и объединения с другими предприни­мателями, открывать счета в банках.

Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разреше­ниями (лицензиями). К лицензируемым видам деятельности от­носятся виды деятельности, осуществление которых может по­влечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культур­ному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием[15].

Конституция РФ выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, — ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных услови­ях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конститу­ционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой сво­бодой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушением этических правил конкуренции, губитель­ны для граждан и всего общества.

 

- Право частной собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ). Это право с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеуголь­ных камней свободы личности, а также одной из основ конститу­ционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ.

Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее — естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.

Содержание права частной собственности весьма широкое. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фер­мерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собст­венник делает это свободно, без разрешения государственных ор­ганов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и дру­гим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это, в частности, означает, что государственные органы не вправе, ссы­лаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать чело­века имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него закона или действий.

Принудительное отчуждение имущества для госу­дарственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым за­прещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которые приняты в тоталитарном государстве. Ча­стная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная — в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по до­говору или рыночными ценами[16].

 

Трудовые права (ст. 37 Конституции РФ) включают:

- Право на свободу труда (ч.1 ст. 37) – право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привле­чении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Консти­туционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивиду­альную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.

 

- Свобода труда связана с запретом принудительного труда (ч.2 ст. 37). Та­ким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы прину­ждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда.

 

- Право на то, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установлен­ного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст. 37). Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здо­ровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

 

- Право на защиту от безработицы (ч.3 ст. 37) предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствую­щую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно по­могать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Ко­декс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность[17].

- Право на забастовку (ч.4 ст.37).Забастовка– временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. За­бастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда. Право на забас­товку — демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений.

Объявить забастовку вправе только работники, выступающие стороной коллективного трудового спо­ра, поэтому не гарантируется право на забастовки солидарности, забастовки с требованием изменения социально-экономической политики правительства. Забастовки правомерны только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению кол­лективного трудового спора. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие[18].

 

- Право на отдых (ч.5 ст.37) имеет каждый человек, но для тех, кто рабо­тает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конститу­ция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 91) устанавливает максимальную продолжительность рабочего вре­мени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотрен­ные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и со­глашения часто вводят и более высокие стандарты.

 

Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только ча­стным делом, а имеют большое общественное значение и требу­ют государственной поддержки.

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовст­вом и детством, закреплен в Семейном кодексе РФ. Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ре­бенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих мате­рей, законодательство о браке и семье, оказывая поддержку граж­данам, имеющим детей, и др.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устра­няя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому спо­собствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие норма­тивные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией «рав­ным правом и обязанностью родителей» (ч. 2 ст. 38). Следова­тельно, родители не вправе перекладывать на государство функ­цию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обя­занности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обуче­ния и материального положения. Все вопросы воспитания ребен­ка как в браке, так и при его расторжении решаются родителями совместно. Закон предусматривает возможность лишения роди­телей или одного из них родительских прав. Однако решение об этом может вынести только суд[19].

 

К социальным правам Конституция РФ относит:

- Право на социальное обеспечение (ст. 39).  Данное право отражает важную сторону социального государ­ства — его цивилизационную функцию заботы о человеке. В России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. С 2002 г. действует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который существенно изменил пенсионную систему. Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ (с некото­рыми ограничениями и иностранцы), застрахованные в соответ­ствии с Федеральным законом об обязательном пенсионном стра­ховании в Российской Федерации. Установлены три вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Две первые состоят из базовой, страховой и накопи­тельной частей, а третья — из базовой и страховой частей. Пенсия по старости назначается мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Пенсии по ин­валидности трех степеней определяются по медицинским показа­ниям. Пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются ли­цам, находящимся на иждивении умершего или безвестно отсут­ствующего кормильца. Законом установлен порядок исчисления страхового стажа и определения размера пенсий как для граждан, проживающих в Российской Федерации, так и тех, кто выезжает за пределы страны на постоянное жительство. Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, устанавливается социаль­ная пенсия за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, Конституция поощряет доб­ровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Все фор­мы социального обеспечения строятся на закреплении субъектив­ных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных соци­альных рисков, т. е. каковы основания, условия, уровень обеспе­чения, порядок получения и т. д. Выход на пенсию — это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека «выталкивают» на пенсию без его согласия (например, при нали­чии «выслуги лет»), должны быть веские причины для этого, ко­торые могут быть проверены в судебном порядке.

Право на пенсию по любому основанию — это конституцион­ное право. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные по приговору суда. Между тем закон длительное вре­мя лишал права на пенсию эту категорию лиц.

Феде­ральный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации» закрепляет различные виды обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспо­собность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, без­работица, отсутствие определенного места жительства, конфлик­ты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.). Такие граждане имеют право на обслуживание в государственной сис­теме социальных служб. Предусмотрена материальная помощь, предоставление временного приюта, дневное пребывание в учре­ждениях социального обслуживания, консультативная помощь. Действия или бездействие социальных служб могут быть обжало­ваны даже в суд.

Также государство оказывает под­держку негосударственным формам материального обеспечения людей, т. е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию.

 

- Право на жилище (ст.40). Граждане, законно находящиеся на террито­рии Российской Федерации, имеют право свобод­ного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Рассматривая в целом положения ст. 40 Кон­ституции РФ, следует выделить четыре предписа­ния:

1)  каждый имеет право на жилище;

2) никто не может быть произвольно лишен жилища;

3)  органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществле­ния права на жилище;

4)  малоимущим, иным указанным в Законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предо­ставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленны­ми Законом нормами.

Специфика названных правомочий заключа­ется в том, что каждое из них самостоятельно по отношению к другим и обладает определенными особенностями.

Раскрывая содержание первого установления, следует отметить, что право на жилище имеет каждый вне зависимости от наличия у него устойчивой связи с государством.

Второе положение гарантирует защиту от произ­вольных посягательств как чиновников, так и иных субъектов правоотношений в отношении жилища.

Третье предписание представляется в виде обязанности государства обеспечить создание условий для осуществления права на жилище.

Четвертое правомочие распространяется лишь на определенные категории граждан с уче­том их специального и индивидуального правового статуса.

Так, если иное не предусмотрено международ­ными договорами, то только гражданин Российской Федерации имеет возможность в соответствии с установленными Жилищным кодексом РФ прави­лами приобрести бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жи­лищных фондов жилое помещение[20].

 

-  Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41). Здоровье — это со­стояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физи­ческих дефектов.

Охрана здоровья граждан — это сово­купность мер политического, экономического, правового, со­циального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, на­правленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долго­летней активной жизни, предоставление ему медицинской по­мощи в случае утраты здоровья[21].

Понятие «право на здоровье» включает со­циальные и этические стороны здравоохране­ния и состояния здоровья. Правильный под­ход к вопросам здоровья должен базировать­ся на основных принципах прав человека, особенно таких, как человеческое достоинст­во и отсутствие дискриминации.

Подобный подход подразумевает принятие государством определенных мер для полной реализации права на здоровье. Эти меры включают снижение младенческой смертности и обеспечение возможности нор­мального развития для ребенка; развитие всех компонентов экологической и промышленной гигиены; предотвращение, контроль над эпидемиями, эндемическими, профессио­нальными и прочими заболеваниями; созда­ние условий, обеспечивающих каждому меди­цинские услуги и медицинскую помощь в случае болезни.

Следовательно, постоянная доступность здравоохранения для граждан сама по себе недостаточна для реализации их права на здоровье, если параллельно не предпринима­ются шаги по защите их человеческого досто­инства. Предоставление таких ограниченных прав означает полное пренебрежение возмож­ностями профилактического здравоохранения и вряд ли является экономически оправдан­ным. Так, право на услуги здравоохранения становится бессмысленным, если не предо­ставляется соответствующее право на достой­ное жилье. Очевидны проблемы, с которыми сталкиваются больницы при выписке людей, не имеющих жилья, и возможная угроза для их здоровья из-за преждевременной выписки.

Таким образом, право на здоровье не мо­жет рассматриваться отдельно от других свя­занных с ним прав, таких как право на достойный уровень жизни (который предполагает право на доста­точно хорошее питание и жилье) и право на социальное обеспечение. Можно предполо­жить, что существует взаимозависимость ме­жду правом на здоровье и правом на жизнь в том, что второе мо­жет быть истолковано как включающее в се­бя первое. Это порождает взаимопересечение этих двух положений[22].

 

- Право на благоприятную окружающую среду (ст.42). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ­ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, виб­рация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т. е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается, прежде всего, в законодательном установлении сис­темы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъ­ектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

 

- Право на образование (ст.43). Образование — важнейший фактор экономического, социаль­ного и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Разви­тое общество не жалеет средств на образование, понимая окупае­мость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами гра­ждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

Закрепляя право на образование, Конституция РФ ус­танавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме девяти классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является обще­доступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Од­нако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет толь­ко о государственном или муниципальном образовательном уч­реждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Как и в большинстве других развитых стран, основное общее образование является в России обязательным. Однако его обес­печение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образо­вание может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сда­чей экзаменов аттестационной комиссии.

В последние годы в стране децентрализовано управление государственными учебными заведениями, ослаблен администра­тивный контроль и укрепляется самоуправление. Появилось мно­го частных учебных заведений. Однако государство сохраняет важную функцию: оно устанавливает федеральные государствен­ные образовательные стандарты, т. е. обязательные требования к учебным планам и программам, качеству подготовки обучающих­ся. Соблюдение этих требований, носящих только минимальный характер, является важной гарантией права на образование, ко­торое имеет смысл только тогда, когда оно является качествен­ным[23].

 

Культурные права (ст. 44 Конституции РФ) включают в себя:

- Свободу творчества (ч.1 ст.44). Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творче­ским трудом: писателям, художникам, работающим в области изобразитель­ного искусства, графики или скульптуры, а также ученым, изо­бретателям, рационализаторам и др. Преподаватели учебных заве­дений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами. Закрепление этой свободы в Конституции означает, что орга­ны государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.).

Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, государство в то же время обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, пор­нографии, разжигание расовой и национальной вражды, религи­озной и классовой нетерпимости. Такая «культурная» деятель­ность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы по­добных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Принципиальное значение имеет конституционное положе­ние об охране интеллектуальной собственности. Творческие ра­ботники должны быть защищены от пиратского использования их произведений, т. е. демонстрации фильмов, исполнения музы­кальных произведений, продажи копий картин, распространения программ ЭВМ, издания литературных произведений и т. д. без оплаты авторского гонорара. Под интеллектуальной собственно­стью понимаются исключительные права на результаты творче­ской деятельности. Объекты интеллектуальной собственности весьма многообразны, чем и объясняется большое число зако­нов, охраняющих соответствующие права.

 

- Право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ). Это право также распространя­ется на пользование учреждениями культуры, на доступ к куль­турным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступ­ность театров, художественных выставок, музеев для всех граж­дан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др. Государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учрежде­ний культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значитель­ная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны госу­дарства и общественных объединений.

Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого граждани­на независимо от национального или социального происхожде­ния, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профес­сии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на сво­бодный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Гражданам РФ гарантируется со­хранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения многонационального народа Российской Федерации, право каждого на доступ к объектам культурного на­следия, условия которого устанавливаются собственником объек­та по согласованию с органом его охраны[24]. Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.

 



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Экономические, социальные и культурные права и свободы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические, социальные и культурные права и свободы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)