Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В 7. Государственность на белорусских землях: основные этапы ее становления



2015-11-10 5278 Обсуждений (0)
В 7. Государственность на белорусских землях: основные этапы ее становления 4.75 из 5.00 4 оценки




Система знаний и представлений относительно истоков и этапов становления своей государственности является составной частью гос. идеологии любой страны. Только с созданием государства любая этническая общность из объекта социально-политических отношений превращается в их субъект. В преамбуле Конституции РБ указывается на многовековую историю белорусской государственности.

1 этап. Восточно-славянские княжества на территории Беларуси (IХ – ХIII вв.)

На территории, образующих нынешнюю Беларусь, в IХ – ХIII вв. существовали ряд княжеств, которые упоминаются в летописях: Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Мстиславльское, Новогрудское, Логойское, Несвижское и др. Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое имело все признаки, присущие государственным образованиям. Систему органов власти и управления составляли князь, совет князя, вече, а также должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун, высшие представители церкви – епископы и игумены.

Условия вступления князя на должность оформлялись в договоре-раде, который заключался с верхушкой господствующего класса. Полномочия князя в основном осуществлялись в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Правом издания новых законов он не владел, заниматься правосудием мог только совместно с членами своего совета и другими должностными лицами. Следовательно, и судебная деятельность князя была также ограничена.

В политической жизни Полоцкого княжества, как и в жизни других славянских земель, важное место занимало вече. Его полноправными участниками признавались только свободные люди. На вечевых сходах решались наиболее важные вопросы: выборы и изгнание князя, раскладка повинностей, назначение и снятие высших должностных лиц, вопросы войны и мира. В компетенции вече находилась законодательная функция власти.

2 этап. Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв.)

Белорусско-литовский период отечественной государственности начался в середине ХIII в. Общественный строй ВКЛ был феодальным. Социальная структура общества в основном была представлена феодалами-землевладельцами и феодально-зависимыми крестьянами.

ВКЛ по форме правления являлось ограниченной монархией во главе с великим князем. Монарх, владея широкими полномочиями, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. Однако власть князя не была абсолютной, так как была ограничена Радой, в состав которой входили верхи феодалов, и Соймом, в котором заседали и представители поветовой шляхты.

Государственный строй ВКЛ характеризовался наличием широкой автономии отдельных земель-княжеств: Витебская, Полоцкая, Смоленская и другие земли до конца ХV в. сохраняли свою государственно-правовую обособленность

3 этап. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.)

В результате подписания 1 июля 1569 года Люблинской унии ВКЛ и Польша объединялись в единое государство – Речь Посполитую, которое просуществовало до 1795 г.

4 этап. Белорусские земли в составе Российской империи(конец ХVIII в. – 1917 г.)

В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) прекратило существование одно из самых крупных государств Европы. Около 3 млн. человек, проживавших на территории Беларуси, оказались в составе Российской империи.

5 этап. Советский период белорусской государственности(октябрь 1917 г. – август 1991 г.)

С падением самодержавия в феврале 1917 г., распадом Российской империи и переходом власти от Временного правительства к Советам в октябре 1917 г. возник вопрос о создании белорусской национальной государственности, который решался в жесткой идейной борьбе. Предметом спора был вопрос о форме национального самоопределения белорусов: каким должно было быть будущее государство? Либо оно должно быть суверенным и независимым от других стран, либо должно было включиться в состав федерации равноправных национальных республик, образовавшихся при распаде Российской империи?

Были предприняты попытки реализации обоих подходов. Первый нашел свое выражение в провозглашении 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, второй – в создании 1 января 1919 г. Советской Социалистической Республики Белоруссии

6 этап. Белорусская государственность на современном этапе(август 1991 г. – н. время)

Беларусь начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991 г., когда был принят Верховным Советом (парламентом) закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР". Период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между коммунистами и другими политическими группами. Конфликты касались вопросов будущей формы государства, экономической системы, характера и степени сотрудничества с Россией и другими странами.

15 марта 1994 г. Верховный Совет Беларуси принял новую Конституцию, в соответствии с которой властные функции разделялись между Верховным Советом и Президентом. На референдуме 24 ноября 1996 г. была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание), расширены полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства.


 



2015-11-10 5278 Обсуждений (0)
В 7. Государственность на белорусских землях: основные этапы ее становления 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: В 7. Государственность на белорусских землях: основные этапы ее становления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)