Образование как ценность, система, процесс и результат. Тенденции развития образования в РБ
Вопрос №1. Система образования Республики Беларусь. Кодекс «Об образовании в Республике Беларусь» о целях и принципах государственной политики в сфере образования. Система образования(СО) – совокупность госуд. и негосуд. учреждений образования, обеспечивающих население страны образовательными услугами. Национальная система образования включает: (из Закона об образовании) • участников образовательного процесса (воспит детск.дошк. учрежд., учащиеся, студенты) • образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; • учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;(школы, д.сады, институты,) • государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. СО каждой страны имеет свои особенности – позитивные тенденции современнойСО РБ: – гуманизация (распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения) и гуманитаризация (установление гармоничн. равновесия м/у естественно-матем. и гуманит. циклами в обучении) – демократизация отношений – разноуровненность содержания – разработка новых образовательных планов, учебных программ, учебно-методических комплектов – дифференциация сети учреждений образования (в Бресте из 37 школ 2 лицея, 6 гимназий, 2 школы сада, более 5 детских юношеских школ, ЦМТ) – переход ВУЗов на двухступенчатую подготовку специалиста – сети дополнительного образования и т.д. Однако, на ряду с позитивными отмечаются негативные тенденции: отрицательное влияние школы на здоровье детей(только 5 % учеников Московского района Бреста здоровы); однообразность образовательного процесса в учебных заведениях, предметоцентризм (преобладание роли своего предмета); недостаточный уровень качества подготовки выпускников школы и ВУЗа. СО в РБ строиться в соответствии с Законом об образовании в РБ. Принципы СО: – обязательность общего базового образования; – осуществление перехода к общему среднему образованию; – доступность дошкольного, профес. технического и на конкурсной основе ср. спец. и высш. об-я; – преемственность и неприрывность уровней и ступеней образования (согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ) – нац. культурные основы образования – приоритет прав человека, гуманист. характера образования – принцип научности; экологическ. направленности образования – демократич. характер управления образования Вопрос № 2. Образование как ценность, система, процесс и результат. Тенденции развития образования в РБ. Общий методологический смысл понятия образование (О) традиционно определяется как «создание человека по образу и подобию» Истоки понятия О находятся в раннем средневековье, начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становился ценностью О, рассматривался как способ его саморазвития, вхождения в культуру. Понятие образования из Закона об образовании РБ: Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Понятие «образование» связано с понятием «культура» (лат. cultura - возделывание, образование, воспитание, развитие). С учетом этого образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека. Образование выполняет следующие социокультурные функции: – О. – один из оптимальных способов вхождения человека в мир культуры и науки;– О.– как практика социализации(Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта.) человека и преемственности поколений;– О.– функция развития региональных систем и национальных традиций; – О.– соц. институт через который перед. и воплощ. базовые, культ. ценности и цели развития об-ва. В настоящее время рассматривают образование как ценность, как образовательную систему, как образовательный процесс и как индивидуальный или коллективный результат этого процесса. 1)Образование как ценность – рассматривают в интересах личности и в интересах государства; 2)Как система образования – совокупность госуд. и негосуд. учреждений образования, обеспечивающих население страны образовательными услугами. Основные элементы образования как макросистемы имеют гос. статус от системы дошкольного до системы послевузовского дополнительного образования. О. как система включает ведущих субъектов – учителя и учащиеся, цели, содержание, организацию, контроль (результаты). 3) Как процесс (процесс обучения и воспитания) – указывает на непрерывный процесс – образование в течение всей жизни. О. как процесс отражает этапы и специфику обр. сис-мы, ее изменение и динамику. Как образовательный процесс – имеет следующие этапы: 1)мотивационный; 2) организ.- деятельностный; 3) рефлексивный; О. как процесс имеет следующие свойства: двусторонность взаимодействия педагога и ученика; направленность всего процесса на разностороннее развитие и саморазвитие личности (развитие – это процесс и результат колич. и качеств. изменений разл. сторон Л, ее взросление); единство содержательной и процессуальной сторон; взаимосвязь всех сторон процесса; взаимосвязь элементов процесса. 4) Как результат – достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений. Тенденция – это направление развития. Позитивные тенденции развития современной СО РБ: – гуманизация (распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения) и гуманитаризация (установление гармоничн. равновесия м/у естественно-матем. и гуманит. циклами в обучении с целью развития духовно богатой личности)– демократизация отношений; – разработка новых образовательных планов, учебных программ, учебно-методических комплектов;– дифференциация сети учреждений образования (в Бресте из 37 школ 2 лицея, 6 гимназий, 2 школы сада, более 5 детских юношеских школ, ЦМТ); –инновационность (появление УО школа-сад; усиление раздела экологии в содержании учебников по биологии); – технологизация пед.процесса – внедрение технологий обучения и воспитания; – информатизация и компьютеризация;
Вопрос №3.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2678)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |