Становление и развитие эмпирической социологии за рубежом
Эмпирическая социология - обозначение всего комплекса эмпирических социологических исследований в рамках социологии города, деревни, образования, труда, семьи и т.д. Время становления этого направления относится к 20 - 30 гг. ХХ в. Эмпиризм - познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об обществе, основанной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению социальными процессами. При этом научные функции социологии сводятся к обоснованию практического поведения, а функции добывания знаний об обществе - к техническим операциям с проверенными данными, собранными различными социологическими методами. Тем самым теоретическое знание выводится за пределы социологии. Иначе говоря, социология с точки зрения сторонников этого направления должна стать наукой социальных фактов. В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественно-научная ориентация в структуре социологического знания. Она основывалась на некоторых ценных для социологической науки постулатах позитивистского толка: 1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете общим для природной и социально-исторической действительности; 2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными как методы естествознания; 3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа. Принципы эмпирической социологии сводились к следующему: 1) истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур; 2) все социальные явления должны быть квантифицированы, то есть выражены количественными и качественными признаками; 3) «субъективные аспекты» поведения можно исследовать только через открытое, наблюдаемое поведение. Известный вклад в развитие эмпирической социологии внесли американские ученые, прежде всего:Лестер Уорд, Альбион Смолл, Франклин Гиддингс, Уильям Самнер, Эдвард Росс, Толкотт Парсонс и др. В этой связи следует особо выделить Элтона Мэйо, американского социолога и психолога, одного из основоположников индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА в период 1915-1935 гг. занимала доминирующее положение в американской социологии. Именно в Чикагском ун-те были развёрнуты прикладные исследования.Это направление ориентировалось на осмысление конкретной жизнедеятельности человека и следовало сугубо американской традиции - прагматическому взгляду на знание, критерием истинности которого идеологи школы считали уровень удовлетворения потребностей человека. Основателем был АльбертСмол. Первыми лидерами, создавшими социологическую школу в Чикаго, были Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли становление школы л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули., ф. Знанецкий. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей. Первое поколение - период развития с основания школы до 1 Мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смол. С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других депратаментовЧигакского ун-та: Дж. Дьюи, Д.-Г. Мид, Т. Веблен. Благодаря им в теории и правктике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассмтриваться как один из главных приоритетов в ОМ США. Их сама гл заслуга - установление тесных связей с городским правлением Чикаго и его административными службами. Второе поколение Ч.ш. охватывает социологов, проявивших себя между 1 Мировой войной и серединой 30-х годов ХХ века. Лидеры этой генерации - Р. Парк и Э. Берджесс.Их основная проблематика - различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Третье поколение Ч.ш. (середина 30-х- начало 50-х г.г.) связывают с руководством департаментом У. Огборна, который в 1929г. избрался президентом Американского социологического общества. Помимо Огборна оно представлено Э. Хьюзом, С. Стауффером, Л. Виртом. И уже после 2 Мировой войны - Ф. Фразье, П. Кресси, Шилз, Бейкер. Четвёртое поколение (с начала 50-х г.г.) представлено Г. блумером, М. Яновиццем, который также возглавил социологический департамент социологии 1967 - 1972г.г. Центральными проблемеми для изучения Чикагской школы на рубеже XXIвека являются экологические процессы в большом городе; социальная организация и дезорганизация; формы социального и личного контроля; символическая интеракция; управление личности собою; расовые и этнические отношения; ОМ; СМИ; отклоняющееся поведение и преступность; демографические сдвиги; МТСИ. Р. Парк как основоположник социальной экологии. Парк известен как один из основателей разработки качественных методов в американской социологии.Он предложил оригинальный подход к исследованию социальной системы, в границах которого, с одной стороны, учитывалась специфика объекта анализа, с другой - общество рассматривалось в качестве элемента единого экокомплекса. Томас и Знанецкий Впоследствии американские социологи стали рассматривать работу «Польский крестьянин в Европе и Америке» как первый и яркий образец эмпирического социологического исследования, связанного с использованием биографии и личных документов в качестве важнейшего метода, внедрённого в социологию. Предмет изучения в данном исследовании - семьи польских крестьян, которые после поселения в Америку вступили в полосу адаптации от старых форм социальной организации к современным. Огромное влияние на развитие индустриальной социологии оказал Хоторнский эксперимент, проведенный под руководством профессора Э.Мэйо в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго (1924-1932). Хоторнский эксперимент включает ряд знаменитых исследований, основной итог которых составляют следующие выводы: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, выведение на первый план психологических и социально-психологических аспектов трудового поведения; 2) открытие явления неформальной организации. Эти исследования положили начало важнейшему направлению западной социологии - теории «человеческих» отношений и внесли значительный вклад в развитие индустриальной социологии.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |