Исследования российского рынка труда IT-специалистов в период с октябрь 2008 по декабрь 2009 гг.
Рекрутмент-Центр Luxoft Personnel, эксперт в сфере подбора и управления персоналом в области IT, сотрудничающий с крупнейшими международными и российскими компаниями, представил «Исследование российского рынка труда IT-специалистов в период с октябрь 2008 по декабрь 2009 гг.». Цель масштабного исследования в сфере IT – выявить динамику рынка труда России. Специалисты Luxoft Personnel проанализировали: 1 изменение числа квалифицированных IT-кандидатов на рынке; 2 финансовые ожидания IT-кандидатов; 3 влияние кризиса на IT-компании. «Мы регулярно оценивали соотношение спроса и предложения, а также динамику изменения зарплатных ожиданий кандидатов. Кроме того, мы анализировали меры, которые компании-работодатели предпринимают при взаимодействии с персоналом в связи с кризисом», – говорит Кира Лопаткина, директор по подбору персонала Luxoft Personnel. Исследование показало, что кризис не «остудил» российский рынок труда в области IT, как можно было бы предположить. В особенности это касается сегмента высококвалифицированных IT-специалистов. Вопрос формирования сильной IT-команды стоял столь же остро, как и до кризиса, единственное изменение – квалифицированные IT-специалисты были готовы к переговорам в большей степени, чем прежде. Во время кризиса они стали более гибкими, внимательно изучали рынок и условия, которые им предлагают. По словам Киры Лопаткиной, квалифицированные IT-специалисты в первую очередь заинтересованы в сложных и интересных профессиональных задачах. Но из-за кризиса многие организации свернули ряд IT-проектов, поэтому даже те, кто сохранил работу, стал думать о том, как применить свои знания для решения более сложных задач. Поэтому более привлекательными стали те позиции, при переходе на которые предлагались не только определенные материальные условия, но и работа над масштабными IT-проектами. Аналитики Luxoft Personnel выделили шесть этапов развития рынка труда в сфере IT в период кризиса 2008–2009 годов. Наиболее сложным, по их мнению, стал второй период – с ноября по декабрь 2008 года, когда большинство IT-компаний активно сокращали расходы. Однако первые признаки стабилизации рынка появились уже в начале 2009 года. По данным Рекрутмент-Центра Luxoft Personnel рынок труда в сфере IT не только серьезно не пострадал от кризиса, но кризис даже способствовал некоторым положительным изменениям. Стала очевидной роль IT-специалистов и IT-подразделений в бизнесе. Из-за кризиса многие компании проводили масштабные сокращения IT-служб, но очень скоро увидели, что такие меры отрицательно сказались на их деятельности. В результате спрос на IT-специалистов быстро вернулся на докризисный уровень, и сегодня проблема подбора IT-персонала так же актуальна, как и ранее. Этапы развития рынка труда в сфере IT в период финансового кризиса 2008–2009 годов Первый этап исследования – с октября по ноябрь 2008 г.: 1 финансовый кризис практически не отразился на числе квалифицированных кандидатов, активно рассматривающих предложения на рынке труда; 2 финансовые ожидания кандидатов существенно не изменились по сравнению с докризисным периодом; 3 компании начали предпринимать меры по уменьшению расходов на персонал. Второй этап исследования – с ноября по декабрь 2008 г.: 1. · кризис полностью захватил рынок труда, включая сектор IT; 2. · финансовые ожидания кандидатов снизились; 3. · большинство IT-компаний активно сокращает расходы на персонал. Третий этап исследования – с января по февраль 2009 г.: 1. · рынок труда IT-специалистов показывает первые признаки стабилизации; 2. · финансовые ожидания кандидатов постепенно растут; 3. · IT-компании не предпринимают мер по значительному сокращению расходов. Четвертый этап исследования – апрель-май 2009 г.: 1. рынок труда IT-специалистов демонстрирует устойчивую тенденцию к стабилизации; 2. финансовые ожидания кандидатов растут; 3. темпы сокращений в крупных IT-компаниях падают, рынок труда оживает. Пятый этап исследования – с июня по август 2009 г.: 1. ситуация на рынке труда IT-специалистов практически стабилизировалась; 2. финансовые ожидания кандидатов приближаются к докризисным; 3. темпы сокращений в крупных IT-компаниях существенно снизились. Шестой этап – с сентября по декабрь 2009 г.: 1. рынок труда высококвалифицированных IT-специалистов восстановился; 2. зарплатные ожидания достигли докризисного уровня, а в некоторых случаях превышают его; 3. крупные IT-компании возобновляют активный набор персонала.
График 10 – изменение числа IT-специалистов на рынке труда в период с сентября 2008 года по декабрь 2009 года
График 11 – изменение числа открываемых IT-вакансий в период IT-специалисты глазами менеджеров по персоналу По запросу руководителей и директоров IT, журнал «Рынок труда» провел анкетирование менеджеров по персоналу и получил интересные результаты. Мнения разделились на полярные: от неприятия IT-шников до глубокого уважения, нейтральных мнений практически нет. Все ответы давались в произвольной форме. Приведенные ответы взяты из анкет. Все остальные мнения, в большей степени совпадают с приведенными ниже. 1. Назовите основные черты IT-специалиста
2. Чем Вы мотивируете IT-специалистов при приеме на работу? а) стабильность компании, известность бренда; б) разнообразие задач; в) перспективы карьерного и профессионального роста. 3. Что Вы предложите эффективному IT-специалисту, узнав, что он думает о смене работы? а) новую задачу, проект; б) дополнительный функционал с доплатой, другие возможности повышения зарплаты; в) повышение по службе или расширение полномочий внутри компании. 4. Назовите три самых значимых, на Ваш взгляд, мотиватора для IT-специалистов (в 40% ответов оплата труда опускается на 2 позицию, на первую позицию поднимается уровень решаемых задач).
5. Планируется ли в компании повышение заработных плат IT-специалистов в 2010 г. 50% опрошенных менеджеров по персоналу ответили, что повышение зарплаты планируется, размер повышения от 5 до 15%, в зависимости от значимости сотрудника. Как у специалистов рынка труда, у журнала «Рынок труда» есть образ IT-специалиста. Но данный журнал, для чистоты эксперимента, задал несколько вопросов самим специалистам. Результат показателен, комментировать его редакция журнала не стала. Единственное, оговорила, что в опросе приняли участие специалисты в возрасте 23–30 лет. 1. Скажите, пожалуйста, что кроме заработной платы для Вас значимо?
Такие факторы, как медицинская страховка, какая-либо компенсация чего-либо, бесплатные обеды, фитнесы и т.д. – не заинтересовала 99% опрошенных. 2. Что мотивирует Вас при приеме на работу? а) Уровень зарплаты. Адекватность и вменяемость руководства. Удовлетворение профессиональных интересов. б) Решение более сложных и масштабных задач, чем на прежнем месте работы. Сложившийся коллектив с) Адекватность оценки работы. Возможность обучения (получение сертификатов) за счет компании. д) Возможность индивидуального графика работы. 3. Что заставляет принимать решение о смене работы? Если Вы приняли решение об увольнение, что может изменить это решение? · отсутствие «стоящих» задач, т.е. все задачи уже решены, идет поддержка существующих процессов; · уровень зарплаты; · отношение руководства; · отношение в коллективе.
2.4 Проблема рынка труда IT-специалистов в России
Информационные технологии сегодня – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. Спрос на IT-специалистов достаточно высок, в том числе со стороны иностранных компаний. Зарплата администратора баз данных в Москве колеблется в районе 1000 долл., а руководители IT-отделов, системные программисты крупных российских или западных компаний зарабатывают 1500–2000 долл., и это не предел… Несмотря на положительную динамику развития сферы информационных технологий, на российском рынке труда в данной области сложиласьнепростая ситуация, причем как для работодателей, так и для самих IT-специалистов. Причиной тому являются: 1) отсутствие четкой классификации IT-специалистов и системы, позволяющей определить уровень их квалификации; 2) неграмотность руководства многих компаний в сфере информационных технологий, в силу этого – неспособность определить, какой именно специалист нужен; 3) относительная новизна многих IT-специальностей и недостаточность образовательной базы выпускников российских вузов, отсутствие комплексного подхода в подготовке IT-специалистов. Рассмотрим ситуацию более подробно. IT-специалисты выполняют самые разнообразные задачи. Этих сотрудников условно принято делить на тех, кто осуществляет техническую поддержку пользователей, кто разрабатывает новое программное обеспечение и кто сочетает профессиональные и административные функции (например, руководители IT-отделов). В особую категорию выделяют web-специалистов, среди которых тоже множество работников узкого профиля. Какие IT-специалисты являются самыми востребованными и высокооплачиваемыми? Один из парадоксов рынка труда заключается в том, что уровень зарплаты IT-специалистов в крупных IT-компаниях… на 3% ниже среднерыночного. Правда, это компенсируется социальными льготами и возможностью профессионального роста. А самый высокий уровень доходов – в непрофильных компаниях, имеющих развитый IT-отдел (например, в банках). Для таких сотрудников характерна систематическая переработка. Для реализации крупных новых проектов зачастую приходится даже приглашать специалистов со стороны, поскольку штатные работники завалены повседневной текучкой. Если говорить о распределении заработков по отраслям, то наиболее высок уровень зарплат на рынке телекоммуникаций, а самый низкий – на рынке продаж компьютеров и комплектующих. Конечно, речь идет об общей ситуации, в конкретной фирме может быть и по-другому: многое зависит от ее размера и прибыли. Интересно, что нередко высококвалифицированные IT-специалисты предпочитают работать в небольших компаниях, мотивируя это более человечными взаимоотношениями в коллективе и большим уровнем свободы. А при желании они всегда могут подработать, занявшись каким-то конкретным проектом в другой фирме. В данной области по-прежнему сохраняется дефицит топ-менеджеров и руководителей среднего звена. Специалисты, сочетающие технические и управленческие навыки, а также имеющие опыт продаж, востребованы везде. В сфере Интернета к таковым относятся менеджеры по продаже интернет-ресурсов, в сфере высшего руководства – директора по продажам и руководители проектов с опытом работы и нестереотипным мышлением. Из технических специалистов – это системные аналитики, особенно имеющие опыт работы в сфере финансов и знающие динамику бизнес-процессов, консультанты по технической поддержке ERP-систем. Пользуются популярностью и специалисты со знанием Oracle и сертификатами. В офисы требуются квалифицированные инженеры по телефонии. Традиционные сервис-инженеры и системные администраторы тоже без работы не остаются. Доходы первых (данная вакансия очень распространена) составляют от 400 до 700 долл. Как правило, сервис-инженерами становятся выпускники технических вузов с хорошим знанием компьютерного «железа». Вторые получают в среднем от 400 до 1000 долл., в зависимости от уровня компании и сложности задач. Если сеть большая, приходится нанимать нескольких системных администраторов. В сфере массовых продуктов первенство принадлежит компании «1С». Ее программное обеспечение активно применяют (практически 50% рынка) в управленческой и бухгалтерской сферах. Соответственно огромным спросом пользуются и программисты «1С», стартовая зарплата которых варьируется в пределах от 700 до 1200 долл. Не стоит забывать и об относительно новом, но стабильно развивающемся направлении – информационной безопасности. Зарплата этих сотрудников (разработка и внедрение решений, поддержка пользователей, сканеры безопасности, базовые сетевые сервисы) составляет порядка 1000–1500 долл. Рынок труда все больше нуждается в специалистах по консалтинговым услугам в области информационных технологий и менеджерах по подбору соответствующего персонала. С каждым годом в этой сфере появляются новые направления, поэтому спрос на квалифицированных IT-специалистов будет только расти (особенно на тех, кто свободно владеет английским языком, поскольку сотрудничество с иностранными компаниями сегодня является очень перспективным).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |