Социально-педагогическая коррекция осложненного поведения подростков
Социально-педагогическая интервенция, или коррекция - это специфический способ вхождения в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирование позитивной адаптации в изменяющихся ситуациях. Целью интервенции осложненного поведения личности является ослабление или устранение тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации. Отличительной особенностью социально-педагогической интервенции в целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с социальным педагогом, психологом. Задачи социально-педагогического вмешательства при осложненном поведении подростков: формирование мотивации на социально-психологическую адаптацию или выздоровление; стимулирование личностных изменений; коррекция конкретных форм осложненного поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления. Более частные задачи коррекции осложненного поведения в подростковом возрасте - это, во-первых, через развитие самопознания и самооценки развивать умение регулировать свое поведение; во-вторых, содействовать формированию устойчивости к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников, адекватности поведения в школе и вне нее; в-третьих, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личностного отношения к ним, к выработке собственных ценностных ориентаций, внутренних позиций [20, с.65]. В случае социально-педагогической интервенции осложненного поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в профилактической работе. Ведущими методами является психотерапия, психологическое консультирование, тренинг и др. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений, методы саморегуляции; методы когнитивного переструктурирования; методы минимизации нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения. Программа социально-психологической коррекции осложненного поведения подростка направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения позитивной самореализации личности в обществе. Посредством социально-психологической коррекции требуется решить для обеих сторон возникший конфликт "личность - общество", "личность - социальная среда", "личность - группа", "личность - личность". Благодаря этой работе происходит разрушение ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т.п., осуществляемое социально-психологическими средствами и проявляющееся в их подмене, изменении, переосмыслении, переоценивании, что в итоге дает коррекцию поведения личности в соответствии с принятыми в социальном окружении и обществе в целом [13, с.265-267]. При построении коррекционной программы необходимо учитывать следующие принципы: системности коррекционных, профилактических и развивающих задач: все виды деятельности были взаимосвязаны между собой и реализовывались в единой системе, в определенной последовательности; приоритетности коррекции каузального типа: ведущей была коррекция причин, хотя использовали также работу с симптоматикой; деятельностный: работа проводилась с учетом ведущей деятельности в этом возрасте (общение), поэтому в работе использовались элементы социально-психологического коммуникативного тренинга; учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей человека: упражнения подбирались с учетом основных новообразований подросткового возраста и индивидуально-личностных особенностей участников тренинговой группы; комплексности методов психологического воздействия: все методы психологического воздействия применялись во взаимосвязи друг с другом и были направлены на достижение единого результата; единства диагностики и коррекции: коррекционная работа опиралась на данные диагностических процедур [21, с.25-27]. Психологическая коррекционная работа по предотвращению формирования и закрепления осложненного поведения может проводиться в виде тренинговых занятий. В рамках коррекционной программы также может проводиться просветительская и превентивная работа с учителями и учащимися. Рассмотрим содержательные и методические особенности коррекционных занятий с подростками осложненного поведения. Оптимальное число занятий в коррекционной тренинговой программе - 10. Каждое занятие отличается своей целенаправленностью и содержательной наполненностью. Занятие 1-2. Цель: знакомство с участниками и группой, раскрепощение участников, более близкое знакомство участников тренинга, невербальное общение, установление доверительных взаимоотношений между участниками, попытка самоанализа и исследование собственной личности, эмоциональная разрядка. Занятие 3-4. Цель: формирование доверительных отношений, повышение самооценки отдельных участников группы, установление положительных взаимоотношений и чувства групповой сплоченности, невербальное общение для установления доверительных отношений между участниками группы, самоанализ, развитие рефлексивных тенденций, эмоциональная разрядка, повышение самооценки, улучшение самоотношения. Занятие 5-6. Цель: развитие доверительных отношений, научение умению доверять другим, развитие навыков самоанализа, исследование личности, личностный рост и развитие, повышение уверенности в себе, сглаживание некоторых черт (самобичевание, недовольство собой и т.п.) Занятие 7-8. Цель: групповая сплоченность, формирование уверенности в себе, навыки конструктивного спора, эмоциональная разрядка, показать каждому, что никто в группе не настроен негативно по отношению к нему, развитие навыков самоисследования, самоанализа, личностный рост и развитие, 1 попытка изменения ценностной иерархии Занятие 9-10. Цель: личностный рост и развитие, изменение самоотношения. Избавление от нежелаемых качеств, формирование и закрепление навыков социального поведения. В качестве превентивной деятельности с учащимися можно использовать следующие игры: "Степной волк" (цель - изменить отношение к опасным видам поведения, таким, как наркомания, проституция и т.п., расширить знание о причинах и последствиях заболеваний, передающихся половым путем, при использовании нестерильных шприцев и игл, употреблении токсических веществ и т.п.). "Шаг в будущее" (цель - диагностика уровня знаний учащихся об опасных видах поведения и расширение его по мере необходимости, изменение отношения учащихся к таким видам поведения, воспитание толерантности в отношениях к ВИЧ-инфицированным, наркобольным). "Фотография ценностей" (цель - диагностика и коррекция системы ценностей учащихся) [22, с.64-70]. Социальному педагогу важно знать условия эффективности проведения тренинговых занятий. К ним, в частности относятся: Избегание родительской позиции: ведущему рекомендуется находиться во взрослой позиции, что обеспечит безоценночность, отказ от советов, передача подросткам ответственность за свою жизнь, равенство позиций как условие развития. Подавление независимости в процессе творческого поиска необходимых решений может спровоцировать у учащихся отказ от дальнейшей работы. Обеспечение подростку самоидентичности, ответ на вопрос "кто я такой?". Необходимо обеспечить обратную связь от ведущего и членов группы к подростку. Эмоциональное принятие обеспечит познание собственной сферы эмоциональных переживаний, развитие способности любить и быть любимым, возможность вступать в близкие и искренние отношения. Целостность личности ведущего обеспечивает закладывание основ отношения к ценностям этого мира: во что верить и как себя вести подростку. Обеспечить возможность интеллектуального роста подростка, что позволит повысить самооценку, получить адекватную информацию о себе, избежать нереалистичной позиции во взглядах на мир [15, с.28]. Групповая психокоррекция с детьми реализуется через клуб "Подросток". Она имеет преимущества в связи с тем, что: подростковые реакции группирования предрасполагают к устойчивой работе именно в группе; именно в группе подчас легче создать атмосферу доверия, сплоченности, подросток может чувствовать себя более свободно; в группе сверстников подросток может поделиться своими переживаниями, оценить и принять опыт других в аналогичных ситуациях, почувствовать, что он не одинок; здесь ему легче овладеть навыками саморегуляции; в группе подросток может повысить самооценку, почувствовать уверенность в себе, обрести новых друзей, разрешить свои проблемы [23, с.83]. Очень важным аспектом коррекции осложненного поведения является мобилизация внутренних сил, стимулирование активности, развитие волевых личностных свойств подростка с осложненным поведением. Это позволяет корректировке личностных свойств, поступков и деятельности приобрести самостоятельный характер, стать самокоррекцией. В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социально-психологические механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании человеком своих благоприятных возможностей, сильных сторон. Может показаться, что эти возможности должны реализовываться без особого вмешательства со стороны психологов, педагогов и без особых усилий со стороны самих подростков с осложненным поведением. Однако так бывает далеко не всегда. Слабая реализация благоприятных возможностей подростка может быть обусловлена недостаточно ответственным отношением к своим поступкам и действиям, деятельности, образу жизни в целом. Поэтому в индивидуальной программе по корректировке осложненного поведения необходимо учитывать дополнительные механизмы, с помощью которых ребенок может компенсировать слабовыраженные особенности или развить эти особенности до определенного уровня. Таким образом, выявленные и представленные пути и механизмы социально-психологической коррекции осложненного поведения подростков в каждом конкретном случае открывают возможности социальным педагогам для собственных творческих поисков и могут служить источником более содержательных гипотез по их оптимизации. Актуализируется на всех уровнях проблема диалектики знания, опыта, навыков и творчества. Отсюда и новые подходы, и базовые принципы организации и осуществления социально-психологической работы по воспитанию, реабилитации, коррекции и т.п. Среди них: нравственно-гуманистическая направленность социально-психологической помощи; понимание и соучастие; прагматизм социально-психологического воздействия; приоритетность социально-психологической помощи и поддержки; творческое сочетание специализации и комплексности в работе; профессионализм специалистов. Заключение
Методические и технологические аспекты работы социального педагога весьма многообразны. Это, прежде всего, использование диагностических методик по изучению осложненного поведения подростков. Важное место также занимает изучение нарушений детско-родительских отношений, оказывающих влияние на возникновение "трудных" подростков. К сожалению, у социального педагога нет собственных методик и технологий профилактической и коррекционной работы, поэтому он должен заимствовать их в психологии. Наиболее эффективной формой работы с подростками с осложненным поведением является групповая форма, так как именно в группе легче создать атмосферу доверия, сплоченности, подросток может чувствовать себя более свободно, может поделиться своими переживаниями, оценить и принять опыт других в аналогичных ситуациях, почувствовать, что он не одинок. Также в группе подросток может повысить самооценку, почувствовать уверенность в себе, обрести новых друзей, разрешить свои проблемы. Какую бы форму работы с подростками с осложненным поведением социальный педагог не выбрал, важно помнить то, что борьба против слабых и дурных сторон в человеке будет успешной, если удастся открыть в нем силы, которые при соответствующем управлении ими смогут послужить цели. Вступая в борьбу с человеческими недостатками, надо его самого человека сделать союзником в этой борьбе. Это правило действенно для воспитания детей, в том числе и подростков. Важно, чтобы в профилактической, коррекционной и реабилитационной деятельности с подростками принимало участие большое количество людей: социальный педагог, педагог-психолог, школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования. Успех во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса. В системе работы социального педагога с подростками осложненного поведения можно выделить определенную последовательность по позитивному изменению их действий и поступков. В основе этой последовательности лежат правила взаимодействия родителей и специалистов с подростками этой категории. Этот ряд правил обычно имеет следующие шаги: нахождение причин осложненного поведения, последовательность во взаимоотношениях, позитивность взаимодействия, поощрение положительных изменений, привлекательная альтернативность поведения, разумный компромисс, гибкость в реализации изменений в стратегии поведения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |