Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Симфоническое творчество Дворжака




Антонин Дворжак (1841 – 1904) – великий чешский композитор XIX века, романтик, создатель чешской симфонии и один из крупнейших европейских симфонистов XIX века. Автор 9 симфоний, многих опер («Русалка», «Черт и Кача»), хоровых сочинений (Реквием памяти Брамса), камерной вокальной и инструментальной музыки, «Славянских танцев» для фортепиано в 4 руки (есть авторское переложение для оркестра).

Наиболее известна 5-я (9-я) симфония Дворжака, ми минор, «Из Нового Света» (1893 г.). Она навеяна впечатлениями от Америки, где и была написана. Образы Нового Света соединились в ней с образами Чехии, с любовью к родине, к человеку, с протестом против порабощения человека. Жанр симфонии – лирико-драматический.

Музыкальный стиль симфонии сформировался из трех источников:

1. Элементы индейского и негритянского фольклора.

2. Элементы чешского фольклора.

3. Принципы европейской системы музыкального мышления.

Влияние индейского и негритянского фольклора проявилось в сфере лада, ритма, тембров, интонаций. Самое яркое здесь – жанр (и стиль) спиричуэлс (духовные гимны американских негров).

В симфонии 4 части. Все ее темы связаны общими интонациями (монотематизм), одна из них является лейтмотивом всей симфонии (тема Нового Света). В конце симфонии многие ее темы повторяются в измененном виде – драматизируются. Т. о., Дворжак в этой симфонии соединил принципы классического симфонизма (4-х частный цикл) с принципами романтической поэмности (лейтмотивы, монотематизм).

I часть – сонатное аллегро.Вступление звучит тревожно, настороженно, изобилует контрастами, что характерно для всей симфонии. В середине впервые появляется мелодически искаженная лейттема.

ГП состоит из 2-х элементов. 1-й – синкопированная фраза у валторн, волевая, стремительная, напоминающая негритянские песни. Это лейттема. 2-й – подвижная танцевальная фраза у кларнетов и фаготов, напоминающая чешскую польку.

ПП«индейская» тема. Мелодия у флейты и гобоя в низком регистре( что напоминает звучание тростниковой индейской флейты), на фоне педали валторн и скрипок. Интонационно близка индейским напевам, а ритм – чешской польки. В строении мелодии – удивительная симметрия, свойственная индейским мелодиям.

ЗП – близка негритянской песне «С неба слети, карета»; неторопливая, мягкая, светлая, в низком регистре флейты, в синкопированном ритме и пентатонном ладу. Завершает 1-ю часть бурная, драматическая кода.

II часть. Largo, Ре бемоль мажор, сложная 3-частная форма. Была сочинена раньше других как оркестровая пьеса «Легенда». Перекликается с «Песнью о Гайавате» Генри Лонгфелло (северо-индейский эпос), с главой о погребении Миннегаги. 1-ятема, певучая и задумчивая, у английского рожка, больше всех других тем симфонии напоминает гимны спиричуэлс: пентатоника, ритмические детали, симметрия в строении мелодии, строгий характер гимна.

Средний раздел Largo имеет 3 темы: 1) тема-причитание у флейты и гобоя; 2)тема погребального шествия; 3) тема, рисующая картину природы – светлую. Радостную (наигрыш гобоя).

III часть. Скерцо, ми минор, сложная 3-частная форма.  Жанрово-танцевальный образ. Стержень образа – ритм чешского танца фурианта (переводится как «гордец»). Тема складывается из коротких попевок танцевального характера на фоне педали – тонического септаккорда. В Трио новая тема в жанре фурианта соседствует с «негритянским» наигрышем (флейта, гобой) в пентатонном ладу. Несколько раз в скерцо вторгается лейттема.

Финал (сонатная форма) воскрешает суровый драматизм I части. ГП у меди, простая и строгая, исполненная грозного величия, напоминает торжественный марш-шествие. Индейско-негритянский колорит подчеркивается натуральным минором и элементами симметрии. ПП – нежная, певучая, у солирующего кларнета. Кода – последняя, самая напряженная схватка основных образов симфонии (из предыдущих частей). Завершается торжественным, победным звучанием одноименного Ми мажора, в котором проходят основные темы симфонии.






Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (75)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)