Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 8. Подготовка спортсмена к деятельности



2015-11-10 1429 Обсуждений (0)
Глава 8. Подготовка спортсмена к деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Предстартовое возбуждение

Механизмы возникновения предстартового возбуждения и его роль в подготовке к деятельности. У спортсменов, длитель­ное время занимающихся спортом, образуется система условно-рефлекторных связей, которая при известных условиях (мысль, разговор о предстоящей деятельности, привычная обстановка) активизируется, независимо от воли и желания спортсмена, под­готавливая организм к предстоящей двигательной деятельности. Предрабочие сдвиги могут возникать задолго до этой деятель­ности, когда спортсмен в них еще не нуждается, поэтому услов­ные рефлексы на рабочую обстановку или на представление о будущей деятельности «срабатывают вхолостую». Однако возникая непосредственно перед стартом, они играют большую приспособительную роль.

Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, помимо условнорефлекторной, включают и психическую регуля­цию состояний, волевые процессы. Поэтому состояния, возникаю­щие перед деятельностью, характеризуются не только измене­ниями вегетативных функций (повышением пульса, ритмом ды­хания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигательных качеств, технике движений, поведении спортсме­на, его речи и т.д.

Например, при большом желании достичь успеха, сопровож­даемом сильным эмоциональным возбуждением, обычно назы­ваемым предстартовой лихорадкой, в эмоциональной сфере на­блюдается неустойчивость переживаний, что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению само­критичности. Страдает память, внимание рассеяно, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец.

Спортсмен теряет аппетит, нередко наблюдаются расстрой­ства деятельности кишечника, пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы.

У спортсмена, для которого предстоящая деятельность не представляет интереса и он в ней не хочет участвовать, наблю­дается другое состояние: апатия, сопровождающаяся общей вя­лостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухуд­шением координации, ослаблением внимания и процессов вос­приятия, ослаблением волевых процессов; урежением и нерав­номерностью пульса.

Таким образом, состояния, возникающие перед деятель­ностью спортсмена, не всегда способствуют его эффективности. За предстартовыми состояниями надо следить, знать факторы, приводящие к их возникновению, уметь их регулировать.

К сожалению, часто под «предстартовыми состояниями» объ­единяют все состояния, возникающие перед соревнованием, без учета их качества. Учитывается в основном интенсивность пере­живаний и сдвигов, что для практики тоже имеет ценность, но не дает полного представления о развивающемся состоянии. Предсоревновательные состояния предстоит еще изучать, но мно­гое полезное для практики известно уже и сейчас.

Прежде всего, изменилось отношение к различным формам предстартового возбуждения. Сейчас уже нельзя подходить к их оценке с прежними мерками: состояние предстартовой лихорад­ки и апатии — неблагоприятные состояния, а состояние «боевой готовности»— благоприятное. Все оказалось сложнее.

У спортсменов возбудимого типа предстартовое эмоциональ­ное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Для первых порог перехода в состояние предстартовой ли­хорадки значительно выше. То, что для лиц тормозного типа бу­дет близко к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием. Следо­вательно, при оценке степени эмоционального возбуждения перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена.

В ряде видов спортивной деятельности (например, в сприн­терском беге) состояние стартовой лихорадки может даже спо­собствовать успешным выступлениям в соревнованиях. Вот что, например, говорит по этому поводу известная польская бегунья, экс-рекордсменка мира в беге на 100 и 200 м И. Киршенштейн (Шевиньская): «Предстартовая лихорадка непрерывно усили­вается вплоть до того момента, когда я встаю на стартовые ко­лодки, и исчезает лишь с выстрелом стартера». Стартовая лихо­радка не мешала спортсменке показывать выдающиеся резуль­таты, так как была для нее не случайным, а характерным состоянием. Вероятно, многое зависит от того, как долго длится это состояние. Вот еще одно интервью с выдающейся спортсмен­кой пловчихой Г. Степановой: «Я в Мюнхене за неделю до стар­та места себе не находила. Было огромное желание победить — не могу передать, как я этого хотела. А вылилось это в психо­логический сбой, 150 метров плыла прекрасно, а потом не выдер­жала» зачастила. Я на этом и раньше «горела» и вот опять».

Состояние апатии тоже сложное явление, и его нельзя объяс­нить однозначно, как следствие перевозбуждения. Нежелание выполнять работу также может привести к подавленному на­строению и торможению нервных центров. Развивающееся во время апатии торможение касается не всей нервной системы. Сначала тормозятся наименее устойчивые нервно-психические функции, прежде всего мотивационный уровень, в то время как другие (например, двигательный) еще остаются возбужденны­ми или даже усиливают свое возбуждение (К.М. Смирнов, Н.П. Фетискин).

Состояние «боевой готовности», характеризующееся опти­мальной степенью нервного и эмоционального возбуждения, так­же имеет свои «изъяны».

В последнее время О.В. Дашкевичем выявлено, что в со­стоянии боевой готовности наряду с усилением процесса возбуж­дения может наблюдаться также некоторое ослабление актив­ного внутреннего торможения (снижается произвольный конт­роль за действиями) и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты. В ряде видов спорта, например у стрелков, эти сдвиги нежелательны. Для них оптимально от­сутствие предстартового возбуждения, по крайней мере, его яв­ных признаков. Все же в большинстве видов спортивной дея­тельности наилучшие результаты достигаются при определенной степени возбуждения.

Факторы, влияющие на интенсивность предстартового воз­буждения. Одним из важнейших факторов является уровень притязаний спортсмена. Именно он, а не официальная значимость предстоящих соревнований определяет качество и степень возникающих реакций. Важно, чтобы уровень притязаний был адекватным имеющимся возможностям, т.е. не превышал их, но был бы и не ниже, что наблюдается у лиц с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально стабильные спортсмены оцени­вают свои возможности выше среднего уровня.

Индивидуальные особенности проявления предстартового возбуждения.На одну и ту же ситуацию спортсмены реагируют перед соревнованиями различно. Одни уединяются, уходят в се­бя, другие становятся повышенно общительными, разговорчивы­ми. Другие отвлекаются от предстоя­щих соревнований, третьи стараются не нару­шать привычный ритм жизни. Исследователи Б.А. Душ­ков, Ф.П. Космолинский и А.К. Попов по поведению в пред­стартовом состоянии выявили два типа людей: с высокой и по­ниженной степенью самоконтроля, что связано, вероятно, с ролью эмоционального и волевого компонентов. У лиц с высокой степенью самоконтроля наблюдается стремление к уточнению инструкций и заданий, к проверке и опробованию места деятель­ности и оборудования, у них нет скованности и повышенной ориентировочной реакции на обстановку. Качество выполнения заданий у этих лиц не снижается, а вегетативные показатели (кожно-гальваническая реакция, пульс, дыхание) не выходят за пределы верхних границ физиологической нормы.

У спортсменов с пониженной степенью самоконтроля наблю­дается нервно-эмоциональное напряжение, что внешне прояв­ляется в психическом возбуждении, или, наоборот, в депрессии, выражающейся в стремлении «свернуть» подготовку, обойти трудности. Это состояние сопровождается вегетативными сдви­гами: тахикардией, гипергидрозом, спонтанными колебаниями кожно-гальванической реакции; нередко отмечается нарушение сна, вплоть до расстройства суточного цикла «сон — бодрство­вание».

Индивидуальные различия в предстартовых сдвигах выявле­ны и у представителей других видов спорта: у одних гимнасток более выраженными были изменения со стороны сердечно-сосу­дистой системы (эти спортсменки имели сильную нервную си­стему) и в меньшей степени — со стороны двигательной систе­мы, у других сдвиги больше касались двигательной системы и в меньшей степени — вегетативных систем (эти реакции характер­ны для спортсменок со слабой нервной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышечных прояв­лений эмоций делает более выраженным их вегетативный компонент. С такими особенностями реакций организма могут быть связаны неблагоприятные последствия отсутствия «мышечной разрядки». В этом случае эмоции скорее приобретают интенсив­ность и характер стресса, оказываются трудно переносимыми для человека.

Опыт спортсмена тоже обусловливает особенности предстар­тового волнения. У опытных спортсме­нов наблюдается меньшая частота сердечных сокращении, чем у неопытных. Однако предстартовые сдвиги тремора, вариатив­ность двигательного темпа и концентрации внимания выражены больше у опытных спортсменов. Такая разнонаправленность проявлений свидетельствует о необходимости дифференцирован­ного подхода в выборе показателей при оценке предстартовых изменений с учетом уровня подготовленности спортсменов.

Возрастные особенности предстартового возбуждения. У юных спортсменов (14—18 лет), по данным С.А. Бакулина, предстартовое повышение пульса, артериального давления и мы­шечной силы выражено больше, чем у взрослых.

Время возникновения предстартового возбуждения зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в данном виде деятельности, пола и даже от развития интеллек­та. Раннее предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсме­нов с более высоким образованием, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогно­стическому анализу.

Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приводит к быстрой истощаемости нервного потен­циала, снижает психическую готовность к предстоящей деятель­ности. Например, А; В. Родионовым выявлено, что у боксеров, проигравших бои, предстартовое волнение более ярко развива­лось уже в день первого взвешивания, когда до боя оставалось один-два дня. У победителей предстартовое возбуждение разви­вается более своевременно (в основном перед боем). Конечно, раннее появление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо тренированы и чувству­ют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напря­жению, а раннее напряжение — к «перегоранию» и проигрышу.

Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является возникновение эмоционального возбуждения за один-два часа до соревнований.

Следует, отметить, что выраженное предстартовое возбужде­ние у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к на­чалу работы, чем у новичков (К. М. Смирнов).

Использование свободного времени накануне соревнований.Для успешного выступления спортсмена на соревнованиях важ­на организация досуга накануне соревнований. Необходимо за­полнить свободное время делами, культурными мероприятиями, чтобы спортсмен не томился от безделья и не впадал в состояние тягостных раздумий и переживаний о предстоящем итоге вы­ступления.

Можно успешно использовать зрелищные мероприятия (те­атр, кино, цирк), однако для лиц впечатлительных следует от­бирать по содержанию спектакли и кинофильмы, чтобы не со­рвать нормальный ночной сон.

Как методический прием можно использовать подмену чле­нов команды незадолго до соревнований, когда спортсмен про­сто не успеет еще разволноваться. Такой факт известен из прак­тики сборной страны по биатлону на первенстве мира. Спортсмен, которому неожиданно предложили стартовать, не только сумел мгновенным, резким рывком захватить магистральную лыжню, но и уйти вперед, стрелять без промахов, а по ходу показать абсолютно лучшее время дня.

Эти факты можно объяснить отсутствием предстартовой напряженности и сохранением нервной энергии.

В педагогическом плане важен и другой вопрос: следует ли спортсменам, участвующим, в вечерних соревно­ваниях, посещать место соревнований утром и следить за вы­ступлением соперников до начала своего выступления. Бес­спорно, ознакомление с местом будущих соревнований необхо­димо по возможности провести заранее, накануне или еще рань­ше. При попадании в новые и необычные условия у человека нередко возникает ориентировочная реакция, рефлекс «Что та­кое?» (по И. П. Павлову). Такая реакция может увеличить предстартовое возбуждение, но при повторении ситуации или обстановки ориентировочная реакция угасает. Именно из-за на­личия ориентировочного рефлекса, как полагает К.М. Смирнов, сдвиги перед предварительными забегами могут быть выражены больше, чем перед финалами.

А вот наблюдать за выступлением соперника перед собствен­ным выходом, очевидно, не следует, потому что это увеличива­ет психологическую нагрузку.

 

Непосредственная подготовка спортсмена к деятельности

Непосредственная подготовка спортсмена к соревнованию за­ключается в разминке и сосредоточении на предстоящей дея­тельности. В реальных условиях спортивной деятельности отде­лить их друг от друга практически невозможно, так как во время разминки происходит актуализация двигательных представ­лений, составляющих основной момент сосредоточения, а сосре­доточение можно рассматривать как разминку, но осуществляе­мую мысленно.

Разминка. Задачи разминки. Как метко заметил В.С. Фарфель, разминка — это врабатывание, вынесенное за линию старта. Поэтому, прежде чем говорить о разминке, нужно ска­зать несколько слов и об общих закономерностях врабатывания.

В начальном периоде любой деятельности человек, как пра­вило, не показывает максимальных возможностей. Нужен неко­торый срок, чтобы работоспособность достигла необходимого уровня. Процесс перехода системы из состояния покоя.

Прежде всего потому, что всякая система, находящаяся в ка­ком-то состоянии, проявляет свойство инертности, стремление сохранить это состояние. Нужны новые силы, противоборствую­щие инертным силам, чтобы перевести интенсивность целого ря­да функций на новый уровень. Например, интенсивность обме­на веществ в работающей мышце в несколько сот раз выше, чем в мышце, находящейся в покое. Естественно, трудно на­деяться, что характер обменных процессов сразу с началом деятельности установится на оптимальном, энергетически наибо­лее выгодном уровне. Поэтому начало всякой работы проте­кает в условиях недостатка кислорода (гипоксии), так как ор­ганы дыхания и сердечно-сосудистая система не достигли своей максимальной работоспособности и не могут обеспечить достав­ку к рабочим органам кислорода в нужном количестве. Возни­кает «кислородный долг».

Задерживается не только аэробное дыхание тканей. Анаэроб­ные реакции также не сразу достигают максимума. Естествен­но, что в начале деятельности рабочие органы испытывают за­труднения в главном энергетическом источнике — АТФ. Лишь когда начнется за счет окисления богатых фосфором соединений восстановление АТФ, работа будет осуществляться с нужной ин­тенсивностью. От количества АТФ, имеющегося в распоряжении мышцы, зависит не только сила сокращения, но и полнота ее расслабления.

Нарастание идет и в нервно-психических процессах, посколь­ку работа нервных клеток связана также с расщеплением фос­форсодержащих веществ. Таким образом, разминка необходима, чтобы привести функциональные системы (вегетативную и дви­гательную) в состояние мобилизованности для выполнения ра­боты.

Другим важным фактором, обусловливающим необходимость периода врабатывания, является налаживание координационных связей между нервными центрами и работающими системами. В результате улучшается коэффициент полезного действия за­трачиваемых усилий - энергетические траты на единицу работы становятся по мере врабатывания все меньше и меньше.

В начальном периоде работы наблюдается выраженный гетерохронизм (разновременность) в мобилизации различных функ­ций организма. Мобилизация вегетативных функций происходит медленнее, чем двигательных. Поэтому длительность периода врабатывания определяют в основном вегетативные системы.

Как правило, спортсмены не могут позволить себе врабаты­вание непосредственно в ходе соревновательной деятельности. В качестве средства, помогающего быстрее подготовить орга­низм, используется разминка. В процессе ее выполнения ана­эробная фаза химических превращений в основном заканчива­ется.

В результате основная часть длительной работы (например бег на средние и длинные дистанции) начинается в аэроб­ных условиях, что снижает энергетические затраты и увеличи­вает эффективность работы. Для кратковременной физической деятельности механизм укорочения периода врабатываемости под влиянием разминки несколько иной. Здесь имеет значение увеличение количества раскрытых капилляров в работающем органе, перераспределение тока крови, повышение возбудимо­сти нервных центров до оптимального уровня, налаживание взаимосвязи между ними.

Между разминкой и стартом проходит определенное время, в течение которого вегетативные функции (в частности, дыха­ние) успокаиваются. Однако, несмотря на это, достижение мак­симума этих функций после старта происходит быстрее за счет следовых процессов вдыхательных центрах (Б.С. Гиппенрейтер). Температура тела сохраняется повышенной после разминки в течение 20—30 мин. Именно поэтому разминка играет важную роль в предупреждении травматизма: «разогревание» мышцы (повышение их температуры в результате химических реакций) способствует снижению ее вязкости и повышению эластичности, благодаря чему она становится способной совершать движения большой амплитуды с большой скоростью.

Разминка играет также роль регулятора психического со­стояния спортсмена: она снижает чрезмерное возбуждение и по­вышает недостаточное, способствует повышению интенсивности и устойчивости внимания.

Виды разминки, используемые средства. Отмеченные сдвиги (в основном трофического характера, т. е. связанные с улуч­шением питания работающих органов) достигаются благодаря применению общей разминки с использованием общеразвивающих упражнений. Однако для обеспечения правильного воспро­изведения навыка в предстоящей деятельности требуется и специальная разминка. Для этого спортсмен после общей разминки либо имитирует (без снарядов), либо выполняет несколь­ко раз те движения, которые ему предстоит совершать во время соревнований. В результате такой разминки происходит оживле­ние ранее выработанных условнорефлекторных связей, уточня­ются дифференцировки. Таким образом, одним из средств раз­минки являются физические упражнения.

Другим средством общей разминки является массаж. В зави­симости от задачи предварительный массаж подразделяется на разминочный, тонизирующий, согревающий, мобилизующий и успокаивающий (А.А.Бирюков).

Разминочный массаж способствует врабатыванию за счет по­вышения возбудимости нервной системы и усиления кровообра­щения. Он может выполняться до специальной разминки, вме­сте с разминкой и после нее. В ряде видов спорта массаж мо­жет частично заменять физические упражнения, используемые для разминки. Продолжительность массажа от 10 до 35 мин. в зависимости от вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.

Тонизирующий массаж применяется при стартовой апатии, вялости, сонливости, нежелании участвовать в соревновании и делать разминку. На сеанс отводится 8-12 мин в зависимости от вида спорта и условий проведения соревнований или трени­ровки. Заканчивают массаж за 15-20 мин до старта. Исполь­зуются разминание, выжимание мышц и ударные приемы.

Согревающий массаж делается перед тренировкой и сорев­нованием, между забегами, схватками, заплывами и т. п. Осо­бенно необходим при деятельности, осуществляемой на воздухе или в холодном помещении, когда затягивается старт, увеличи­вается перерыв между попытками и т.п. Длительность масса­жа — 5—10 мин. Заканчивают его за 2—5 мин до выхода спорт­смена на старт.

Мобилизующий массаж применяется для максимальной ак­тивизации спортсмена. Длительность — 5—15 мин. Этот вид массажа может сочетаться со словесным методом мобили­зации.

Успокаивающий массаж применяется при стартовой лихо­радке для снижения возбуждения спортсмена. Продолжитель­ность— 7—10 мин, прекращается за 15—20 мин до старта. Ис­пользуются поглаживание, потряхивание и встряхивание мышц. Предварительный массаж (успокаивающий) может применять­ся и накануне соревнования (за сутки), если спортсмен чрезмер­но взволнован.

Еще одним средством специальной разминки является мыс­ленное проговаривание и представление упражнения, которое предстоит выполнять на соревнованиях или на тренировке. Представление активизирует центры, регулирующие выполнение этого упражнения. Возбужденные центры посылают редкие им­пульсы (оказывают субординационное влияние) в те мышцы, которые обеспечивают необходимое движение. В результате на периферии, в мышечной системе, увеличивается тонус и возбу­димость мышц, в точном соответствии с программой упражне­ния, которое представляет себе спортсмен. Это изменение мы­шечного тонуса при представлении движений получило название идеомоторного акта. Таким образом, идеомоторные акты явля­ются одним из механизмов, повышающих готовность к деятель­ности.

Длительность разминки. Сложным является вопрос о време­ни, необходимом для разминки. Чем интенсивнее работа, тем период врабатываемости короче. Но разминку нельзя начинать сразу с большой интенсивностью из-за опасности травмировать мышцы. Поэтому бегуны даже на короткие дистанции предпочи­тают разминаться 20—30 мин, хотя продолжительность их вы­ступления исчисляется секундами. С другой стороны, разминка может и не обеспечить полной стабилизации параметров двигательной деятельности. По данным М. Я. Горкина, стабилизация длины шага у бегунов на длинные дистанции наступала только после прохождения 1/5 части дистанции. Характерно, что при любой длине дистанции: и на 3000 м, и на 10 000 м требовалось пройти 1/5 часть. Надо следить за тем, чтобы разминка, длитель­ная по времени, не приводила к утомлению.

Оптимальную длительность и интенсивность разминки трудно установить из-за разновременности достижения различными функциями своего максимума. Раньше всего, например, из веге­тативных функций стабилизируется частота сердечных сокраще­ний, затем легочная вентиляция, а потом уже количество по­требляемого кислорода. В связи с этим трудно выбрать опти­мальный момент окончания разминки. В большинстве случаев спортсмен ориентируется на косвенные признаки: выделение пота, разогревание и т.п.

Кроме того, вегетативные показатели в ряде видов спортив­ной деятельности не играют ведущей роли. Кратковременные мышечные напряжения — у спринтеров, метателей, тяжелоатле­тов — проходят в основном в анаэробных условиях, и для этих спортсменов не имеет такого значения, как для стайеров, уси­ление дыхания и кровообращения. Следовательно, для каждого вида спортивной деятельности нужны свои критерии для опре­деления эффективности разминки.

Большое влияние на длительность врабатываемости (а сле­довательно, и разминки) оказывает эмоциональное состояние человека. Положительные эмоции ускоряют процесс врабатывания, а отрицательные замедляют.

На длительность врабатывания перед соревнованием влияет также привычность или непривычность условий спортивной дея­тельности (стадион, спортивный зал и т.п.), а также привыч­ная длительность разминки на тренировочных занятиях.

Наконец, продолжительность врабатывания зависит от возраста. В молодом возрасте она относительно короче, и это имеет
физиологическую основу: в молодом возрасте больше возбуди­мость нервных центров и подвижность нервных процессов; по­верхность легких, участвующая в акте дыхания, тоже относительно больше, а суммарный просвет капилляров шире, что подкрепляется и большим за минуту обменом газами между кровью и тканями.

Казалось бы, что спортивную деятельность целесообразнее начинать сразу после окончания разминки. Однако на самом де­ле условия спортивных соревнований редко предоставляют та­кую возможность. Как правило, между разминкой и стартом имеется определенный перерыв, который таит в себе большую опасность: возбуждение, достигнутое во время разминки, может смениться торможением, но этот же перерыв при оптимальной длительности может принести и пользу, так как после интенсив­ной деятельности через определенное время работоспособность повышается еще больше — наступает фаза экзальтации или су­перкомпенсации. Чем интенсивнее и длительнее была разминка, тем больший требуется перерыв между разминкой и стартом, чтобы получить, этот эффект.

Сосредоточение спортсмена перед стартом.Важным момен­том подготовки к деятельности является сосредоточение спорт­смена на ней. Сосредоточение — конечный этап психической под­готовки, оно продолжает разминку, а часто и сочетается с ней. Сосредоточение начинается задолго до того, как спортсмен встает на старт, но самый важный этап сосредоточения на старте.

В.К. Петрович выделил в сосредоточении две фазы: воспро­изведение образа действия и определение момента готовности к началу действия. Эти фазы отражают динамику предметно-пространственной направленности сознания спортсмена и нахо­дят отражение в изменении биоэлектрической активности коры больших полушарий головного мозга.

Сосредоточение помогает спортсмену решить несколько за­дач:

1. Саморегуляция состояния: например, борьба со страхом,
неуверенностью), рассеянным вниманием.

2. Повторение программы действия. Во время сосредоточе­ния активизируется ранее сформированный образ действия, мышечно-двигательные ощущения.

3. Сосредоточение внимания на начале действия, волевая
мобилизация и определение момента готовности к началу дей­ствия.

Остановимся на способах реализации этих задач.

Самоорганизация внимания, связанная с повторением про­граммы действия (мысленное воспроизведение упражнения). Каждый опытный спортсмен стремится на старте еще и еще раз повторить упражнение или его фрагменты хотя бы мысленно. При этом возникает «идеомоторный акт», т. е. изменение возбу­димости нервных центров и мышц в точном соответствии с про­граммой предстоящего действия.

Возникает ряд вопросов: в какой интервал времени до вы­полнения целесообразно сосредоточивать внимание на выпол­няемом упражнении, Сколько раз надо мысленно повторять его, следует ли выполнять упражнение целиком или только основные звенья, начальные?

В.И. Секун, изучая поведение гимнастов во время соревно­ваний, установил, что кратковременные упражнения следует мысленно представлять многократно до четырех раз, а длитель­ные упражнения проговаривать один раз.

Многое зависит и от типологических особенностей нервной системы спортсмена: гимнасты со слабой нервной системой на­чинали готовиться к выполнению упражнения на следующем снаряде сразу после окончания выступления на предыдущем, за­тем делали перерыв и вновь мысленно повторяли упражнение лишь за одного спортсмена до вызова. Лица с сильной нервной системой представляли упражнения в большей дозировке.

Выбор момента начала деятельности. Идеомоторный акт или установка имеет значение и для создания у спортсмена состоя­ния готовности (бдительности) к внешним сигналам, к выбору момента начала деятельности. Известно, что предварительная команда укорачивает латентный период. Напротив, внезапно появившийся сигнал приводит к увеличению латентного перио­да.

Это обусловлено тем, что психологическая установка спо­собствует более быстрому ответу на пусковой сигнал: чем боль­ше латентное возбуждение, тем скорее оно достигнет порого­вого уровня под действием пускового раздражителя, тем короче латентные периоды соответствующих реакций. Именно поэто­му при подаче звукового сигнала к старту судьи предварительно дают команду «Внимание!» В этих условиях момент начала дея­тельности строго регламентирован.

Другое дело в тех видах спорта, где начало выполнения действия строго не ограничено (у прыгунов, штангистов, гимнастов и т. д.). Здесь начало вы­полнения упражнения определяется субъективно, по чувству го­товности. Это чувство имеется только у опытных спортсменов, так как новички не умеют еще анализировать и дифференциро­вать внешние и внутренние сигналы, на основании которых они судят о готовности к началу действия.

Чувство готовности. Необходимость чувства готовности к началу выполнения действия отмечается многими спортсменами. По данным Р.Инуфио Диас, при наличии этого чувства спорт­смены выполняли действия успешно в 95,5% случаев, при отсутствии его или запаздывании выполнения были успешными толь­ко на 13,3%. Абсолютное большинство неуспешных действий протекало при отсутствии отражения в сознании спортсмена чувства готовности.

Психофизиологическая природа чувства готовности до кон­ца еще не выяснена. Для большинства спортсменов оно явля­ется интегральным чувством, в котором отдельные признаки хо­тя и существуют, а при необходимости могут быть выделены путем анализа своих ощущений, но необязательно находят отра­жение в сознании. Больше того, как следует из результатов Р. Инуфио Диаса, успешность действий в большинстве случаев связана с наличием именно нерасчлененного чувства готовно­сти, а неуспешность — с расчлененностью. Последнее может быть связано с тем, что вычленяемый спортсменом параметр (например, мышечное напряжение) выходит за рамки опти­мальных значений, поэтому актуализируется в сознании. Оче­видно, происходит своего рода деавтоматизация одного из ком­понентов навыка, связанного с анализом «обстановочной афферентации» (по П. К. Анохину).

Ведущим признаком готовности к действию является мышеч­ное напряжение и повышение мышечного тонуса, хотя не исклю­чено участие и вегетативных показателей (пульса, температуры, тела, особенно лица, и дыхания).

Р. Инуфио Диас показал участие и мозговых процессов в концентрации внимания при подготовке к действию. Вначале происходит иррадиированное возбуждение различных участков коры головного мозга, затем площадь возбуждения сужается до моторных полей, которые начинают обнаруживать интегральные связи с лобными долями.

Время определения готовности к началу действия зависит и от психологических особенностей человека, от проявления у него волевых качеств решительности, а в опасной ситуации и от смелости. Играют роль типологические особенности свойств нервной системы (М.Н. Ильина, И.П.Петяйкин, В.И. Ржев­ский). Так, время сосредоточения перед выполнением баскет­болистами штрафных бросков, перед прыжками у прыгунов в воду, перед броском биты у городошников меньше у лиц с силь­ной нервной системой (при психическом напряжении), с преоб­ладанием возбуждения и с подвижностью возбуждения.

Произвольная организация внимания в фазе сосредоточения позволяет отвлечься от раздражителей, не имеющих прямого от­ношения к деятельности за счет повышения порогов (снижения чувствительности) к неадекватным (посторонним) раздражите­лям. По этому поводу академик А.А. Ухтомский писал, что ор­ганизму выгодно ограничить свою индифферентную, безразлич­ную впечатлительность к разнообразнейшим раздражителям среды, чтобы обеспечить специальную избирательную возбуди­мость от определенного разряда внешних факторов.

Информация, поступающая к спортсмену в результате уста­новки на предстоящую деятельность и сосредоточения, получает упорядоченность, а выбор информации определяется силой этой установки. Это приводит к тому, что в результате выбора увели­чивается адекватность поступающей к спортсмену информации.

Это обстоятельство очень важно, так как при попадании в незнакомую обстановку может возникать ориентировочный рефлекс, мешающий сосредоточиться на предстоящей деятельно­сти. По мере привыкания к этой обстановке ориентировочный рефлекс угасает. Противоречивость ориентировочного рефлекса состоит в том, что он способствует сбору информации и в то же время препятствует проявлению доминанты, направленной на достижение цели («рассеивает» внимание). Угасание этого ре­флекса у спортсмена — явление целесообразное, ускорение это­го процесса достигается при предварительном ознакомлении с обстановкой будущей деятельности.

Опытные спортсмены способны поддерживать интенсивное внимание в течение большого времени, у спортсменов низших разрядов интенсивность внимания быстро снижается (Г.И. Са­венков). Зато у новичков лучше показатели объема внимания. Очевидно, опытные спортсмены лучше настраиваются на кон­кретные задачи, а новички настраиваются на предстоящую дея­тельность более диффузно (Н.А.Худадов).

Дли­тельность фазы сосредоточения обусловлена сложностью и от­ветственностью предстоящей деятельности. Однако при стабилизированном действии для каждого спорт­смена имеется характерно относительное постоянство времени сосредоточения. По данным ряда авторов (А.Л. Вайнштейн, В.К. Петрович), малое или слишком долгое сосредоточение от­рицательно влияет на спортивный результат.

В практической деятельности следует бережно относиться к моменту сосредоточения. Во-первых, следует учить спортсме­нов сосредоточивать внимание на предстоящей деятельности и в ходе ее - на отдельных действиях даже в неблагоприятных условиях. Во-вторых, тренер не должен мешать сосредоточе­нию спортсмена. Учитывая важность сосредоточения для эф­фективного выполнения действия, часто соперники пытаются во время соревнований нарушить этот процесс.

Так, в баскетболе тренеры берут тайм-аут между пробитием соперниками первого и второго штрафного бросков либо производят в этот момент за­мену игрока. Очевидно, это имеет целью нарушить сосредоточенность баскетболиста после первого броска, отвлечь его внимание от выполняемого действия и тем самым снизить результатив­ность. Однако, как показал анализ таких действий (М.Н. Иль­ина), процент реализации штрафных при искусственных затяж­ках времени лишь немного меньше, чем при выполнении бросков без задержек, хотя после вынужденного перерыва игроки доль­ше сосредоточиваются перед выполнением второго броска (в среднем 2,8 с вместо 2,1 с), компенсируя тем самым некото­рое ослабление внимания, вызванное перерывом.

Другой пример. Тренеры по ходу игры берут положенные правилами перерывы, чтобы переломить ход матча, дать игро­кам «спасительные» указания. Это большей частью требует ак­тивизации внимания и переключения его на новую ситуацию (тактику игры, выполнение технического приема). Исследование, проведенное в лаборатории Е.П. Ильина, показало, что эффективность взятия переры­вов в командах мастеров на первенство страны по волейболу в классе «А» составляет примерно 60%, однако в подавляющем большинстве случаев выигрывается после перерыва только один розыгрыш мяча. Выигрыш двух и трех розыгрышей мяча подряд после перерыва встречается очень редко. Это может свидетельст­вовать о том, что переориентировать внимание и установку игроков на новый тактический вариант в ходе матча сложно.

Мобилизация спортсмена на высоки<



2015-11-10 1429 Обсуждений (0)
Глава 8. Подготовка спортсмена к деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 8. Подготовка спортсмена к деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)