Глава 2. Традиционные образы птиц, характерные для поэзии А.Блока, и особенности их воплощения.
«Птичий» пантеон в поэзии А.Блока чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел», более «прозаические» «петух», «сова», но и «мифологические» (фантастические) Сирин, Алконост, Гамаюн. Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса. Блок проявляет себя необычайно зорким, наблюдательным художником. В каждом конкретном случае в образе той или иной птицы актуализировано устойчивое значение, т.е. для поэзии Блока характерно постоянство значений птичьих образов. В ряде случаев значение восходит непосредственно к мифологическим традициям. Возможно, это объясняется особенностями поэтического мировидения Блока, который стремится к философскому осмыслению жизни. В поэзии Блока в образе ворона можно выявить традиционные значения, восходящие к мифологическим представлениям об этой птице. Ворон всегда черный. Ворон в поэзии Блока олицетворяет тишину, смерть, тление жизни и боль: …Там ворон каркает высоко, И вдруг - в лазури потонул. Из бледноватого далека Железный возникает гул. ( «Я тишиною очарован…» 18 апреля 1902) Картотека с образом птицы-ворона насчитывает 6 стихотворений и относится по написанию к 1902-1910 годам. В поэзии Блока образу голубя всегда сопутствует мотив полета, высоты. В самом образе актуализированы значения, восходящие к библейской традиции: воплощение божьего благословения, обновление жизни, как результат божьего прощения, абсолютная чистота души, воплощение кротости и смирения. Голуби у Блока «послушные», «целующиеся», «воркующие»: …Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. А к Царевне с вышки голубиной Прилетали белые птицы. Рассыпала Царевна зерна, И плескались белые перья. Голуби ворковали покорно В терему - под узорной дверью… («Царевна смотрела заставки…» 14 декабря 1902) Картотека с образом птицы-голубя составляет 4 стихотворения и относится по написанию к 1902-1908 годам. В поэзии Блока в образе лебедя - значения, восходящие к мифологическим представлениям. Для поэтов-романтиков пушкинской поры да и их предшественников (Г.Державин) образ лебедя связывался главным образом с представлениями о поэте и поэзии. Для Блока же лебедь - олицетворение божества, чистоты, красоты, русского национального космоса, любви, воспоминаний, меланхолии. Во всей полноте образ птицы – лебедя раскрывается в цикле А.Блока « На поле Куликовом». Цикл из пяти стихотворений. Для Блока Куликовская битва имела мистический и пророческий смысл. В примечании к поэме в третьем томе Собрания стихотворений он пишет: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Торжественно-тихое стихотворение « Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы. «В криках, плеске и трубах лебедей есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы. В финале цикла в «плеске и трубах лебедей» угадывается потенциальное столкновение двух конкретно не определенных сил».4 По мнению С.П.Ильева, «обращение Блока… к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию».5 У Блока «лебединая краса», «сердце лебединое». Картотека с образом птицы-лебедя составляет 6 стихотворений и датируется 1902 -1908 годами. В поэтическом творчестве А.А.Блока соловей – радость, счастье. Он олицетворяет светлое, духовное начало: Сирени бледные дождем к земле прибиты… Замолкла песня соловья; Немолчно говор слышится сердитый Разлитого ручья… («После дождя» 1 июня 1899) Фольклорный сюжет о блаженной стране, где годы кажутся минутами, превращен Блоком в сказку о «Соловьином саде». Поэма небольшая. Соловьиный сад – это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека. Это и образ недостижимого для человека счастья, и образ манящей мечты, и эгоистичный жизненный путь, когда человек живёт только своей любовью в своём маленьком личном мире, и образ искусства для искусства, лишённого каких-либо гражданских интересов. Соловьиные песни соединяют душу человека с идеальным, возвышенным. Мифологической семантикой наполняется образ-символ соловьиного сада. « Поэтический образ сада оформлялся под влиянием библейского образа рая: тенистые деревья, ручьи, птицы и соловей».6 Блок ищет образно-сюжетное воплощение темы ухода из плена красоты и любви, воплощая ее в возвышенном и праздничном древнерусском стиле. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознанием невозможности забыть о “страшном мире”. « Альтернатива любви и долга, наслаждения и духовной диеты, страсти и аскетизма, искусства в жизни изначально живет в его [Блока] поэтическом сознании и находит выражение в его трилогии « вочеловечивания ».7 Картотека с образом птицы-соловья составляет 5 стихотворений и относится к 1899-1910 годам. Журавль связан с осенью, грустью, прощанием и тревожностью так же, как и с надеждой на счастье. Журавли взлетают или кричат в небе: …Овин расстелет низкий дым, И долго под овином Мы взором пристальным следим За лётом журавлиным... Летят, летят косым углом, Вожак звенит и плачет... О чем звенит, о чем, о чем? Что' плач осенний значит? («Осенний день» 1 января 1909 ) Мы исследовали пять стихотворений с образом птицы-журавля. Они относятся к 1898 -1914 годам. Блок стремится к символическому осмыслению образа птицы. Поэт запечатлевает особые, неповторимые мгновения, когда лирический герой постигает красоту, чувствует себя счастливым или несчастным, любит и любим. «Единство лирики Блока коренится, прежде всего, в необычайной устойчивости блоковского слова. При том, что способы изображения и отношения слова к действительности меняются. На протяжении его творчества, основа его словаря остается неизменной. Для множества стихотворений Блока характерно тяготение к словесно образному единству, которое создается разными способами. Образный строй ряда стихотворений продиктован исходным образом, который вынесен в начало стихотворений».8 Образное единство проявляется в образном соответствии. Так в строках: «Сердце - легкая птица забвений / В золотой пролетающий час…» связаны слова «птица» и « пролетающий». У Блока нет любимой птицы. Он использует образы лебедей, журавлей, воронов, соловьев. Менее частыми в поэзии А.А.Блока являются образы петуха, криком которого «заливалось утро»; орла – божьей птицы, превращающейся в «мечты», кричащие и летящие « в падении диком». Употребление названия птицы напрямую связано с символическими представлениями, которые несет с собой указанная птица. Сова, символизирующая мудрость, у Блока превращается в «старуху» , а чайка- в «деву ». «Коршун» - последний «плач» над обездоленной родиной. « Два образа – символа: коршун и мать – и в них судьба России. И трагическая сила двух заключительных вопросов: Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?» 9 В поэме «Возмездие» появлению молодого ученого в доме Бекетовых предшествует лейтмотив ястреба: Встань, выйди поутру на луг: На бледном небе ястреб кружит, Чертя за ругом плавный круг… И вновь, взмахнув крылом огромным, Взлетел-чертить за кругом круг, Несытым оком и бездомным Осматривать пустынный луг. Лейтмотив ястреба возвращается : Так- Вращает хищник мутный зрак, Больные расправляя крылья. «Мотив ястреба вырастает в мотив страсти-ненависти, «любви вампирственного века».10 Обращает на себя внимание употребление образов птиц, которые символически связаны с возрождением и обновлением. Птицы у Блока «вольные», «летящие», «ускользающие» , «легкие». В стихотворении «Весенний день прошел без дела…» «…Скучала за стеной и пела, Как птица пленная, жена» (1909).Образ «снежной птицы» возникает в стихотворении «Они читают стихи»(1907).Голос и крик птичий связаны с жизнью и возрождением. Образ легкой , доброй и свободной птицы появляется в стихотворении 1913 года «Художник».Стихотворение посвящено тайне творчества и вдохновения. «Для Блока-романтика гармония - только отзвук « миров иных»; в ней и благословение и проклятие. Романтик верит в чудодейственную силу слова и ждет от него преображения мира. Ему мало гармонии стихов, ему нужна гармония космоса. Ограниченность искусства кажется ему тюрьмой, а красота его - лживым подобием».11 Блок изображает неудачу искусства такими словами: И замыкаю я в клетку холодную Легкую, добрую птицу свободную, Птицу, хотевшую смерть унести, Птицу, летевшую душу спасти. Творческий порыв исчерпан. В мире стало больше одной прекрасной поэмой, одной вдохновенной симфонией. Вот и все. Мир не преображен. Все по – прежнему: «Смерть и время царит на земле» (В.Соловьев): Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять? Песни вам нравятся. Я же, измученный, Нового жду - и скучаю опять. «Мотив полета, легкости становится в цикле Блока «Заклятие огнем и мраком» лейтмотивом (в стихотворении «О, что мне закатный румянец…»: «Вновь летит, летит, летит…»), а образ птицы - главным в системе образов: «Сердце, взвейся, как легкая птица…» ( « В бесконечной дали коридоров…»). 12 Для Блока жизнь-это движение, становление, умирание и рождение, жизнь-это история; а история-это жизнь. И это относится ко всякой жизни…
Таким образом, мы можем утверждать:
1. «Птичий» пантеон в поэзии А.Блока чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел» ; более «прозаические» «петух», «сова». Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса. 2. Для поэзии А.Блока характерно постоянство значений птичьих образов, восходящее непосредственно к мифологическим традициям. 3. У Блока нет любимой птицы. Он использует образы лебедей, журавлей, воронов, соловьев. Достаточно редко используются в поэзии А.Блока образы петуха, орла, чайки ,совы, ястреба.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |