Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приложение 2 . Формы социального взаимодействия в обществе: «за или против»




Конспект урока

«Формы социального взаимодействия

в обществе: «за или против»

Тема урока: формы социального взаимодействия: за или против.

Форма урока: Урок обобщения изученного материала с применением метода учебной дискуссии в форме дебатов.

Цели урока:

· Основная цель – проверка эффективности организации учебной дискуссии на уроке как средства повышения познавательной активности учащихся;

· Сопутствующие цели:

5. углубление и получение новых знаний по предыдущему традиционному занятию в форме лекции;

6. развитие аналитического и критического мышления учащихся;

7. формирование коммуникативных навыков и дискуссионной культуры.

8. развитие навыка работы в команде.

Задачи урока:

4. Знание учащимися структуру и основной понятийный аппарат изучаемого материала;

5. Коллективная работа над выбором определенной позиции и формулирование аргументов в ее защиту, используя ранее изученный материал;

6. Воспитание ценностных ориентаций и нравственной позиции в отношении взаимодействий в современном социуме.

Ход урока: 

I. Актуализация и систематизация ранее полученных знаний по теме урока (10 мин).

Учитель: «Здравствуйте ребята! В начале урока, мы с вами вспомним пройденный на прошлом занятии материал. Для этого я попрошу вас закрыть тетради и выполнить задания, которые вы увидите на интерактивной доске. Хорошо обдумайте, сформулируйте ответ и по поднятой руке мы будем выслушивать мнения по данной ситуации (в случае спорных моментов учитель задает теоретический вопрос). Всего будет 3 ситуации.

Ситуации:

1. Определите, к чему относится каждая их предложенных ситуаций: социальному действию или взаимодействию?

1. Гражданка П.. попросил одолжить некоторую сумму денег у гражданки М. попросил взаймы у гражданина Т. (социальное взаимодействие).

2. Гражданка П. спросила прохожего, как пройти в библиотеку (социальное взаимодействие).

3. Прогремел салют, и все начали выходить на улицу (социальное действие).

4. Проезжая мимо, машина облила водой из лужи прохожих (социальное действие).

5. Гражданка Г., оплачивая покупки на кассе, поблагодарила продавца (социальное взаимодействие).            

2. Выберите из предложенного правильный тип социального взаимодействия? Свой ответ аргументируйте.

Ø Мамина знакомая поздоровалась со мной на улице:

· вторичное взаимодействие;

· взаимодействие 2-х людей;

· однонациональное или разнонациональное взаимодействие;

· одинаково социального положения.

Ø Члены партии и ее сторонники устроили митинг, озвучивая там свои требования к власти:

· вторичное взаимодействие;

· групповое взаимодействие;

· однонациональное или разнонациональное взаимодействие; одинаково социального положения.

Ø Раввин вызвал еврейского мальчика, к доске, чтобы тот прокомментировал отрывок из Библии:

· вторичное взаимодействие;

· взаимодействие 2-х людей;

· однонациональное взаимодействие;

· разного социального положения.

Ø Катя Б. попросила свою подругу одолжить ей денег:

· первичное взаимодействие;

· взаимодействие 2-людей;

· однонациональное или разнонациональное взаимодействие;

· одинаково социального положения.

3. Установите соответствие между примерами и формами социального взаимодействия?

Примеры Форма взаимодействия
А. Коллективная работа над проектом. Б. Вступительное испытание в университет; В. Увеличение спроса одной фирмы после закрытия другой из-за большого количества долгов; Г. Ссора между коллегами по работе; Д. Парная лабораторная работа по химии. 1. Кооперация. 2. Конкуренция. 3. Конфликт.

Ключ:

А Б В Г Д
1 2 2 3 1

 

II. Мотивационный этап, постановка целей и задач урока (3 минуты). 

Учитель: «Итак, все большие молодцы. Теперь, перейдем к сути нашего занятия. Сегодня мы попробуем ответить с вами на очень важный вопрос: «Какова роль каждой формы социального взаимодействия на жизнь человека, его нравственные ориентиры и общество в целом?» Но сделаем мы это не обычно, а в форме дискуссии. Сейчас мы будем делиться с вами на роли» (распределение ролей и объяснение правил).

Роли:

1. Ведущий или председатель дискуссии.

2. Секретарь.

3. 6 спикеров, по 3 в каждой группе с противоположной позицией.

4. Эксперты.

Правила:

1. Действует правило поднятой руки.

2. Длительность ответа не должна превышать 5 минут.

3. Секретарь имеет право дисквалификации спикера, если тот нарушает поведенческие нормы.

Учитель: «Итак, мы со всем определились, теперь начинаем».

III. Дискуссионный этап: дебаты (20-25 минут).

Учитель: «На доске вы видите две противоположных точки зрения по поводу сотрудничества в кооперации (озвучивает). Спикеры готовы начать дискуссию?» Идет дискуссия о кооперации (7-8 мин).

 

Позиция «За» Позиция «Против»
Кооперация – это усовершенствованный вид сотрудничества между людьми с целью достижения общего результата. Кооперация – это такой вид сотрудничества, при котором одни люди могут использовать других в корыстных целях.

 

Учитель: «На доске вы видите две противоположных точки зрения по взаимоотношениях людей при конкуренции (озвучивает). Спикеры готовы начать дискуссию?» Идет дискуссия о конкуренции (7-8 мин).

Позиция «За» Позиция «Против»
Конкуренция является стимулом для развития общества и ключевым фактором его продуктивности. Конкуренция как форма взаимодействия носит разрушительный характер для нравственности общества.

 

Учитель: «На доске вы видите две противоположных точки зрения по такой форме социального взаимодействия как конфликт (озвучивает). Спикеры готовы начать дискуссию?» Идет дискуссия о конфликтах (7-8 мин).

Позиция «За» Позиция «Против»
Конфликт рождается из противоречий и дает возможность высказать различные точки зрения, возможность нахождения компромиссного решения. Конфликт является негативной формой взаимоотношения людей, которая не приносит положительных результатов вообще.

 

IV. Подведение итогов (5 - 8 минут).

 

Учитель: «В конце дискуссии предоставим слово экспертам, которые выскажут свое мнение по поводу рассуждений спикеров» (выступление экспертом, зачитывание протоколов).

Общий вывод занятия учителем: «Сегодня все проявили себя в положительном ключе. Наблюдая за ходом сегодняшней дискуссии, вы нашли ответ на вопрос «Какова роль каждой формы социального взаимодействия на жизнь человека, его нравственные ориентиры и общество в целом?» Думаю, все поняли, что любая форма социального взаимодействия носит как созидательный, так и разрушительный характер. Важнее понять, как и с какими целями человек применяет эту форму взаимодействия с обществом.

     Отметки спикерам, экспертам и всем тем, кто работал хорошо на уроке и смог сделать правильные выводы, конечно же, положительные» (задается домашнее задание).

Д/з: подготовиться к контрольной работе по пройденной теме.

 

 


 

Приложение 3

Таблица 2. «Оценка уровня познавательной активности по классификации Е.В. Коротаевой (контрольный эксперимент)»

Учащийся Уровень Характеристика
Ученик 1 4 уровень Поиск новых креативных подходов к решению проблемы.
Ученик 2 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 3 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 4 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 5 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 6 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 7 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 8 1 уровень Пассивное отношение к учебному процессу.
Ученик 9 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 10 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 11 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 12 4 уровень Поиск новых креативных подходов к решению проблемы.
Ученик 13 4 уровень Поиск новых креативных подходов к решению проблемы.
Ученик 14 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 15 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 16 4 уровень Поиск новых креативных подходов к решению проблемы.
Ученик 17 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 18 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 19 4 уровень Поиск новых креативных подходов к решению проблемы.
Ученик 20 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.

 

 






Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (79)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)