Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из истории инноваций в отечественном образовании: Липецкий опыт, учителя новаторы, авторские школы



2015-11-10 1539 Обсуждений (0)
Из истории инноваций в отечественном образовании: Липецкий опыт, учителя новаторы, авторские школы 0.00 из 5.00 0 оценок




1959 г. Основоположник – Москаленко Константин Александрович. Отказ от комбинированного типа урока и переход на объединенный тип урока. Москаленко искал скрытые резервы урока.

Элементы:

- комментирование

- поурочный бал

- связь обучения с практикой (жизнью0

- осуществление межпредметных связей

- уплотненная проверка знаний (с/р) – (задания на карточках)

- сменный доски (доски с крыльями+шторки на досках).

Методика была рассчитана на высоко квалифицированного спецмалиста. Необходимо было привлекать внимание детей.

Творческая мысль ученых и учителей-практиков была направлена на поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволили бы повысить продуктивность урока. Многие педагоги видели решение проблемы в перестройке традиционной схемы комбинированного урока, который господствовал в школьной практике. Одно из заметных и оригинальных направлений совершенствования урока, повышения эффективности и продуктивности учебно-воспитательного процесса в те годы неразрывно связано с деятельностью ученых и учителей-новаторов г. Липецка и Липецкой области.

Выдающийся вклад в организацию урока на принципиально новых позициях сделал заведующий кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института К.А. Москаленко (3.07.1917–30.9.1984). С его именем неразрывно связана разработка методологических основ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, вошедшая в историю российского образования под названием "Липецкий опыт". Особое внимание К.А. Москаленко уделял уроку в начальной школе. В 60–70-е гг. он проводит эксперимент по обучению русскому языку в начальных классах с использованием так называемых "пучков правил" и разрабатывает принципиально новую методику – структурное правописание. Сегодня его методическое наследие плодотворно развивается учителями, использующими в своей работе укрупненные дидактические единицы.

К.А. Москаленко изучал возможность введения в школе пятидневной учебной недели с резервным днем. По его мнению, это могло создать благоприятные условия для коррекционной работы с отстающими младшими школьниками. Вместе с учителями-экспериментаторами он работает над проблемой совершенствования учебных программ для начальной школы, которые позволили бы сократить начальное обучение до трех лет.

Задачу повышения эффективности учебного занятия К.А. Москаленко видел также и в необходимости органического слияния выявления знаний и собственно обучения в единый процесс. Но для ее решения требовалось коренным образом изменить всю организацию традиционного урока. В числе коллективов, которые одними из первых стали внедрять новые идеи по модернизации учебно-воспитательного процесса в конце 50-х гг., педагогические коллективы Троекуровской школы-интерната Чаплыгинского района, Октябрьской средней школы Усманского района, Агрономовской средней школы Лебедянского района, средних школ г. Усмани, школ № 1, 2, 8, 30 г. Липецка и ряда других.

В последующие годы опыт работы по повышению эффективности урока, рационального использования его времени, организации самостоятельной творческой работы учащихся обобщался на базе школ Усманского, Задонского, Грязинского, Чаплыгинского районов. Одно из них связано с использованием авторских методик. В этом направлении работали учителя, творчески развивавшие идеи К.А. Москаленко и П.М. Эрдниева по обучению детей с применением укрупненных дидактических единиц. Так, учительница липецкой школы № 70 О.С. Миляева применяла прием комментирования, большое значение придавала оценке знаний учащихся при закреплении нового материала, проводила обучение с обратной связью: громкоречевой, графической, предметной. Методику применения укрупненных дидактических единиц использовали также учителя школ № 3, 19, 49 г. Липецка.

 

Движение педагогов-новаторов (другие названия: авторская педагогика, новаторская педагогика) оформилось в начале 1987-х годов одним из первых. Оно зародилось на стыках очень многих движений. Перечислим: коммунарское движение, движение РВО, мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев, пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение той же поры, движение ОДИ, движение летних школ, многие новаторские педагогические инициативы советских педагогов и преподавателей (например, А. Тубельского, А. Караковского, Ш. Амонашвили, Е. Бондаревской, И. Волкова, Е. Ильина, С. Лысенкова и многих других).

Педагоги-новаторы: Шаталов, Ильин, Амоношвили, Волков, Никитины, Соловейчик, Лысенкова. В основании идей лежали отношения с учениками. «учение без принуждения». «Учение с увлечением». Идея опоры – опора на положительное.

Транслятором движения послужили семинары, учебные лагеря, открытые мастер-классы, где демонстрировались элементы авторских программ новаторов. Мультипликатором выступила инициатива В. Матвеева (на тот момент редактора «Учительской газеты») по созданию Творческого Союза Учителей СССР, объединившая многих педагогов-новаторов: Ш. Амонашвили (учитель младших классов, депутат Съезда Советов), В. Апраушева (директор Загорского интерната слепо-глухих детей), Э. Днепрова (в будущем министр образования) и других. Ещё большую роль в мультипликации движения сыграла государственная политика в эпоху перестройки, когда делались передачи на ТВ, печатались книги, издавались статьи о наиболее ярких новаторских инициативах — Виктора Шаталова (методика опорных конспектов), Михаила Щетинина (методика погружений), Олега Газмана (базовая культура и самоопределение личности) и других.

Сформулированы новые задачи образования: развитие мышления в противовес энциклопедичности, развитие коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат, освоение текстовой культуры и иных гуманитарных технологий… Освоены новые методы мотивации детей в учебном процессе: исследовательский тип, конструкторский, игровой, клубный и другие.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).Пример: Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Е.А. Бройде); Школа-парк (М.А. Балабан); Школа диалога культур (№106, г. Красноярск).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ:

- Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

- Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

- Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

- Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

- Социально педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

- Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

 



2015-11-10 1539 Обсуждений (0)
Из истории инноваций в отечественном образовании: Липецкий опыт, учителя новаторы, авторские школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из истории инноваций в отечественном образовании: Липецкий опыт, учителя новаторы, авторские школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)