Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-образовательные технологии толерантности



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Социально-образовательные технологии толерантности 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция направлена на осмысление потенциала развития толерантности в рамках образовательной политики и образовательного пространства современной России. Важный компонент проводимого анализа – ответ на вопрос, каким образом технологии толерантности могут быть интегрированы в образовательный процесс в качестве системообразующего компонента интеллектуального и культурного развития личности.

Освоив данную тему, слушатели должны:

знать о различных образовательных форматах развития толерантности как доминирующей социально-психологической модели поведения подростков и молодежи;

уметь сопоставлять преобразовательные возможности данных форматов, осуществлять комбинированное их использование в процессе учебной деятельности;

обладать навыком педагогического конструирования инновационных форм организации обучающих и воспитательных мероприятий, нацеленных на развитие толерантных установок в молодежной среде.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Социально-образовательные технологии толерантности характеризуется направленностью на институты общего образования и высшей школы. Последние, таким образом, выступают институциональным контекстом (социальной инфраструктурой) формирования толерантности. Важная черта образовательных проектов – преимущественно детская и молодежная целевая аудитория, ориентация на «новое поколение», рассматриваемое в двух аспектах:

собственно образовательном (изучение иных культур и традиций, выработка установки на восприятия мира с точки зрения этнического, религиозного, культурного и социального многообразия);

социально-динамическом преобразовательном (подростки и молодежь выступают авторами локальных программ и проектов толерантности).

Современный образовательный проект развития толерантности не ограничивается деятельностью в рамках одного или нескольких учреждений, а направлен на комплексное (посредством активного задействования информационных технологий, сотрудничества с волонтерскими организациями) решение поставленных задач. В качестве примера такого образовательного комплекса интересен американский проект «Обучение толерантности». В проводимых в его рамках мероприятиях ежегодно принимают участие более 10 тысяч американских школ. Образовательный журнал «Обучение толерантности», выпускаемый каждые полгода бесплатно получают более 500 тысяч учителей и преподавателей.

Ключевыми задачами данного проекта выступают:

1. снизить уровень предрассудков, дискриминации по отношению к представителям различных этнических групп в современном обществе;

2. улучшить отношения между учащимися в группах, между студентами и преподавателями, между представителями разных культурных и национальных сообществ;

3. предоставить всем учителям и преподавателям нации бесплатные высококачественные учебные материалы для воспитания толерантности в образовательных учреждениях.

Помимо издания журнала, проект реализует три не менее важных технологии работы, каждая из которых ориентирована на определенный сегмент целевой аудитории.

Для учителей школ, преподавателей ВУЗов проект предоставляет широкий спектр информационно-методических ресурсов: наборов иллюстрированной литературы, аудио и видео материалов; советы для преподавателей, сталкивающихся с межэтническими и расовыми проблемами, учебные планы, разработки уроков на темы: “Сила слова”, “Напиши, что думаешь!”, “Скрытые предубеждения“, «Природа, раса, справедливость”; “Общественный расизм”, “Создай свой город”, “Справедливость должна быть справедливой: знакомство детей с проблемами расизма”, “Мы вместе” и т.д.

Все вышеперечисленные материалы распространяются проектом бесплатно и доступны они не только учителям, но и другим работникам сферы образования, а также представителям молодежных социально ориентированных некоммерческих проектов.

Для детей и студентов в возрасте от 6 до 25 в рамках «Обучения толерантности» используется простая коммуникативная технология « Mix it up ». Сами разработчики дают следующую оценку данной технологии: «Mix it up» – это простой призыв к действию: сядь в столовой не с тем, с кем обычно. Делая этот шаг, школьники и студенты могут  сломать те барьеры и рамки, которые существуют в современных учебных заведениях. Они могут познакомиться с новыми интересными людьми и даже приобрести новых друзей. Все участники этого проекта утверждают, что это был самый ценный опыт в их жизни, который помог им лучше понять жизнь окружающих людей».

Каждый учитель, школьник, студент или активист молодежной организации имеет возможность получить на конкурсной основе грант от «Обучения толерантности» на создание собственного локального проекта по борьбе со скрытыми предубеждениями в школах, университетах и сообществах.[10]

Можно констатировать, что данный проект является модальным с точки зрения рассмотрения современного «трехмерного» технологического алгоритма толерантности «информационное разнообразие – сетевая интеграция – социальная инновация».

Первый этап – информационное разнообразие – «погружение» в проблему, её первичная рефлексия сообразно возрастным и коммуникативным особенностям различных сегментов целевой аудитории.

Второй этап – сетевая интеграция – ретрансляция информации и участие в уже разработанных ранее программах (для детей – простого уровня «Mix it up»; для учителей – использование учебных планов, затрагивающих проблематику толерантности, их адаптация к запросам и уровню восприятия конкретной группы). «Простое действие» - уже не «прикосновение» к проблеме, но и участие в её решении.

Третий этап – социальная инновация - разработка молодежью и педагогами актуальных авторских проектов «второго порядка», прежде всего, за счет выделяемых грантов.

Во многом аналогичную схему (и комплексный подход, при котором «образование» не сводится к обучению через специализированные институты социализации) использует французский образовательный проект «Фонд толерантности», главный мессидж которого «В 14 лет начинается ответственность за знание различий». Таким образом, данный проект (будучи производной «европейской модели» формирования толерантности) делает упор на уважение автономии личности, моральную и правовую ответственность гражданина за его действия по отношению к представителям иных социальных, этнических, религиозных сообществ. Создатели проекта подчеркивают, что «Толерантность это не уступка, не снисхождение, не благодушие, поскольку не ко всему можно быть терпимым».

На первом этапе опытные преподаватели используют технологию передвижных выставок (посвященных проблематике этнического и гендерного равенства, мультикультурализма, правовых аспектов толерантного поведения) для разъяснения и углубленно изучения вопросов, связанных с нетерпимостью. Целевая аудитория – молодежь в возрасте 11 – 17 лет. Второй этап – участие старших школьников и студентов к аудиторным дискуссиям по указанным проблемам. Третий этап – самостоятельная разработка молодыми гражданами Франции проектов по преодолению дискриминации в различных её проявлениях.

В современной России средняя школа представляет собой важнейший институциональный ресурс развития детской и подростковой толерантности. Её безусловное преимущество – возможность органично вписать процесс формирования толерантных установок в общую логику развития личности ребенка. Толерантность в таком случае генетически выступает в роли неотъемлемой части социальной действительности: через исторические, культурные, литературные, географические примеры, рассматриваемые на соответствующих уроках. Образовательный процесс позволяет осветить многогранность и динамичность поликультурного мира и, тем самым, помочь ребенку самостоятельно выработать установку на уважение к социальным, культурным, этническим различиям.

Очевидно, в ходе процесса образование происходит взаимно направленный процесс:

– когнитивного освоения «других» в их культурном многообразии (уроки географии, истории, акцентирующие внимание на зарубежных государствах и нациях, знаковых событиях в их развитии, традициях и обычаях населяющих их этносов и т.д.);

– эмоционального проникновения в мир других, в том числе, с точки зрения «своих» этических установок «хорошо» и «плохо». Поэтому важнейшей задачей педагогов является на ранних этапах обучения (начальная школа) заинтересовать детей историей и культурой «других» как важной части единого мира. Средняя школа (подростковый возраст) – этап кристаллизации установок на социокультурное и религиозное многообразие мира. Важно продемонстрировать, что такое многообразие открывает возможностьсинтеза культур и технологий, духовного и материального обогащения каждого из участников такого дистанционного диалога

Типичная ошибка связана с тем, что акцент в средней школе делается на взаимопроникновение и унификацию, а не взаимоуважение культур. В этом случае у подростков теряется ценность культурной индивидуальности как основы личностного роста.

При этом анализ возможностей диалога культур часто выводит на периферию сознания подростков тот важный факт, что толерантность – существенный компонент обмена технологиями между странами, обусловливающий потенциал привлечения интеллектуального капитала («мозги») других наций для развития российской экономики и науки.

Современный процесс реформирования российского образования (предпрофильное и профильное обучение) открывает новые методические возможности формирования установок толерантного сознания и поведения у российской молодежи.

Важный аспект данного процесса - использование регионального компонента (занятия посвященные истории и культуре родного края). Данный формат позволяет отразить три взаимосвязанных аспекта:

– многогранный характер региона, его этническое, религиозное, культурное, социально-бытовое разнообразие;

– уникальный характер региона (традиции, промыслы, географические условия);

– место региона в историческом развитии Российской Нации (имена и биографии известных выходцев из региона, их вклад в российскую экономику, политику, науку, спорт и т.д., участие региона в общенациональных исторических событиях, место в национальной экономике).

Таким образом, формируется двухуровневая установка восприятия «своей» территории как целостной многокультурной уникальности и в качестве части уникального культурно-исторического макропространства.

Эффективными технологиями, способствующими формированию толерантных установок и моделей поведения у школьников, могут выступать:

– «уроки дружбы» (ознакомление с культурой и бытом других этносов через общение с их представителями);

– «уроки – путешествия» (например, «Российская кругосветка», направленные на ознакомление  с культурой российских регионов, традициями и историей этносов, в них проживающих);

– марафон «Российская машина времени» (тематическая серия занятий, посвященная историческому процессу становления Российского государства, его взаимоотношениям с соседями)

– урок - дебаты «Россия – привлекательная страна» (обсуждение культурной, исторической и нравственной привлекательности России как центра притяжения других народов)

– урок – дебаты «Феномен Российской цивилизации» (демонстрация преимуществ открытости и этнического разнообразия в современном мире перед закрытостью и унификацией»);

– урок – экскурс «Культурные лики России: разнообразие и гармония»;

– урок – дискуссия «Россия и ближнее зарубежье: общность истории и близость культур».

Реализация рассмотренных форматов позволяет задействовать в образовательном процессе подход «толерантность через идентичность», способствует познанию учащимися многомерности российского общества, побуждает подростков к системно-аналитическому поиску решений и отказу от простых «объяснительных фобий» («во всем виноваты приезжие: везут грязь, СПИД, занимают наши рабочие места»). Крайне важно, чтобы процесс выстраивания личностной толерантности был органичен и не рассматривался ребенком или подростком как технология педагогического давления, попытка принуждения к определенной модели в противовес принципиально иным (например, семейным или сформировавшимся в кругу сверстников) установкам.

Следует признать, что фактором, серьезно уменьшающим эффективность образовательных программ толерантности, являются «конкурирующие» стереотипы и фобии, воспроизводимые в ближайшем социальном окружении российских школьников (прежде всего, мнения семьи и близких сверстников). В этом случае не происходит трансляции когнитивной проекции «чужих»: ребенок или подросток не получает практически никакой объективной информации о «других» этносах, странах, религиях и культурах. Исключительным фактором его социализации выступает системный эмоциональный негатив: рассказы «взрослых» о том, какие проблемы создают «всякие приезжие» как российскому обществу в целом, так и им самим – в отдельности. В связи с этим, одним из центральных элементов успешного развития толерантности как базовой модели поведения подростка является тесное взаимодействие с его ближайшим социальным окружением, реализация комплексного подхода, в рамках которого семья и сверстники выступают не «противовесом» (генерирующим интолерантные установки и конфликтные образцы поведения), а соучастниками процесса подростковой становления подростковой толерантности.

 


[1] Frank Cunningham, Democratic Theory and Socialism (Cambridge [Cambridgeshire] ; New York: Cambridge University Press, 1987). 76-77

[2]James L. Gibson, "Enigmas of Intolerance: Fifty Years after Stouffer's Communism, Conformity, and Civil Liberties, "Perspectives on Politics 4, no. 1 (2006).21; James L. Gibson and Arthur J. Anderson, "The Political Implications of Elite and Mass Tolerance,"Political Behavior 7, no. 2 (1985). 118

[3]Merton R. Self-Fulfilling Prophecy/R.Merton//Prognosis. - №1 (5), 2006. – p. 230.

[4] Следует оговориться, что в рамках данной брошюры акцент сделан на осмыслении зарубежного опыта в его социокультурном (страновая специфика) и технологическом ракурсах.

[5] К таким проектам могут быть отнесены французский «Фонд толерантности», американские «Мультикультурный павильон» и проект «Мозаика»,  индийский проект «PRAVAH».

[6] Например, французский проект помощи детям-инвалидам «Дети толерантности».

[7] Примечательно, что представители Инициативы «Гражданское мужество» заявляют о необходимости постоянной работы по недопущению деятельности праворадикальных организаций в районе. Представители инициативы утверждают, что основную опасность для демократического развития Саксонской Швейцарии представляют не организованные группировки, но общий негативный социально-политический климат, так называемый «повседневный расизм».

[8] К таким проектам могут быть отнесены французский «Фонд толерантности», американские «Мультикультурный павильон» и проект «Мозаика», индийский проект «PRAVAH».

[9] От вербального неодобрения на уровне слухов и изоляции диаспоры до прямых этнических столкновений.

[10] Так в 2007 году «Обучение толерантности» оказала финансовую поддержку 70 проектам из разных уголков страны в общем сумме: 33. 250 долларов США, в 2008 57 грантов и сумма составила $28,500.

 



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Социально-образовательные технологии толерантности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-образовательные технологии толерантности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)