Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология полного усвоения (ТПУ)



2015-11-10 2000 Обсуждений (0)
Технология полного усвоения (ТПУ) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Среди технологий, обеспечивающих повышение эффективности и

гарантирован­ное достижение учащимися запланированных результатов

обучения, особое место занимает технология полного усвоения.

Немного истории. Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские педагоги Дж. Кэрролл, Б. Блум. В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал таксономию целей обучения. В 1963 году в книге Дж. Кэрролла «Модель усвоения знаний в школе» были изложен главный принцип усвоения – принцип достижения фиксированных образовательных результатов (ФОР), а 1968 года стал вводиться метод обучения – метод полного усвоения. С 1980 года в США образуется Сеть школ, работающих в режиме ФОР. Принцип ФОР базируется на 3 посылках: 1.все ученики могут успешно обучаться, хотя и разными методами и с неодинаковыми темпами; 2.успех ученика порождает новый успех; 3.создание условий для полного усвоения определяется школой, учителем. Принцип ФОР заключается в следующей логике организации обучения: Желаемый (ожидаемый) результат обучения (ЗУНЫ +ценности +компетенции и др.) ----------- Организация учебного процесса в обучающих циклах ----------Отводимое время, темпы усвоения учащимися ЗУНов, ценностей, компетенций и др.

Б.Блум установил, что при правильной организации обучения, (особенно при снятии жёстких временных рамок), около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.

Итак, ожидаемый результат обучения определяет условия обучения и потому является неким постоянным параметром обучения, а условия обучения – переменными, так как они «подстраивются» и работают на заданный результат.

В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М. В. Кларина.

Цель технологии - обеспечить достижение достаточно высоких резуль­татов (уровней обученности) каждым учеником.

Гуманистическая на­правленность данных идей обусловлена стремлением максимально оптими­зировать условия обучения, адаптировать их к индивидуальным особеннос­тям учащихся (прежде всего к темпу учения), создать условия для успеш­ного обучения каждого школьника. учебного времени.

Характеристика процесса усвоения. Эффективность построения обучения на основе ТПУ предполагает четкое фиксирование результатов, кото­рых должны достигнуть ученики, а следовательно, понимание учителем и самими учащимися, что такое «полное усвоение». Вспомним, как происхо­дит процесс усвоения.

Этапы усвоения. 1.Восприятие учебного материала (результат - формирование представлений учащихся об изучаемом предмете или явлении).

2. Осмысление, проникновение в сущность познаваемого (посредством сравнения, сопоставления, анализа, абстрагирования и других мыслитель­ных действий).

3.Обобщение и систематизация.

4.Запоминание.

5.Применение знаний, оперирование ими, освоение способов практи­ческой деятельности.

Уровни усвоения.

1.Опознание, различение (ученик фиксирует наличие представлений о дан­ном явлении или предмете, умеет выделять его из ряда других).

2.Запоминание, неосмысленное воспроизведение изученного (свиде­тельствует о том, что этап осмысления пропущен).

3.Понимание, осмысленное воспроизведение изученного (проявляет­ся в способности интерпретировать: объяснять, прообразовывать материал, излагать его сущность).

4.Применение знаний и умений в стандартных ситуациях (действия по образ­цу, решение типовых задач).

5.Перенос знаний и способов деятельности в новую ситуацию, для ре­шения новых задач (ученик совершает поисковые действия: варьирование, видоизменение, модификация, оценивание, комбинирование, перегруппировка, прогнозиро­вание и т.д.).

Первые 4 уровня являются репродуктивными, так как требуют лишь осмысления и воспроизведения информации и способов деятельности, 5 - творческий, продуктивный.

Учитель устанавливает, какой материал и на каком уровне должен быть усвоен учеником. С этой целью точно определяется эталон (критерий) полного усвоения по курсу (разделу, теме).

Как разрабатывается эталон полного усвоения?

Эталон полного усвоения можно разработать на основе таксономии учебных целей Б.Блума, сформулированных через действия обучающегося в когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной), моторной деятельности и выстроенных в иерархии по их сложности. (Ниже приводится таксономия Блума в виде таблицы, которую используют учителя-практики).

Цель Действия ученика Результат действий
Знание Ученик запоминает и воспроизво­дит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) Запомнил, воспроизвёл, уз­нал
Понима-ние Ученик преобразует учебный мате­риал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясня­ет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, со­бытий) Объяснил, проиллюстриро­вал, интерпретировал, пере­вёл с одного языка на дру­гой
Примене-ние Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкрет­ных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изме­нённой ситуации) Применил и получил за­данный результат
Анализ Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого Вычленил части из целого
Синтез Ученик проявляет умение комби­нировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пи­шет творческое сочинение, предла­гает план эксперимента, решения проблемы) Образовал новое целое
Оценка Ученик оценивает значение учеб­ного материала для данной конк­ретной цели Определил ценность и зна­чение объекта изучения


2015-11-10 2000 Обсуждений (0)
Технология полного усвоения (ТПУ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология полного усвоения (ТПУ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2000)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)