Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А) Познавательные процессы



2015-11-10 908 Обсуждений (0)
А) Познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




Ощущение - один из простейших психических процессов, которые представляет собой отражение ответственных свойств, предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуляторные функции психики. Ощущения «связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития»[21].

В зависимости от воздействия раздражителя на анализатор ощущения подразделяются на экстероцептивные (возникающие при внешнем воздействии), интероцептивные (органические, фиксирующие состояние внутренней среды организма) и проприоцептивные (кинестетические, отражающие раздражения от двигательного аппарата: мышц, связок, суставов).

Эстероцептивные ощущения бывают контактными (непосредственное воздействие раздражителя на анализатор) и дистантными (воздействие осуществляется на расстоянии). К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, например, вкусовые, осязательные и др. Разновидностями дистантных экстероцептивных ощущений считаются зрительные, слуховые и т.п. Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.

Способность различать запахи и оттенки вкуса существуют благодаря воздействию, которое оказывают молекулы раздражающего вещества на нервные окончания вкусового или обонятельного анализатора. С помощью обоняния животные отыскивают себе пищу, в результате чего оно у них развито значительно больше, чем у человека: люди различают только довольно резкое либо имеющие угрожающее значение запахи. Например, ожидая засады, преступник издалека может почувствовать запах сигареты курящего работника милиции, хотя в другой ситуации не замечает, как курят сидящие рядом приятели.

Природа запаха весьма сложна и до сих пор не имеет общепринятого научного обоснования, несмотря на множество теоретических подходов (Дермакер, Дайсон Манкриф, Бек, Майсл и др.). Наиболее распространена адсорбционная теория (Манкриф, 1955), которая объясняет возникновение запаха процессом адсорбции молекул пахучего вещества клетками обонятельного эпителия, вследствие чего они нагреваются. Степень нагревания рецепторов трансформируется как определенный запах. Запахи обычно называют по тем предметам, которые их издают: запах моря, земли, горелой резины и т.д. По мнению специалистов, запах является химической «подписью» человека, исследуя которую, можно получить значительную информацию о личности. А И. Винберг пишет: «Запах исходит от любого человека. Он индивидуален: эта индивидуальность определяется специфическими особенностями, кожных, потовых, сальных желез и эндокринных желез»[22]. Обонятельные органы могут занимать у человека другие, менее развитые органы чувств. Например, слепоглухие узнают знакомых по запаху.

В настоящее время запаховая информация широко применяется в деятельности подразделений кинологической службы органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступностью. Наука, занимающаяся исследованием проблем природы и механизма образования запаховых следов, методов и технических средств их пользования в целях раскрытия и расследования преступлений, называется криминалистической одорологией.

Вкусовые ощущения вызываются воздействием химических веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, задней поверхности неба и надгортанника. Мы воспринимаем их как ощущения сладкого, кислого и соленого.

Зрительные ощущения возникают в результате действия на глаз электромагнитных колебаний. Воспринимающий аппарат глаза представлен светочувствительными клетками, расположенными в сетчатке против зрачка. Они подразделяются на «колбочки», способные различать яркие цвета, и «палочки», чувствительные к рассеянному свету (их не называют «аппаратом видения в сумерках») и не способные к цветоразличению. Способность различать цвет индивидуальна в каждом конкретном случае. С помощью зрительного анализатора человек может различать 180 цветовых тонов и более 10000 тысяч оттенков между ними. Зрительные ощущения имеют большое значение в оценке объективности показаний свидетелей, потерпевших и других участников судопроизводства.

Слуховые ощущения образуются под воздействием раздражителя слухового анализатора - колебаний воздуха. В соответствии с частотой, амплитудой звука различают его высоту, громкость и тембр. Частота колебаний определяется их количеством в единицу времени, от нее зависит высота тона, от амплитуды - громкость, от формы тембр. Более редкие колебания воспринимаются как вибрации и толчки. Вибрационные ощущения обычно не имеют для человека существенного значения и развиты очень слабо. Однако у глухих они частично компенсируют отсутствие слуха. Различить тембр звука очень легко, но в отличие от громкости описать его крайне затруднительно (попробуйте словами передать особенности голоса, знакомого вам, но не знакомого вашему приятелю, чтоб он смог узнать этого человека).

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предметов на поверхности кожи, включая слизистую оболочку рта, носа и глаз. Органом кожных ощущений является кожный анализатор, периферический конец которого представляет собой нервные аппараты (точки) пяти типов: прикосновения (чувствительны только к прикосновению и давлению), боли (чувствительны исключительно к воздействиям повышенной температуры), холода (чувствительны к воздействию пониженной температуры). В связи с этим ощущения подразделяются на тактильные, температурные и болевые.

Тактильные ощущения (давления, прикосновения, вибрации, зуда) обусловлены специальным видом рецепторов, рассеянных в кожных покровах тела. Различная их концентрация делает те или иные участки тела неравномерно чувствительными к внешнему раздражению.

Ощущение боли вызывают тепловые, механические, химические раздражители, когда они достигают высокой интенсивности, абсолютного верхнего порога. Боль сигнализирует об опасности и требует устранения. Болевые ощущения формируются центральной нервной системой, начиная с рецепторов, и проводятся по особым нервным путям в подкорковые узлы и корку головного мозга. В настоящее время наукой не установлено, есть ли специальный воспринимающий аппарат в коре мозга, ориентированный на боль; считается, что каждый рецептор при достаточной силе раздражения может вызвать ощущение боли.

Все люди чувствуют боль примерно одинаково, однако большое влияние оказывает эмоциональное состояние. Взволнованный человек может не заметить боли. Например, получив в драке ранение ножом, потерпевший, как правило, сначала ощущает удар, затем видит кровь или чувствует, как она течет из раны, и только поняв,, что он ранен, начинает испытывать боль.

Двигательные (кинестетические) ощущения вызываются раздражениями, возникающими в органах движения при изменении их положения в пространстве и при сокращении мышц. Без кинестетических ощущений у человека не могло бы развиться ни одного двигательного навыка. Благодаря непрерывно идущим от двигательного анализатора импульсам человек знает, в каком положении находится его тело.

Статические ощущения вызываются изменением положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести и возникают в результате раздражения специального анализатора вестибулярного аппарата, рецепторы которого находятся во внутреннем ухе.

Температурные ощущения возникают при воздействии на кожу предметов, температура которых отлична от температуры кожи; они связаны с условно-рефлекторной деятельностью корковой части кожного анализатора. Раздражение терморецепторов может происходить контактно и дистантно (на расстоянии - при лучистом теплообмене).

Чувствительность анализаторов есть способность к ощущению (отражению) свойств предметов, явлений с большей или меньшей точностью. Каждый анализатор обладает пороговой величиной возбуждения, которая обуславливает возникновение ощущения. Наименьшее по силе раздражение, вызывающее едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений. Абсолютная чувствительность многих анализаторов очень велика, например, глаза в состоянии различать лучистую энергию, равную нескольким квантам. Максимальная частота раздражителя вызывает либо превращение его в болевое - это верхний абсолютный порог чувствительности. Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальным приростом величины раздражителя. С возрастанием силы раздражителя величина порога различения возрастает.

Верхние и нижние пороги чувствительности у людей индивидуальны. Острота чувствительности достигает максимума к 20-30 годам[23]. Классификация видов чувствительности совпадает с классификацией ощущений. Чувствительность организма можно оценить не только на основе ощущений, но и по протеканию различных психофизиологических процессов.

Изменение чувствительности, наступающее в результате раздражения, называется адаптацией. Подвергаясь длительному раздражению, анализатор теряет способность к его адекватному восприятию, абсолютный порог чувствительности повышается. Наступает привыкание к состоянию возбуждения. Существуют световая, температурная и другие виды адаптации. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3-5 минут начинает видеть свет, проникающий туда, различные предметы. Через 20-30 минут он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 минут в 200 тысяч раз.

Степень адаптации анализатора различна. Высокая адаптируемость у обонятельных, тактильных анализаторов, несколько медленнее адаптируются вкусовые и зрительные.

Сенсорная адаптация характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью протекания этого процесса, избирательностью изменений по отношению к адаптирующему воздействию.

Пороги чувствительности в значительной мере зависят от профессионального опыта и уровня тренировки, степени утомления и состояния здоровья. Например, текстильщики, специализирующиеся на выработке черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета. Опытные мукомолы на ощупь могут определить не только качество муки, но и особенности зерна, из которого она сделана.

Изменение чувствительности анализаторов может происходить под влиянием как окружающей среды, так и внутреннего состояния человека. Обострение чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя называют сенсибилизацией. Существуют две формы сенсибилизации: физиологическая (обмывание лица холодной водой повышает чувствительность зрительного анализатора); психологическая (придание раздражителю значение сигнала и включение его в соответствующую задачу резко повышает чувствительность к нему).

В повседневной жизни человек испытывает различные ощущения, в результате взаимодействия которых чувствительность анализатора либо возрастает, либо снижается. Под воздействием ощущений возникают синестезия и контраст. В первом случае под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения, характерные для другого (например, возникновение ярких зрительных образов при воздействии звуковых раздражителей). При контрасте ощущений один и тот же раздражитель воспринимается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя. Воздействие может осуществляться одновременно или последовательно.

Каждый человек имеет свой уровень развития чувствительности, определенные качественные характеристики анализаторных систем, составляющие сенсорную организацию его личности. Ведущим видам чувствительности являются зрительная, слуховая, обонятельная и тактильная.

Возможности организма к восприятию ощущений не беспредельны. Так, глаз человека реагирует на световые раздражители с длинной волны от 380 до 770 миллимикрон, а инфракрасные и ультрафиолетовые лучи вообще не улавливает. Эти показатели могут меняться в зависимости от разных условий восприятия (силы возбуждения, продолжительности и интенсивности действия раздражителя). Скажем, при значительном усилении света зрительная чувствительность может колебаться от 390-760 до 313-950 миллимикрон. Острота зрения повышается при холодной погоде и снижается при теплой. Сильное влияние на остроту зрения оказывает освещенность.

Слуховые ощущения - результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20000 герц.

В зависимости от характера происшествия юристу приходится напрягать зрение, слух и другие органы чувств. Например, во время осмотра пожарища следователь не только ищет следы возгорания, очаг пожара, но и улавливает запах горючих веществ. Необходимо помнить, что органы обоняния очень быстро адаптируются к запахам: полная адаптация к гари и табачному дыму наступает через 3-5 минут, запаху йода - 50-60 секунд, камфары - через 90 секунд, по истечении которых обоняние их не фиксирует. Существует множество тактико-психологических и других рекомендаций по восстановлению чувствительности органов зрения, слуха, обоняния. Допустим, чтобы восстановить чувствительность анализаторов обоняния к запаху на месте происшествия, нужно удалиться на некоторое расстояние, выйти на свежий воздух на 10-15 минут, затем возвратится и продолжить работу.

Органы чувств, например глаза, могут давать неадекватную информацию из-за физических недостатков (близорукость), невнимательности, оптических иллюзий и т.д., поэтому юрист должен объективно оценивать свои инструментальные методы (лупу, электронно-оптический преобразователь и др.) при проведении осмотра места происшествия, обыска, следственного эксперимента и других процессуальных действий, а также при выполнении оперативно-розыскных мероприятий.

Нельзя забывать, что чувствительность зависит от длительности пребывания в данной обстановке, от жизненного и профессионального опыта человека, его психофизиологического состояния в момент воздействия на органы чувств различных раздражителей и т.д.

Поэтому при анализе показаний свидетелей, потерпевших и других участников судопроизводства необходимо учитывать особенности их ощущений (выделение ярких цветов, контрастность освещения, фон обстановки, посторонние шумы и т.д.

Восприятие есть психический процесс отражения предметов и явлений действительности в их целостности. Многообразие отдельных свойств предметов отражается в нашем сознании в виде образов. Мы видим книгу (а не черные и белые пятна), едим яблоко, любуемся картиной, гладим кошку и т.п. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом или явлением, его образ создается большим количеством ощущений.

Восприятие есть совокупность ощущений, оно избирательно, зависит как от субъективных условий, заложенных как в воспринимающем человеке, так и от объективных свойств воспринимаемых предметов. Так же, как и ощущения, восприятия классифицируются в зависимости от ведущей роли того или иного анализатора: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические. Восприятие бывает произвольное (преднамеренное) и непроизвольное.

В восприятии осуществляется не суммирование отдельных ощущений, а их интерпретация с точки зрения имеющихся знаний, отдельное отражается в восприятии как проявление общего, т.е. происходит объективизация.

Основными свойствами и закономерностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, осмысленность, организованность поля восприятия, апперцепция, контактность, избирательность, иллюзорность.

Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем его недостающие признаки и части. Активность восприятия выражается в участии двигательных компонентов анализаторов (движение глаз, рук и т.д.). Осмысленность восприятия связана с мышлением: человек пытается найти объяснение воспринятому, т.е. понять его сущность. В этом отличие ощущений человека от ощущений животных. «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием , чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей»[24].

Относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств - это константность восприятия, т.е. способность воспринимать объекты с определенным постоянством их свойств независимо от условий восприятия. Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фонда, например, по его контуру.

Человек всегда стремиться организовать поле восприятия так, чтобы видеть тот или иной образ, связанный с его прежними представлениями, некоторыми знакомыми ему предметами. Благодаря полю восприятия отдельные элементы предмета или явления объединяются в целое.

Зависимость восприятия от общего содержания психической деятельности, опыта, интересов и направленности личности называется апперцепцией. Важную роль в процессе восприятия играет установка, т.е. готовность к восприятию именно определенных объектов. Например, мы легче видим то, что ожидаем, чем неизвестное или неожиданное. Новое должно обладать довольно таки яркими признаками, чтобы выделится на фоне обыденного и привычного. Различают устойчивую апперцепцию - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию - на которую влияют психические состояния (эмоции, настроения и др.).

Эмоциональная апперцепция заключается в формирующем влиянии чувств на ожидаемое в восприятии. Все, что соответствует основному переживанию, воспринимается значительно быстрее и отчетливее, чем иные обстоятельства.

Система ожиданий, созданная профессиональными навыками и привычками, получила название профессиональной апперцепции. Феномен профессиональной апперцепции отчетливо проявляется, когда свидетелем происшествия становятся люди различных профессий. Профессиональная апперцепция имеет существенное значение для реконструкции события преступления.

Неадекватное восприятие отражаемого объекта и его свойств называется иллюзией восприятия. Иллюзии могут возникнуть по разным причинам (физическим, физиологическим и психическим) и быть как объективными, так и субъективными.

Физические иллюзии завися от состояния самого объекта, адекватно отражаемого анализатором. Например, законы преломления света в жидкой среде «переламывают» весло, опущенное в воду, плохая освещенность «сглаживает узлы», туман «складывает» звук и т.п.

Физиологические иллюзии ( в основном зрительные) вызваны несовершенством воспринимающего аппарата. Выделяют несколько вариантов зрительных иллюзий: а) контраст, когда предмет, помещенный среди превосходящих его по масштабам, кажется меньше; б) переоценка верхней части фигуры: при мысленном делении вертикальной линии пополам середина всего кажется выше; в) искажение линий под влиянием направления других линий, пресекающих первые; г) зависимость цветового восприятия от фона: светлое на фоне темного кажется ярче.

Возможность появления физиологических иллюзий следует иметь в виду, когда у свидетеля не было возможности спокойно рассмотреть предмет или человека из-за недостатка времени.

Психические иллюзии были уже частично рассмотрены при описании эмоциональной апперцепции. К ним относятся ложные узнавания в обстановке напряженного ожидания. Например, под влиянием чувства страха пальто на вешалке может быть принято за человека и вызвать соответствующие оборонительные действия; недостаточно хорошо слышимый разговор - за сговор; звон металла - за приготовление к нападению.

Восприятие пространства состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов возможно в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных, кинестезических ощущений. Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет зрения. При этом играют роль линейная (фронтальная) и угловая перспектива, а также степень освещенности. Для восприятия рельефа, объемности предмета основное значении имеет бинокулярное зрение (зрение двумя глазами). Перемещение предметов в пространстве воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения. Объективность оценки восприятия зависит от глазомера (статического и динамического).

Для восприятия времени нет какого-либо специфического анализатора. Время воспринимается как нечто движущееся от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Естественным регулятором времени для человека является смена дня и ночи, последовательность обычных занятий и ритм биологических изменений, происходящих в организме. С накоплением жизненного опыта показателем времени становится последовательность протекания в нашем сознании мыслей и чувств, создающая субъективное восприятие времени и становящая его в зависимости от содержания психической жизни. Несмотря на то, что человек постоянно сопоставляет субъективное чувство времени с объективным, расхождение между ними может быть значительным.

Основные формы восприятия времени: а) хронометрическая (восприятие времени по приборам, часам, световому табло и т.п.); б) хроногнозическая (фиксируется последовательность событий, дат и др.); в) психологическая (восприятие, связанное с переживанием, психологическим перенапряжением и т.д.).

Восприятие движений - это отражение в сознании человека изменений положения предмета в пространстве: скорость, ускорение, направление. В восприятии движений участвуют зрительные, слуховые, кинестезические и другие анализаторы.

Перцептивная деятельность юриста состоит в непосредственном чувственном отражении отдельных свойств объектов (ощущение) и предметов в целом (восприятие). При осмотре места происшествия, обыске, предъявлении для опознания и других процессуальных действиях следователь осуществляет преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие. В судебном заседании судья, адвокат, прокурор постоянно наблюдают за происходящими в зале событиями. При этом устанавливаются связи между предметами и явлениями, осмысливаются полученные сведения. В процессе общения с людьми работники правосудия оценивают внешние проявления внутреннего мира людей, определяют мировоззрение, характер, темперамент, потребности, мотивы и другие качества участников судопроизводства, чтобы выявить психологическую сущность их действий и поступков и использовать полученные сведения для организации направленного воздействия на психику этих лиц.

Результаты восприятия юриста зависят от умения выделять в предметах и явлениях те свойства и качества, которые имеют значение для расследования, проведения оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дел в суде. Например, опытный следователь пользуется привычной системой наблюдения и обладает развитой профессиональной наблюдательностью - умением подметить малозаметные детали и необычность обстановки, быстро выявить отношение объекта наблюдения к расследуемому событию. Судья, адвокат обращают внимание на проявления психофизиологических черт подсудимого, потерпевшего, свидетеля и других участников судебного разбирательства. Действия и внешние проявления личности могут подсказать направление выполнения конкретного процессуального действия, скорректировать постановку вопросов, выбрать тактический прием для установления психологического контакта. Восприятие всегда связано с памятью, воображением, мышлением и др.

Память - психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации о событиях внешнего мира и реакциях организма; психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью и использование его в последующей деятельности.

Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями, успешно применять свой личный опыт в практической деятельности, расширять свои знания, навыки и умения.

«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом. Не было бы основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас теми, что мы есть»[25]

Память подразделяют на несколько видов, ведущий из которых - словесно-логическая память. Она относится к пониманию связей между событиями, их соотношения во времени. Это «память дат». Основным содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, выраженные в словесной форме. В деятельности, например, следователя, расследующего сложное многоэпизодное дело, ее роль особенно велика.

Эмоциональная память сохраняет чувства, которые человек испытал как участник или свидетель события. ее называют «памятью чувства», она тесно связана с образной памятью и служит предпосылкой развития способности к сочувствию и сопереживанию. Эмоциональная память юриста помогает ему более глубоко проникнуть в эмоциональную сферу личности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.

Двигательная память позволяет сохранять навыки и автоматически выполнять привычные действия. Она получила название «памяти привычек». Практические, трудовые навыки, физическая ловкость, сноровка в труде формируется при участии двигательной памяти.

Образная память сохраняет представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Данный вид памяти хорошо развит у представителей творческих профессий.

Человеку присущи все виды памяти, но в зависимости от индивидуальных особенностей какая-либо память (зрительная, например) может преобладать.

По целям деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память проявляется в деятельности, которая не имеет цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства. Юристы сталкиваются с таким видом памяти, когда анализируют показания свидетеля, случайно оказавшегося очевидцем происшествия. Произвольная память опосредована целью и задачами запечатлеть, сохранить и воспроизвести какие либо факты, знания, т.е. это целенаправленное запоминание и воспроизведение.

В зависимости от того, каким образом используется запомненное, память подразделяется на долговременную (постоянную), кратковременную и оперативную. Долговременная память действует в течении всей жизни человека. Сохраняемый в ней материал систематически обрабатывается и организуется. Имена, адреса, грамматические формы языка, на котором мы говорим, наши чувства к близким людям, навыки и привычки - все это, однажды закрепившись, остается в памяти навсегда.

Правда, наш механизм воспроизведения далек от совершенства и отдельные факты то и дело «выпадают» из памяти, но проходит какое-то время, и они вновь «всплывают» без видимого усилия. В долговременной памяти хранится очень большой объем информации. Сложность в том, чтобы в нужный момент получить доступ к ней. Этим умением должен в полной мере обладать любой юрист.

Память другого рода имеет кратковременный характер, она мимолетна. Множество впечатлений, как только человек от них отвлекается, стираются, исчезают из сознания. Кратковременная память характеризуется очень малым периодом сохранения следов после однократного воздействия раздражителя. Воспроизведение следа с помощью кратковременной памяти возможно лишь в первые секунды после восприятия.

Перевод из кратковременной памяти в долговременную требуют волевого усилия либо яркого впечатления, оставленного сильным эмоциональным переживанием. Кратковременная память обладает значительным числом подробностей в отличие от долговременной, которая всегда в какой-то мере схематична.

Промежуточное звено между этими видами занимает оперативная память. Она представляет собой соединение сиюминутной кратковременной памяти с той информацией из долговременной памяти, которая в данный момент необходима для выполнения какого-либо сложного действия. Когда действие закончено,, оперативная память, «включенная» на него, перестает функционировать.

Велика роль оперативной памяти в деятельности следователя, занятого расследованием уголовного дела. С окончанием следствия многие обстоятельства, детали, факты по делу полностью утрачиваются памятью как потерявшие актуальность и значение.

В памяти выделяются следующие фазы: 1. Запоминание (закрепление), 2. Сохранение, 3. Воспроизведение (актуализация, возобновление), 4. Забывание.

Запоминание - процесс, обеспечивающий сохранение материала в памяти. В психологии различают произвольное и непроизвольное запоминание.

Запоминание всегда избирательно. Разделяют запоминание механическое (многократность, стереотипичность повторений, например «зубрежка») и смысловые. Известно, что чем больше указанный процесс приближается к мышлению и практической деятельности, тем лучше запоминается материал (помогает, например, повторение текста своими словами).

При непроизвольном запоминании человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Элементарной формой непроизвольного запоминания являются последовательные образы. Это результаты отражения, сохраненные сознанием после того, как раздражитель перестал действовать на анализатор (чаще всего на слуховой или зрительный).

Отдельные индивиды обладают способностью к эйдетизму - сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и явлений. Для юристов они иногда представляют особый интерес, поскольку могут непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что впоследствии воспроизводят его во всех подробностях.

Запоминание нередко происходит в виде образов-представлений. «В образе представления наша память не пассивно сохраняет отпечаток раз воспринятого, но проделывает с ним глубокую работу, объединяя целый ряд впечатлений, анализируя содержание предмета, сообщая эти впечатления, объединяя собственный наглядный опыт со знаниями о предмете»[26]. Представление о предмете - это фактическая переработка мысленного образа. Запоминание всегда связано с действиями человека, поэтому то, что включено в целенаправленную деятельность, запоминается лучше.

Юрист должен тренировать свою память. Существуют некоторые приемы, улучшающие запоминание:

1) составление развернутого плана, в который включены исходная информация, система действий, вопросы, подлежащие выяснению, группировка материала по эффективным основаниям и др;

2) составление вспомогательных схем и таблиц, отражающих связи между элементами исследуемого события;

3) сравнение аналогичных ситуаций;

4) классификация, систематизация, группировка материала.

Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Процесс воспроизведения в памяти осуществляется либо произвольно (по нашему желанию), либо непроизвольно. Воспроизведение может быть быстрым (мгновенным) или мучительно долгим. В процессе актуализации выделяются основание, собственно воспроизведение, припоминание.

Узнавание - это воспроизведение объекта при повторном восприятии. Оно также может быть произвольным и непроизвольным. При непроизвольном узнавании припоминание осуществляется без усилий, незаметно для индивида. Непроизвольное узнавание зачастую бывает весьма неполным и неопределенным. Так, увидев человека, мы можем пережить ощущение, что знакомы с ним, но нам придется приложить усилие, чтобы припомнить его, «уточнить» узнавание.

Узнать предмет - значит, с одной стороны, отнести его к определенному классу предметов окружающего мира, а с другой - установить его индивидуальность. Узнавание подразделяется на симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое)

Симультанное узнавание происходит быстро, интуитивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом; при этом признаки объекта разделяются на три категории: достоверно принадлежащие лицу или предмету; запомнившиеся отчетливо, но не дающие возможности точно установить их индивидуальную принадлежность; позволяющие отнести данное явление к определенному классу.

Собственно воспроизведение происходит без повторного восприятия объекта. Оно вызывается обычно содержанием деятельности, осуществляемой в данный момент, хотя она и не направлена специально на воспроизведение. Это непроизвольное воспроизведение. Однако для такого воспроизведения необходим толчок - восприятие различных предметов и явлений. Содержание воспроизводимых образов, мыслей определяется теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте. Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано не случайно воспринятым объектом, а содержанием определенной деятельности, выполняемой в данный момент.

Разновидностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с извлечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества. Непроизвольность воспоминаний относительна: память извлекает информацию по механизму ассоциации. Ассоциации возникают по смежности (предметы, явления и отношения запомнились одновременно); сходству (воспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается); противоположности (мысли о чем либо вызывают воспоминания о контрастных предметах и явлениях).

Произвольное воспоминание связано с достижением конкретной цели и, как правило, требует стимуляции памяти. Простейший способ стимуляции - концентрация внимания на определенном круге представлений, позволяющая включится механизму ассоциаций. В восстановлении утраченных подробностей большую роль играет эмоциональная память. Волнение, гнев и другие эмоциональные состояния, переживаемые повторно, способствуют оживлению представлений о воспоминаемом событии, придают им образный характер и помогают вспомнить детали. В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении продуктивной задачи, мы говорим о припоминании.

Качество воспроизведения зависит от субъективных и объективных причин. Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от жизненного опыта, знаний, возраста, интеллекта, физического и психического состояния субъекта. Большое влияние на эффективность воспроизведения оказывают также объективные факторы (обстановка, условия деятельности и др.)

Забывание - процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание зависит от нескольких факторов. Чем реже человеком используется материал в деятельности, тем быстрее он забывается. Ослабление интереса к усвоенному материалу или перенапряжение центральной нервной системы также обуславливают процесс забывания. Юристы должны помнить, что забывание нередко связано с травмой головного мозга (ретроградная



2015-11-10 908 Обсуждений (0)
А) Познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А) Познавательные процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)