Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности организации учебной дискуссии на уроке




 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Вятский государственный университет»

(ВятГУ)

Институт гуманитарных и социальных наук

Факультет истории, политических наук и культурологи

Кафедра педагогики

 

Курсовая работа по педагогике

Особенности организации учебной дискуссии на уроке

 

Выполнила:

студентка 2 курса факультета истории,

политических наук и культурологи

группы ПОД(б) –2202–58–00

очной формы обучения

Скорнякова Анастасия Сергеевна

__________________/подпись/

 

Научный руководитель

канд. педагог. наук,

доцент кафедры педагогики

Конышева Алия Вазиховна

__________________/подпись

 

КИРОВ

2017

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации учебной дискуссии на уроке. 6

§ 1.1. Общая характеристика дискуссии как интерактивной формы обучения. 6

§ 1.2 Основные этапы организации учебной дискуссии на уроке. 11

§ 1.3. Педагогический потенциал урока в организации учебной дискуссии. 16

Глава 2. Экспериментальная работа по организации учебной дискуссии на уроке. 19

§ 2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по проведению учебной дискуссии на уроке. 19

§ 2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работу по применению учебной дискуссии на уроке. 21

Заключение. 27

Библиографический список. 29

Приложения. 31

Приложение 1. 32

Приложение 2. 34

Приложение 3. 40

 


 

Введение

Актуальность исследования. Федеральный закон «Об образовании» [1] и ФГОС [2] ориентированы на воспитание и развитие таких качеств личности, которые будут отвечать реалиям современной России - демократического, многонационального, толерантного, информационного общества с инновационной экономикой.

 Одними из заявленных характеристик, необходимых для соответствия этому, является умение слушать и слышать собеседника, грамотно аргументировать свою позицию, доброжелательно и корректно высказывать свою точку зрения, владеть грамотной и уверенной речью.

Для осуществления выше заявленного, учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на повышение поисковой активности, развития коммуникативной культуры обучающихся, умение анализировать и искать пути решения в проблемных ситуациях, развитие творческого потенциала и креативного подхода к решению задач.

Именно на этом базируются интерактивные методы обучения, наиболее распространенной среди которых является учебная дискуссия.

Таким образом, актуальным становится использование учебной дискуссии на уроке для формирования заявленных современным обществом компетенций у обучающихся для улучшения условий их адаптации в мире.

Тема исследования - особенности организации учебной дискуссии на уроке.

Цель исследования - определить особенности и эффективность применения метода учебной дискуссии на уроке.

Объект исследования – процесс организации учебной дискуссии.

Предмет исследования – педагогический потенциал урока в организации учебной дискуссии.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия учебной дискуссии как интерактивного метода обучения.

2. Выделить основные этапы организации учебной дискуссии на уроке.

3. Раскрыть педагогический потенциал урока в организации учебной дискуссии.

4. Разработать и апробировать урок с организацией учебной дискуссии для проверки ее стимулирующей эффективности.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что при должной организации учебной дискуссии на уроке произойдет повышение познавательной активности учащихся.

Теоретической основой исследования являются труды М. В. Кларина [9,10], который наиболее полно изложил основы учебного диалога в форме дискуссии.

В работах В.Н. Воронина и А.В. Тышковского [5] определены основные виды групповой дискуссии, их функции и особенности.

Довольно подробно структуру дискуссии изложили в своих исследованиях В.В. Гузеева и А.С. Сиденко [6], Е.В. Шантарина и П.Б. Гурвич [22].

Роль учебной дискуссии в формировании ключевых навыков и умений обучающихся была рассмотрена в работе С.Е. Ефимовой [8].

Методы исследования:

1) Теоретический: анализ педагогической литературы по проблеме;

2) Эмпирические: тестирование и анализ письменных работ учеников, педагогический эксперимент и наблюдение;

3) Математические: регистрация данных и шкалирование результатов.

Научная новизна заключается в обобщении материала по особенностям организации и проведения, а также выявления педагогического потенциала урока в форме учебной дискуссии.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и апробации урока с использованием учебной дискуссии с выяснением его педагогического потенциала, и в возможности практического использования материалов курсовой работы в деятельности специалистов.

База исследования - МКОУ «СОШ пгт Нема», Немский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11-х классов, в количестве 24 человек.


 

Глава 1. Теоретические аспекты организации учебной дискуссии на уроке.

§ 1.1. Общая характеристика дискуссии как интерактивной формы обучения.

В современном образовании сложились три основных формы взаимоотношений между участниками учебного процесса: пассивный, активный и интерактивный.

1. Пассивный метод носит авторитарный стиль и характеризуется ролью преподавателя как основного руководящего и действующего лица, а ученики становятся слушателями. Связь получается однонаправленной, субъект - объектной.

2. Активный метод обучения представляется собой такую форму взаимодействия между участниками учебного процесса, в которой педагог строит с учащимися диалог с демократическим стилем общения, давая им возможность проявить себя, показать свои навыки и умения.

3. Интерактивный метод является более развитой формой активного метода: обмениваются мнениями не только учащиеся с учителем, а все участники учебного процесса между собой, ставя педагога в роль создателя условий для такого взаимодействия, а также регулировщика действий учащихся на осуществление целей и решение задач урока [11].

Именно интерактивное обучение лучше всего подходит для формирования ключевых компетенций учащихся, запрашиваемых государством. Они начинают обращаться к собственному жизненному опыту и активно проявлять коммуникативные способности, самостоятельно искать ответы на вопросы и совместно решать поставленные задачи, применять к ним творческих подход, учиться культуре ведения спора и быть толерантными по отношению к мнению других, пытаясь найти компромисс.

Одной из самых распространенных интерактивных форм обучения является дискуссия - «форма организации (модель) обучения и способ работы с содержанием учебного материала; представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу» [17].

Учебная дискуссия отлична от других видов дискуссии тем, что ее целью является не нахождение ранее неизвестного науке знания, а сам процесс его поиска в рамках данного занятия, субъективная сторона этого процесса.

Учебная дискуссия имеет ряд характерных признаков, таких как:

· проблемность;

· особая организация и условия проведения;

· процесс общения выстроен как взаимодействие всех участников;

· главенствующая роль вербальных средств общения;

· упорядоченность и целенаправленность;

· поисковая устремленность учащихся [12].

Задачи, решаемые при использовании учебной дискуссии, можно разделить на два вида:

1. Конкретно - содержательного плана:

· осознание учащимися многовариантности подхода к решению поставленной проблемы;

· повторение и систематизация ранее усвоенного материала;

· формирование креативного подхода к обдумыванию ситуации.

2. Создания условий для взаимодействия в группе:

· достижение общей задачи;

· разделение на роли в подгруппах;

· формулирование единого компромиссного мнения;

· соблюдение правил ведения дискуссии и т.д. [21]

В своей работе В.Н. Воронина и А.В. Трышковский [5] выделяют компоненты, формирующие наилучшие условия для выполнения поставленных целей и задач дискуссии:

Ø личностный - уровень интеллекта, мотивации к учебно-поисковой деятельности, оригинальность и другие важные личные качества каждого участника дискуссии;

Ø групповой - готовность группы к взаимодействию и уважению мнений друг друга;

Ø логический и структурный - продуманная подача материала и своевременное вмешательство педагога для направления группы к запланированному итогу [9].

Существует несколько форм организации учебной дискуссии на уроке. Рассмотри классификацию Никитина Н.Н. [15], выделившего круглый стол, дебаты и эстафеты. Охарактеризуем каждую из них.

Круглый стол представляет собой конструктивную беседу небольшой группы равноправных участников по определенной проблеме с выяснениями путей ее решения. В конце выборный председатель резюмирует ход обсуждения, и группа может обмениваться мнениями с другой частью класса, отвечая на уточняющие вопросы.

Дебаты ставят своей целью научить отстаивать свою точку зрения на проблему при помощи логично поданных аргументов. Выбрав неоднозначную тему, педагог представляет несколько позиций, противоречивых друг другу. Ученики распределяются на микрогруппы, согласно выбранной позиции и пытаются доказать ее правдивость.

Организация эстафеты проходит следующим образом: преподаватель делит класс на микрогруппы и раздает каждой вопросы по различным аспектам одной главной проблемы. Микрогруппы, сформировав свою позицию, меняются вопросами, пока каждая не сформирует свое мнение по заявленным положениям. Далее происходит формулирование единого компромиссного мнения по решению главной проблемы урока.

Структура дискуссии была представлена в работе Е.В. Шантарина и П.Б. Гуревича [22]. Они выделяли экспозицию для создания подходящей среды и озвучивания темы и задач; преддискуссия для выявление первоначальных позиций учащихся, уточнение понятийного аппарата; сообщение педагогом основной информации и ее дополнение учащимися; выдвижение аргументов за и против; и заключительный этап для поведения итогов.

Однако, при всех плюсах использования урока с применением учебной дискуссии, для его организации нужны определенные условия:

· благоприятный социально-психологический климат в группе;

· своевременность проведения такого урока согласно:

Ø возрастным особенностям учащихся;

Ø наличию хорошо изученного ранее материала;

Ø соответствию запрашиваемых дидактических и воспитательных задач в данный момент;

· наличие у педагога опыта в использовании проблемного обучения, а также безупречная ориентация в материале по выбранной теме;

· наличие достаточного количества времени и его грамотное планирования [20].

Учебная дискуссия хорошо подходит для актуализации и систематизации знаний, формирования творческого подхода и других запрашиваемых государством ключевых компетенций, но все же стоит признать, что перечисленные условия для ее эффективной организации существуют не всегда. К тому же, по объему передачи информации за потраченное время учебная дискуссия уступает традиционной форме урока [16]. Оптимальный вариантом будет сочетание и того, и другого.

Каким же образом перейти от традиционного урока к интерактивному? Существует понятие «эволюционирующей» дискуссии [19], возникающей самостоятельно при условии высокой заинтересованности преподавателя и возможности свободного обмена мыслями всех участников урока. В этом случае, углубление в суть дела станет переходом к учебной дискуссии.

Таким образом, учебная дискуссия как интерактивный метод обучения представляет собой форму взаимодействия, способ организации совместной деятельности, основанный на публичном обсуждении проблемы, с целью нахождения уже известного науке знания, но уже с субъективной точки зрения через выражение мнений и их аргументацию участниками дискуссии.

 


 

§ 1.2 Основные этапы организации учебной дискуссии на уроке.

Более подробно в отечественной педагогике этапы учебной дискуссии и их особенности были описаны в трудах М.В. Кларина [9, 10]. Рассмотрим выделенные им аспекты более подробно.

Конечно, перед начало организации дискуссии нужно выбрать тему, которая будет отвечать определенным параметрам:

· проблемность, противоречивость, многовариатность решения;

· ясная, четкая формулировка;

· соответствие уровню знаний и способностей учащихся на данном этапе;

· корректность относительно обсуждаемых ее учеников;

· соответствие дидактическим задачам на данном этапе обучения;

· хорошая ориентация в материале самого преподавателя.

Далее, за определенное время до организации дискуссии, нужно дать ученикам сведения о должной подготовке по обозначенной научной литературы и другим источникам информации.

1. Создание временных групп.

Метод разделения класса на микрогруппы по 5-6 человек является очень распространенным. Преподаватель должен дать конкретную задачу и очертить временные рамки для формулирования идеи.

Обычно каждая микрогруппа выбирает представителя, и она по очереди высказывают сформулированное в группе мнение. Затем начинается общегрупповое обсуждение выдвинутых тезисов.

Лучше всего формировать временные группы заранее, выбрав оптимальные варианты для комфортного и продуктивного действия каждого ученика.

Перед микрогруппами ставятся промежуточные задачи:

1. подготовка почвы для общегрупповой дискуссии;

2. актуализация знаний между всеми участниками;

3. формирование конкретных взглядов на проблему и выявление их противоречивости;

4. становление эмоциональной готовности.

В зависимости от выбранной формы дискуссии, преподаватель может опустить этот этап.

2. Распределение ролей.

Эффективным способом проведения учебной дискуссии будет привлечение предыдущего этапа, но с распределением четких функций между участниками микрогруппы и организации последующего межгруппового диалога.

Выделяются следующие основные роли:

· «ведущий» - организатор и регулировщик хода обсуждения в микрогруппе, обязанный вовлечь всех участников;

· «аналитик» - регулирует обсуждение путем становления дополнительных вопросов к сомнительным моментам;

· «протоколист» - ведет запись хода обсуждения;

· «наблюдатель» - оценивает участие каждого участника в обсуждении проблемы[4]

При таком способе ведения учебной дискуссии структура будет выглядеть следующим образом: постановка проблемы, деление и распределение ролей в микрогруппах, обсуждение, предъявление результатов всей группе, межгрупповое обсуждение и подведение результатов.

3. Начало дискуссии.

Одно из самых сложных в проведении дискуссии является вовлечение в нее участников учебного диалога. На это влияет благоприятная обстановка, выгодная рассадка, эмоциональный и учебный настрой участников.

Для того, чтобы настроить учащихся на дальнейшую работу и обеспечить упорядоченность действий, педагог должен огласить правила ведения дискуссии, обязательными из которых являются:

· Выступления производятся только с разрешения ведущего дискуссии (по поднятию руки);

· Не допускаются споры, переходы на личности;

· Каждый должен иметь право на озвучивание своего мнения, после чего оно подвергается обсуждению (можно делать это по кругу);

· Каждое мнение должно быть аргументированным, а не голословным;

· Должна соблюдаться культура речи.

Существует несколько приемов введения в дискуссию:

· Рассказ конфликтной ситуации по заявленной теме;

· Демонстрация мультимедийного материала, повествующего о проблеме;

· Выступление заранее подготовленных учеников с сообщениями по вопросу;

· Опрос;

· Вводная игра, содержащая смысловую передачу предстоящего обсуждения [18].

Остановимся поподробнее на вопросах. Нужно подготовить их заранее, спрогнозировать ответы и соблюсти несколько правил при проведении опроса:

· Делайте паузы для возможности ученикам подумать;

· Задавайте корректно сформулированные вопросы, не двухсмысленные;

· Давайте понять ученикам, что вы услышали каждый озвученный ответ;

· Направляйте от обобщения к углублению в суть вопроса.

4. Ход дискуссии.

Использование вопросов тоже является спорным моментом в ведении дискуссии, т.к. они могут попросту загнать в тупик, образовать большую временную заминку, что приведет к ухудшению эмоциональной обстановки в классе.

Хорошими приемами выведения из таких заминок являются своевременные резюмирующие высказывания учителя по поводу услышанных мнений и постановка следующих уточняющих вопросов для рассуждения. Это хорошо поможет от незапланированных ответвлений рассуждения в сторону.

Самым главным в дискуссии является организация всеобщей вовлеченности и поддержание уважительной благоприятной обстановки. Нужно обращаться к более молчаливым участникам с просьбой пояснения какого-либо момента или ответа на дополнительный вопрос, заданный преподавателем.

Реакция на ошибки учеников должна быть спокойно. Не нужно сразу высказывать согласие или несогласие с позицией. Лучше попросить ученика аргументировать свое мнение и при помощи наводящих вопросом привести группу к нужному результату.

В конце начинается обобщение проведенной дискуссии. Педагог вместе с классом должен сформулировать краткие, но содержательные тезисы. Ко всему прочему, выводы не должны ставить категоричную точку, а скорее должны показать ученикам возможность, дать почву для дальнейшего рассуждения по другой теме [13].

5. Анализирование и оценка сформированности дискуссионной культуры.

Данный этап по-другому можно назвать рефлексией. Эффективность применения ученой дискуссии на уроке будет выше, если в конце занятия оставить время на обсуждения не содержательной, а поведенческой составляющей, узнать мнения о самом процессе и его организации.

Также ценен для педагога и самоанализ проведения им такой формы урока для оценки своих педагогических возможностей, обстановки в классе и формированию дальнейших педагогических целей.

Итак, можно выделить следующие основные этапы организации учебной дискуссии на уроке:

1. Выбор темы, заблаговременное сообщение преподавателем проблемных вопросов учащимся, предварительный анализ информации по выбранной теме.

2. Проведение учебной дискуссии на уроке:

· Постановка проблемы

· Создание временных групп (микрогрупп), распределение ролей между участниками;

· Обсуждение проблем в микрогруппах;

· Представление результатов обсуждения в микрогруппах перед всей группой;

· Продолжение обсуждения и подведение общегрупповых итогов.

3. Самоанализ.


 

§ 1.3. Педагогический потенциал урока в организации учебной дискуссии.

Педагогический потенциал урока в организации учебной дискуссии можно рассмотреть, как совокупность ресурсов, направленных на формирование определенных навыков и умений.

Одной из наиболее важных проблем, влияющих на низкую результативность урока и качества полученных учащимися знаний, является недостаток времени для освоения содержательной учебной программы.

Урок с использованием метода учебной дискуссии предполагает получение навыка по самостоятельному углубленному анализу, отбору и систематизации информации по проблемной теме вне аудиторного занятия, организацию урока с обменом мнениями, характеризующимися тезисностью содержания и четко ограниченными временными рамками изложения. Также, целенаправленность учебной дискуссии характеризуется условиями для быстрого достижения целей урока в ходе взаимодействия педагога и учащихся.

Таким образом, организация учебной дискуссии на уроке помогает грамотно распределить отведенное время на изучение учебного материала, что обеспечивает условия для повышения эффективности образовательного процесса, а отсюда и повышения качества знаний.

Мотивационный ресурс урока с организацией учебной дискуссии выражается через реализацию социальных, познавательных и личных мотивов:

· Социальный: коллективное решение проблемного вопроса и его обсуждение дает понять учащимся социальную значимость обучения, потребность обучения для мировоззрения и т.д.

· Познавательный: получение учащимися удовольствия от поиска аргументов в защиту своей позиции, поиск контраргументов влияет на получение удовольствия от интеллектуальной деятельности;

· Личный: стремление обладать авторитетным мнением среди сверстников, реализация таких качеств, как честолюбие и самоуважение и т.п. [3].

Таким образом, учебная дискуссия выступаем средством повышения мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности, а отсюда и результативности учебного процесса.

Субъектный ресурс урока с использованием метода учебной дискуссии проявляется в активном взаимодействии всех участников учебной деятельности, способности к самоанализу как в ходе учебной дискуссии, так и при разборе ее результатов, корректировке своих взглядов и развития своих умений.

Отсюда, учебная дискуссия влияет на формирование критичного мышления, сплочения коллектива, создания благоприятной обстановки в группе, создания почвы для развития профессиональных компетенций как учащихся, так и учителя.

Развивающий ресурс учебной дискуссии на уроке связан с развитием творческого потенциала учащихся, коммуникативных навыков и становлению дискуссионной культуры.

Развитие творческого потенциала происходит через понимание многовариантности решения проблемы, нахождения креативного подхода и решения поставленной проблемы.

С помощью учебной дискуссии происходит формирование дискуссионной культуры, которая выражается через выработку уважительного отношения к чужому мнению, развитие конструктивной критики позиции, а не личности, умение лаконично, но содержательно формулировать собственную мысль, соблюдать предписанные правила поведения.

Развитию коммуникативных навыков, выражающихся в умении уверенно говорить на публику, тезисно и однозначно формулировать свои мысли, готовность к взаимодействию в коллективе, умение концентрировать внимание на ключевых идеях диалога, способность слышать собеседника и давать ему обратную связь так же способствует организация учебной дискуссии на уроке.

 

Таким образом, педагогический потенциал урока в организации учебной дискуссии реализуется через временной, мотивационных, субъектный и развивающий ресурсы, что приводит к повышению познавательной активности учащихся и повышению качества получаемых в ходе учебного процесса знаний.

 

 


Глава 2. Экспериментальная работа по организации учебной дискуссии на уроке.

§ 2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по проведению учебной дискуссии на уроке.

Выявив педагогический потенциал урока с применением метода учебной дискуссии, было решено провести исследование по проверке эффективности урока-дискуссии как средства повышения познавательной активности учащийся.

Работа с учащимися по повышению познавательной активности была проведена в нескольких этапов: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «СОШ пгт Нема». В эксперименте принимали участие 20 учеников 10 класса в возрасте от 16 до 17 лет.

Для констатирующего эксперимента в обоих группах было проведено наблюдение для выявления познавательной активности на традиционном уроке обществознания лекционного типа по теме «Социальное взаимодействие».

Для выявления уровня познавательной активности была взята за основу классификация Е.В. Коротаевой [7]. В ходе занятия был оценен каждый ученик в соответствии с проявленными психолого-педагогическими особенностями. Результаты констатирующего оценивания представлены в Таблице 1.

На следующий день был проведен формирующий эксперимент - организовано и проведено занятие с применением метода учебной дискуссии по теме «Социальное взаимодействие: за или против» (Приложение 2).

Основной целью занятия было повышения уровня познавательной активности, а также углубление и получение новых знаний по предыдущему материалу традиционного урока в форме лекции, а также формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

В ходе проведения урока снова была проведена оценка уровня познавательной активности по классификации Е.В. Коротаевой. Результаты контрольного оценивания представлены в Приложении 3.

Результаты исследования, представленные в следующем параграфе, могут свидетельствовать об эффективности использования учебной дискуссии на уроке как средства повышения познавательной активности учащихся.

 


 

§ 2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работу по применению учебной дискуссии на уроке.

Для оценивания уровня познавательной активности учащихся за основу была взята классификация Е.В. Коротаевой, которая выделяет 4 уровня, характеристика которых и стала критериями оценки:

1. Нулевой уровень: пассивное отношение к учебному процессу, выполнение требуемых действий только после авторитарного проявления со стороны педагога;

2. Относительный (низкий) уровень: попытка учащегося к восприятию и воспроизведению учебного материала по аналогии, низкая способность к самоанализу, отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей;

3. Исполнительный (средний) уровень: ответственное отношение к учебному процессу, характеризующееся выполнением самостоятельных заданий и поиску причинно-следственных связей, готовностью включатся в предлагаемые педагогом формы работы, однако возможна быстрая потеря энтузиазма при слишком понятном изложении материала, неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме;

4. Творческий (высокий) уровень: ответственное отношение к учебному процессу, попытка поиска не только причинно-следственных связей явлений, но и поиск новых креативных подходов к решению проблемы.

В рамках констатирующего эксперимента было оценено 20 респондентов, результаты которых представлены в Приложении 1.

Согласно полученным в ходе констатирующего эксперимента данным, большинство учащихся обладают вторым уровнем познавательной активности, что составило 45% (9 человек), 25% (5 человек) обладают третьим уровнем познавательной активность, чуть меньше, 20% (4 человека), обладают первым уровнем познавательной активности и всего 10% (2 человека) обладают четвертым уровнем познавательной активности. Для большей наглядности представим результаты в виде диаграммы (Рис.1).

Рисунок 1. «Результаты оценки уровня познавательной активности (констатирующий эксперимент)».

Отсюда мы видим, что преобладающее число учащихся обладают относительным (низким) уровнем познавательной активности, т.е. готовых к обучению по аналогии, без активного интереса к выяснению причинно-следственных связей.

Примерно одинаковое количество учащихся обладают исполнительным (средним) и нулевым уровнями познавательной активности: первые отличаются серьезным подходом к учебной деятельности, но не осуществляют поиск новых подходов к одной и той же проблеме с целью более глубокого анализа, а вторые проявляют какую-либо активность только после давления со стороны учителя.

И самое маленькое количество опрошенных обладают творческим (высоким) уровнем познавательной активности, что отличает их углубленным изучением проблемы с поиском новых креативным подходов и решений проблемы.

При проведении формирующего эксперимента, т.е. непосредственной организации учебной дискуссии на уроке обществознания по теме «Социальное взаимодействие: за или против».

Занятие преследовало несколько целей:

· Основная цель – проверка эффективности организации учебной дискуссии на уроке как средства повышения познавательной активности учащихся;

· Сопутствующие цели:

1. углубление и получение новых знаний по предыдущему традиционному занятию в форме лекции;

2. развитие аналитического и критического мышления учащихся;

3. формирование коммуникативных навыков и дискуссионной культуры.

4. развитие навыка работы в команде.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи урока:

1. Знание учащимися структуру и основной понятийный аппарат изучаемого материала;

2. Коллективная работа над выбором определенной позиции и формулирование аргументов в ее защиту, используя ранее изученный материал;

3. Воспитание ценностных ориентаций и нравственной позиции в отношении взаимодействий в современном социуме.

В ходе урока учащиеся проявили заметный интерес к такой форме организации урока, вели активное обсуждение, старались соблюдать правила ведения дискуссии. Они грамотно аргументировали свою позицию, пытались прийти к компромиссу в каждой разобранной ситуации. Довольно продуктивному занятию сопутствовал доброжелательный климат внутри группы.

Конечно, хочется отметить, что быть руководителем дискуссии очень сложно: большое количество времени заняли выбор темы и подготовка материала, продумывание структуры урока, прогнозирование результатов, подборки наводящих вопросов, продумывание своевременных вступлений с целью разрядить обстановку, не давая дискуссии перейти в обычный спор. В целом, можно сказать, что была проведена хорошая работа и учащиеся показали себя на достойном уровне.

После проведения формирующего эксперимента была проведена контрольная оценка респондентов по классификации Коротаевой Е.В., результаты которой представлены в Приложении 3.

На основании полученных в ходе контрольного эксперимента данных, мы можем увидеть изменившуюся картину: большинство учащихся обладают третьим уровнем познавательной активности, что составляет 50% (10 человек) от общего числа. Примерно одинаковое количество респондентов обладают вторым и четвертым уровнями познавательной активности: 20% (4 человека) и 25% (5 человек) соответственно. И только 5% учащихся, т.е. 1 человек, по-прежнему обладает первым уровнем познавательной активности. Для большей наглядности представим результаты в виде диаграммы (Рис.2).

Рисунок 2 «Результаты оценки уровня познавательной активности (контрольный эксперимент)».

Так, мы можем наблюдать, что половина учащихся стала обладать средним уровнем познавательной активности, т.е. большинство учащихся было вовлечено в предложенную форму организации учебной деятельности и принимало в ней активное участие.

Практически одинаковое количество респондентов в ходе занятия обладали низким и высоким уровнем познавательной активности: первые участвовали в учебном процессе довольно активно, но мыслили по образцу и при обосновании своей позиции использовали однотипные аргументы, а вторые помимо активного участия пытались подойти к решению проблемы творческим путем, предлагая новые взгляды.

И наименьшее количество опрошенных отнеслось к смене формы организации урока пассивно, участвуя в обсуждении только при давлении со стороны педагога.

Для большей наглядности изменений в результатах констатирующего и контрольного экспериментов, представим результаты в Рис.3.

Рисунок 3. Сравнительные результаты изменения уровня познавательной активности учащихся.

Общие выводы по практической части:

В целом, мы видим значительное улучшение общих результатов уровня познавательной активности учащихся, что свидетельствует об эффективности организации урока с применением учебной дискуссии. Отсюда можно сделать вывод, что наша гипотеза об эффективности применения учебной дискуссии на уроке как средства, стимулирующего познавательную активность учащихся, при соблюдении правил ее организации, оправдалась.


 

Заключение

Современное общество требует от нас быстрых грамотных действий в критических ситуациях, нахождения оптимального решения и применения креативного подхода к проблемному вопросу, высокого уровня коммуникативной и демократической культуры, умение работать в команде и быть толерантным по отношению к другим людям. Эти важнейшие навыки должны быть сформированы еще в школе.

Организация урока с применением такого интерактивного метода обучения как дискуссия несет в себе огромный педагогический потенциал, который и отражает запрошенные современной ситуацией компетенций. Учебная дискуссия должна стать неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

Учебная дискуссия как интерактивный метод обучения представляет собой форму организация взаимодействия участников учебного процесса, основанный на публичном обсуждении проблемы, с целью нахождения уже известного науке знания, но уже с субъективной точки зрения через выражение мнений и их аргументацию участниками дискуссии.

Можно выделить такие основные этапы организации учебной дискуссии на уроке, как:

1. Выбор темы, заблаговременное сообщение преподавателем проблемных вопросов учащимся, предварительный анализ информации по выбранной теме.

2. Проведение учебной дискуссии на уроке:

· Постановка проблемы

· Создание временных групп (микрогрупп), распределение ролей между участниками;

· Обсуждение проблем в микрогруппах;

· Представление результатов обсуждения в микрогруппах перед всей группой;

· Продолжение обсуждения и подведение общегрупповых итогов.

3. Самоанализ.

Педагогический потенциал урока в организации учебной дискуссии реализуется через временной, мотивационных, субъектный и развивающий ресурсы, что приводит к повышению познавательной активности учащихся и повышению качества получаемых в ходе учебного процесса знаний.

В ходе исследования наша гипотеза, заключающаяся в предположении, что при должной организации учебной дискуссии на уроке произойдет повышение познавательной активности учащихся была оправдана.

Таким образом, нами были рассмотрены основные особенности организации учебной дискуссии на уроке и сделан вывод об ее эффективности использования в учебной деятельности как средства повышения познавательной активности учащихся с целью повышения результативности учебного процесса.

Итак, своевременность и постоянность применения учебной дискуссии в образовательном процессе, ее правильное сочетание с другими методами обучения, а также учитывание особенностей и правил организации помогут сформировать у учащихся запрашиваемых обществом навыков и умений и помочь адаптироваться в современном мире.

 


Библиографический список

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

3. Аниськина, Л. В. Дискуссия как организационная форма учебного диалога.// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.- № 10.- 2010

4. Богомолова, Н.Н.. Петровская Л.А. Групповая дискуссия // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Ю.М. Жукова. М., 1981

5. Воронин, В.Н., Тышковский, А.В, Филиппов, А.В. Организационно-психологическая модель проведения групповой дискуссии // Психологический журнал.- 1990. № 2

6. Гузеев, В. В., Сиденко, А. С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах // Школьные технологии. 2000. № 1

7. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001

8. Дискуссия как одна из форм организации учебного процесса старшеклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00365794_0.html

9. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) . –– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.

10. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. М.: Луч, 2016

11. Кульневич, С. Совсем необычный урок. – Воронеж, 2006. Метод дискуссии // Завуч. Управление современной школой. – №2. – 2006

12. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002

13. Панина, Т. С., Вавилова, Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2006

14. Педагогика / Под ред. И.Ф. Харламова. – М., 1997

15. Поздеева, С.И. Об организации дискуссии на уроках русского языка // Школа развивающего обучения: 10_летняя практика: Сб. науч._метод. мат. – Томск: Пеленг, 2002

16. Поздеева, С.И. Учебная дискуссия: поиск новых форм//Начальная школа плюс До и После. 2008, № 8

17. проблема // Вопросы психологии. – 2001. – № 5

18. Родос, В.Б. Правила дискуссии и уловки спора.М.:Идея- пресс, 2006

19. Цантарин, Е.В. Методика проведения бесед-дискуссий при обучении устной речи в языковом вузе: дис. канд. пед. наук. // Владимир, 1974

20. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993

21. Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая

22. Шантарин, Е.В., Гурвич, П.Б., Методика проведения иноязычных дискуссий на старших курсах языкового факультета и проблемы обучения иностранным языкам. – Владимир, 1973

 

Приложения

Приложение 1

Таблица 1 «Оценка уровня познавательной активности по классификации Е.В. Коротаевой (констатирующий эксперимент)»

Учащийся Уровень Характеристика
Ученик 1 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 2 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 3 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 4 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 5 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 6 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 7 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 8 1 уровень Пассивное отношение к учебному процессу.
Ученик 9 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 10 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 11 1 уровень Пассивное отношение к учебному процессу.
Ученик 12 4 уровень Поиск новых креативных подходов к решению проблемы.
Ученик 13 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 14 1 уровень Пассивное отношение к учебному процессу.
Ученик 15 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 16 4 уровень Поиск новых креативных подходов к решению проблемы.
Ученик 17 1 уровень Пассивное отношение к учебному процессу.
Ученик 18 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.
Ученик 19 3 уровень Неспособность к поиску новых подходов к одной и той же теме.
Ученик 20 2 уровень Отсутствия интереса к выявлению причинно-следственных связей.

 


 






Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (83)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)