Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Заселение и хозяйственное освоение Уральского Прикамья



2019-12-29 990 Обсуждений (0)
Заселение и хозяйственное освоение Уральского Прикамья 0.00 из 5.00 0 оценок




         Первые люди в Прикамье появились около 300–250 тысяч лет тому назад. Это были неандертальцы, покинувшие под влиянием наступавшего оледенения берега Камы 60–50 тысяч лет тому назад.

    Вновь люди (это были уже кроманьонские племена) вернулись на Западный Урал 30–25 тысяч лет назад. К концу палеолита (25–11 тысяч лет тому назад) сюда стали переселяться небольшие группы монголоидов с восточных склонов Урала. Именно в этот период складываются характерные особенности физического облика жителей Прикамья, совмещающего азиатские и европейские черты. В это время все население региона состояло из нескольких тысяч человек.

    Археологические памятники и разнообразные находки свидетельствуют, что первые поселенцы пришли на Западный Урал с востока и юго-востока. Они-то и стали предками современных коми-пермяков. В ходе длительного исторического развития жители Прикамья подвергались антропологическому, культурному, хозяйственному воздействию соседей с севера, востока и юга.

    Племена расселялись на обширной территории по берегам Камы, Вишеры, Колвы, Чусовой. Основой их хозяйственной деятельности была охота, рыболовство, а затем земледелие. Предки коми-пермяков на территории современной Пермской области концентрировались преимущественно в семи регионах (ареалах) – Зюздинском, Гайнском, Косинском, Чердынском, Верхнекамском, Обвинском и Язьвинском. В X–XIII вв. на территорию Прикамья проникали новгородцы, которые приобретали здесь «мягкое золото» – пушнину. Разрозненные племена стали постепенно объединяться в коми-пермяцкую народность, возникали семьи, сельские общины. Появление меновых отношений способствовало развитию связей местного населения с народами Беломорья и Скандинавии, осуществляемых по рекам Каме, Вычегде и Печоре, а также с Волжской Булгарией, Персией и Византией.

    В XIV–XV вв. в Уральском Прикамье стали возникать постоянные новгородские поселения. В этот же период появился горный промысел – выварка соли. В 70-е годы XV в. Прикамье вошло в состав Московского государства. Это позволило расширить сельскохозяйственное освоение земель, наладить крупную добычу соли, строить города. Главным русским центром в Прикамье стала Чердынь – «Пермь Великая Чердынь», через которую прошел новый транспортный путь на Урале.

    Во второй половине XVI в. в Уральском Прикамье сложилась огромная вотчина Строгановых, в которой была организована крупная добыча соли. В эти годы появились целые цепочки русских поселений, главным образом в Чедынском и Усольском уездах.

    В XVII–XVIII вв. в Уральском Прикамье, как и в целом на Урале, происходило бурное развитие металлургического производства. Возросший спрос на металл и наличие местных природных ресурсов (руд черных и цветных металлов, воды, леса) позволили в короткий срок превратить Прикамье в горнозаводской район – составную часть Уральского горного округа. К середине XVIII в. в крае работали 29 медеплавильных и 20 чугунолитейных и железоделательных заводов. В основном они размещались в междуречье Камы и Сылвы, в бассейне Чусовой, Косьвы, Вильвы, Иньвы. Шел оживленный процесс хозяйственного развития: одни заводы возникали, другие из-за быстрого истощения руд закрывались, третьи изменяли свой производственный профиль. Появились русские поселения, формировались новые транспортные пути.

    Наряду с горнозаводским расширялось сельскохозяйственное производство. Первоначально оно сосредоточивалось в междуречье Камы и Вишеры. Позднее основным районом сельского хозяйства стала Кунгурская лесостепь, где начал складываться компактный район русского заселения с центром в г. Кунгуре. Во второй половине XVIII в. оформилась основная сеть городов и сухопутных дорог. Появились такие города, как Пермь – центр губернии, Оса, Оханск и др. Трасса Сибирского (Московского) тракта стала проходить через Казань – Оханск – Кунгур – Екатеринбург.

    В XIX в. в трех ведущих отраслях хозяйства Прикамья наблюдался определенный застой. В металлургии наметился спад, так как ее продукция не выдерживала конкуренции с продукцией Южного металлургического района страны и Англии. Часть предприятий черной металлургии была закрыта, другая перешла на металлообработку. Все медеплавильные заводы прекратили свою деятельность. Почти никакого роста не отмечалось и в соляной промышленности. Сельскохозяйственное производство было незначительным и ориентировалось на местные рынки.

    В то же время с развитием капиталистических отношений в Прикамье начинают появляться новые отрасли хозяйства: быстро растет добыча каменного угля в Кизеловском бассейне, возникает производство соды, увеличиваются заготовки древесины, налаживается деревообработка, зарождаются различные кустарные промыслы (кожевенно-обувной, шорный, изготовление скобяных изделий, топоров, лопат и др.).

    Важным фактором оживления Уральского Прикамья стало строительство железных дорог и появление пароходов. Первой железной дорогой на Урале была Горнозаводская дорога Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург, а первый камский пароход был построен в 1817 г. на Пожевском заводе.

    К концу XIX в. в Прикамье развивались промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера обслуживания, городские и сельские поселения. Среди городов ведущее место занимал центр губернии – Пермь. Население города составляло более 50 тыс. человек. Здесь размещалось около 140 промышленных предприятий, были построены железнодорожный вокзал, мост через р. Каму, театр оперы и балета, электростанция, городская больница, учебные заведения, магазины.

    На исходе XIX столетия общие контуры размещения населения в Прикамье сложились в форме двух ареалов. Один простирался вдоль западного склона Уральских гор и был в основном представлен заводскими селениями. Другой ареал формировался по берегам рек Камы, Вишеры, Колвы, Сылвы и Чусовой. Общая численность населения Прикамья достигала 1,6 млн. человек.

    Двадцатое столетие ознаменовалось качественными преобразованиями Уральского Прикамья. В начале века росла и совершенствовалась техническая база промышленности, повысилась концентрация производства и капитала, сформировался железнодорожный и речной транспорт, укрепилось сельскохозяйственное производство.

    На трех металлургических предприятиях, которые еще продолжали существовать, изменился производственный профиль. На металлообработку перешли Очерский, Павловский, Нытвенский, Юго-Камский заводы. Сменили профиль Мотовилихинский (Пермь), Александровский, Лысьвенский заводы. В 1906 г. было закончено строительство железной дороги Пермь – Вятка – Вологда – Петербург, в 1909 г. – Пермь – Кунгур – Екатеринбург. Прикамье получило железнодорожный выход в другие районы России.

    Главной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. В 1913 г. в нем было занято около ¾ всего населения. Важную роль в заселении края и сельскохозяйственном освоении новых территорий сыграла аграрная реформа, проведенная П. А. Столыпиным: на территорию Уральского Прикамья прибыли крестьяне-переселенцы из западных районов России, и одновременно часть населения перебралась на выселки и хутора. В сельскохозяйственный оборот были вовлечены новые земли, что способствовало росту производства ржи, ячменя, овса, пшеницы, льна, гречихи, клевера, а также оживлению животноводства. Аграрный сектор Западного Урала, преимущественно растениеводство, обрел товарный характер.

    Во время первой гражданской войн хозяйство края пришло в упадок. Сильным разрушениям подверглись железные дороги, шахты, мосты, заводы, жилые здания. По сравнению с довоенным периодом добыча угля составила только 30%, выплавка стали – 9, соды – 16, пищевой соли – 28%.

    В 20-е годы Уральское Прикамье восстанавливало разрушенное хозяйство. В 1928 г. сельскохозяйственное производство достигло уровня 1913 г. Началось сооружение новых предприятий (Кизеловской ГРЭС), освоение новых производств – сельскохозяйственных машин на Очерском и Юго-Камском заводах, шахтного оборудования на Александровском заводе, сепараторов в Перми.

    Численность населения в Прикамье практически не изменилась: в 1926 г. в регионе проживало 1,7 млн человек, из них только 18% – в городских поселениях.

    В последующие годы развитие хозяйства заметно оживилось, наметился рост экономики, появились новые отрасли, перестраивалось сельское хозяйство. В довоенный период были реконструированы старые предприятия – Очерский, Чермозский, Добрянский заводы, возникли новые производства на Чусовском и Лысьвенском металлургических заводах.

    Наиболее интенсивно развивалась энергетика, химическая, целлюлозно-бумажная, нефтедобывающая и угольная промышленность. В период с 1928 по 1940 г. промышленное производство в Прикамье выросло в 11,2 раза. Были построены ТЭЦ в Перми, Березниках, Соликамске, Красновишерске. Сооружены Березниковский химический комбинат, Березниковский аммиачный завод, Соликамский калийный комбинат, Губахинский коксохимический завод, Вишерский (в Красновишерске), Камский (в Краснокамске) и Соликамский целлюлозно-бумажные комбинаты. Началась нефтедобыча в Верхнечусовских Городках, Полазне, Краснокамске. Были заложены 22 новые шахты в Кизеловском угольном бассейне. На территории Прикамья появились новые города (Березники, Краснокамск, Красновишерск и др.).

    Для строительства промышленных предприятий и городов было привлечено население из других районов. Численность проживающих в Уральском Прикамье достигла 2,1 млн человек, из них уже 40% проживало в городах.

    Этот период отмечен двумя важными организационными событиями. В 1925 г. был образован Коми-Пермяцкий автономный округ – первый национальный округ в стране. В 1938 г. произошло разукрупнение Уральской области и Пермская область в выделилась самостоятельное административно-территориальное образование.

    В годы Великой Отечественной войны хозяйство Уральского Прикамья перестроилось на военный лад. На территорию региона было эвакуировано оборудование 124 заводов и фабрик из западных областей. В структуре хозяйства заметно повысился удельный вес машиностроения и металлообработки, химической промышленности.

    Значительная часть населения ушла на фронт. В то же время в города и села Прикамья было эвакуировано свыше 320 тыс. человек.

    В Пермь прибыли Ленинградский военно-механический институт, Ленинградский академический театр оперы и балета, театр юного зрителя, многие писатели, художники, музыканты. Их деятельность оказала огромное влияние на формирование культурных традиций Прикамья.

    В послевоенные годы были ликвидированы тяжелые последствия войны и продолжалось развитие хозяйства. В 1946–1965 гг. его структура заметно изменилась за счет освоения залежей и развития нефтепереработки, энергетического строительства и создания электротехнической промышленности. Шло наращивание добычи нефти и каменного угля, резко возрос объем лесозаготовок.

    Происходило освоение новых территорий их заселение. Строительство Воткинского ГЭС послужило толчком к появлению города Чайковского; добыча каменного угля – города Гремячинска, поселков Северный Коспашский, Шахтный; лесозаготовки – поселков Кукуштан, Комарихинский, Новоильинский; пуск цементного завода – города Горнозаводска.

    В эти годы были построены Камская и Воткинская ГЭС, Березниковская и Пермская ТЭЦ, Яйвинская ГРЭС, Березниковский калийный комбинат, пермский завод «Камкабель», Лысьвенский турбогенераторный завод и другие предприятия. Заметно расширилась сеть предприятий легкой и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов. Уральское Прикамье становится регионом с мощной нефтеперерабатывающей индустрией, машиностроением, электротехнической промышленностью, целлюлозно-бумажной и химической отраслями.

    Общая численность населения в 1959 г. была около 3 млн человек, из них в городских поселениях проживало 59%, а 41% – в сельской местности. На территории области сформировалась региональная система расселения во главе с Пермской городской агломерацией.

    После 1966 г. началось сокращение использования сырьевых ресурсов, наметилась тенденция перехода к новым принципам хозяйствования, произошли качественные изменения в хозяйстве региона. В этот период заметно снизились добыча угля и нефти, заготовка древесины. Передовые рубежи в экономике заняли машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая отрасли. Все это отразилось на численности и структуре населения, на профессиональном составе трудовых ресурсов и общем интеллектуальном уровне, способствовало миграции сельских жителей в города.

    На территории области проживают представители более 80 национальностей, которые принадлежат трем языковым группам:

· славянской – русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары;

· тюркской – татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы, узбеки, казахи, киргизы, туркмены;

· финно-угорской – коми-пермяцкой, удмурты, марийцы, мордва, коми, эстонцы.

Преобладающий по численности народ Прикамья – русские. На территории региона их проживает 2,6 млн человек (84% всего населения). Среди других национальностей наиболее многочисленны татары (4,9%), коми-пермяки (4%), башкиры (1,6%), украинцы (1,5%), удмурты (1%), белорусы (0,5%), немцы (0,5%).



2019-12-29 990 Обсуждений (0)
Заселение и хозяйственное освоение Уральского Прикамья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Заселение и хозяйственное освоение Уральского Прикамья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (990)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)