Позднее Возрождение. Кризис гуманизма
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. Сначала это произошло в Италии, где на смену гуманизму приходит маньеризм. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм. Наиболее яркими представителями английского Возрождения были Т. Мор (1478-1535) и У. Шекспир (1564— 1616). С именем Томаса Мора связано первое в истории человечества изображение общества, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Один из участников диалога «Утопии», произведения, обессмертившего имя Мора, — Гитлодей рассказывает о своем посещении одного из отдаленных островов Утопии (букв. «Нигдейя», т. е. место, которого не существует), жизнь на котором представляет полную противоположность европейской действительности. Там нет частной собственности, и все люди трудятся. Труд, обязательный для всех, продолжается всего шесть часов, остальное время каждый занимается чем хочет: науками, искусством и прочими любыми занятиями. Жители 54 городов этого острова периодически переселяются в деревни и занимаются земледельческим трудом. Потребности граждан Утопии предельно просты: во время работы они накрываются шкурами, которых хватает на семь лет, после работы все одеваются в одинаковые грубошерстяные одежды. Здесь все бесплатно, утопийцы питаются в общих столовых-дворцах, где «всегда готова роскошная и обильная пища. Ни один ужин не проходит без музыки, ни один десерт не лишен сладости... зажигают благовония, распрыскивают духи, и вообще делают все, что может создать за едой веселое настроение». В «Утопии» утверждается тот гуманистический принцип, что человеческая душа создана для счастья. Ведь даже цель своего повседневного труда утопийцы видят в том, чтобы «обеспечить, насколько это возможно... всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни». Граждане Утопии ценят железо выше золота. Железо полезно, как огонь и вода, а из золота они делают ночные горшки и прочую посуду для самых грязных надобностей, куют цепи и кандалы для преступников, золотом обвивают шею и пальцы опозорившихся граждан. Золото, серебро и драгоценности у них всячески презираются. Поблагодарив Гитлодея за рассказ, Мор замечает, что в Утопии действительно много такого, что он хотел бы видеть осуществленным «в наших государствах». Но тут же грустно добавляет: «Я... более желаю этого, нежели ожидаю». Идеи гуманизма были воплощены в образах героев драматургических произведений Уильяма Шекспира. Поначалу гуманистическая позиция Шекспира находит выражение в тяготении положительных героев исторических хроник и комедий («Генрих IV», «Ричард III», «Укрощение строптивой») к старине, патриархальной морали. Позже Шекспир утверждает веру в гармоничное разрешение жизненных противоречий, а идеи гуманизма растворяет в ситуациях и художественных образах. Гуманистическая идеология воплощается в ключевой идее исторических хроник — правомерности победы централизованной власти (абсолютизма) над анархическим своеволием. Если в хрониках гуманизм раскрывается во взаимоотношениях человека и государства, то сфера ранних комедий — человек и природа в гуманистической трактовке, согласно которой природа обладает всеблагой и всемогущей силой, а человек и общество являются частью природы. Поэтому сакраментальная фраза из монолога Жака, героя комедии «Как вам это понравится», «Весь мир — театр...» выражает обобщенный образ человеческого бытия в природе через аллегорию «мир — театр», которая родилась еще в древности. Театральная сцена — жизнь человечества, люди — актеры, в пьесе жизни семь актов, каждый акт соответствует определенному возрасту человека. Позже, в «проблемных комедиях» («Конец — делу венец», «Мера за меру») и трагедиях («Юлий Цезарь», «Гамлет») социальные противоречия воспринимаются автором как трагическое несоответствие гуманистическим идеалам всего прошлого, настоящего и ближайшего будущего всего человечества. В знаменитом монологе Гамлета «Быть или не быть...» герой поднимает вечную проблему нравственного выбора. Своими словами и поступками он борется с любым злом, с пороками, господствующими в обществе, и считает эту борьбу целью и долгом человека. Именно поэтому в финале трагедии Фортинбрас приказывает похоронить Гамлета с воинскими почестями как воина, павшего в неравной борьбе. В драматических произведениях («Гамлет», «Король Лир», «Макбет») суть трагического гуманизма автора раскрывается в образе главного героя, который велик по мощи характера и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные.
Заключение
В целом Возрождение создало социально-экономические, социально-психологические и научно-теоретические предпосылки становления культуры как относительно самостоятельного феномена и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания. Происходит постепенное формирование светской науки, «светской учености». Сфера науки приобретает высокий социальный престиж. На ренессансной почве рождался независимый авторитет светской культуры. Характеризуя культуру эпохи Возрождения, можно отметить несколько важных моментов, предопределивших последующее развитие культуры и ее философское понимание. Во-первых, это культ «cultura animi», т. е. всего того, что связано, в первую очередь, с мыслительной деятельностью, занятием словесностью, философией, риторикой и т. д. О том, что культура понималась только в связи с духовной деятельностью и в такой трактовке использовалась в категориальном аппарате научного познания, говорят многочисленные словосочетания с ключевым понятием «культура», встречающиеся у мыслителей XVI— XVII вв. Во-вторых, культура Возрождения носила элитарный характер, она не была тождественна всей итальянской культуре того периода. Эта элитарность гуманистической культуры имеет мало общего с более поздним представлением о социальной элитарности буржуазной культуры. В эпоху Возрождения впервые возникло представление об интеллектуальной элите общества, о превосходстве человека, владевшего знанием, над теми, кто владел лишь богатством. Эта эпоха, по справедливому замечанию Ф. Энгельса, представляла собой «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Изучение природы (особенно в поздний период Ренессанса, связанный с творчеством Леонардо да Винчи, подчеркивающего решающее значение практики и опыта в познании мира) привело к расширению и исторического горизонта, появился огромный интерес к изучению развития человечества. Философская и социальная мысль эпохи Возрождения подготовила и во многом утвердила представление о культуре как области подлинного существования человека, осознание ее как качественно иной природы человеческого развития, отличной от естественной. На итальянской почве позднее родилась философия истории, в рамках которой сформировался предмет истории и теории культуры. Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.
Литература 1. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996. 2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 г. 3. Культурология. Основы теории и истории культуры: Учебное пособие / Под ред. д. ф. н., проф. И. Ф. Кефели. – СПб.: Издательство «Специальная литература», 1996 г. 4. Философия культуры. Становление и развитие. / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова, В. В. Прозерского. – СПб.: Издательство «Лань», 1998 г. 5. Эразм Роттердамский. Философские произведения, - М., 1986 г.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |