Условия психического развития
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Под культурой понимают совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии,. Культура - явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Возрастная психология требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать: 1) реальность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального пространства; 4) природная реальность. Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент. В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в пространство современной ему культуры. Эти деятельности являются компонентами и достоянием культуры, выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни. Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей культуры в двух видах: 1) «в условиях открытой коллективности среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними»; 2) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром» Законы психического развития это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека: Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже. Закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Так, знание сенситивных периодов развития двигательных функций позволит определить наиболее благоприятный период для педагогических воздействий в сфере физической культуры. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь потом становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека. Говоря о законах психического развития человека, нельзя не отметить наличие возрастных кризисов – особых, относительно непродолжительных по времени (до года) периодов развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Кризис всегда является рубежом, ведущим на новую ступень развития. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития. Основные методы в изучении развития детей и взрослых Сравнительный метод широко используется во всех областях психологии. В возрастной психологии сравнительный метод выступает как метод поперечных срезов, которому противопоставляется лонгитюдный метод. Эти методы направлены на определение особенностей психического развития в связи с возрастом; пути, однако различны. Лонгитюдный метод: психолог работает с одной и той же группой людей (или одним человеком), регулярно с достаточной частотой обследуя их по одним и тем же параметрам на протяжении длительного времени, т.е. отслеживая развитие, осуществляя «продольный» срез. Здесь прослеживается развитие одного и того же человека в течение длительного времени. Такого типа исследования позволяют получить более точные данные с учетом историко-культурной и социальной ситуации развития того или иного поколения, особенно это актуально для исследования личностного развития человека. эмпирические методы исследования. Наблюдение-способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в события лишь, отслеживает их изменения. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предполагает организацию психологом ситуации исследования. Виды эксперимента: лабораторный, естественный, полевой–предполагает использование минимального оборудования в ситуации, близкой к естественному. В психологии развития широко используются такие вспомогательные методы как беседа, методы психологической диагностики и др.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |