Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема насилия в религиозных учениях. Рассмотрение эволюции научных воззрений на конфликт показало



2015-11-10 2495 Обсуждений (0)
Проблема насилия в религиозных учениях. Рассмотрение эволюции научных воззрений на конфликт показало 4.83 из 5.00 6 оценок




Рассмотрение эволюции научных воззрений на конфликт показало, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества было неоднозначным. Противоречивость оценок насилия свойственна и для религиозных учений.

Христианство.

Противоречивое отношение к насилию содержится в священных книгах христиан — Ветхом и Новом заветах. В книге ≪Исход≫ Ветхого завета имеется однозначное утверждение о том, что Бог— муж брани. Встречаем мы и призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. Превращение христианской церкви из гонимой властями секты в государственную религию в Римской империи и некоторых других государствах породило противоречие христианских догматов: став официальной идеологией, церковь не могла не поддерживать ведение войн, а порой и сама была их организатором. Апогеем трансформации пацифизма раннего христианства в защиту насилия явились крестовые походы XI—XIV вв.

В новейшее время к идеям отрицательного отношения к насилиюобращается официальная католическая и православная церковь

Ислам. Подобно христианству отношение ислама к конфликтам и насилию противоречиво. Суть исламской концепции мирового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха. Для мусульман ≪зло≫ воплощено в иноверии. Не исключает ислам военного насилия и между единоверцами. На практике это приводит к жестоким столкновениям внутри исламского мира. Они особенно часты между двумя ветвями ислама —суннитами и шиитами. В целом же официальный ислам связывает ненасилие с идеалом социальной гармонии и мирной жизни.

Буддизм и индуизм наиболее последовательные в оценке силовых

и ненасильственных средств в мировоззрении и политике: основываются на всеобщей любви людей, они не приемлют насилие, особенно — войну. В отличие от христианства и ислама, где Бог-творец рассматривается как первопричина всего сущего, буддисты и индуисты исходят из Вселенской жертвы как первопричины бытия. Перенеся тяготы Вселенской катастрофы и социальных потрясений, люди осознали никчемность борьбы друг с другом, отказались от человеческих пороков и добровольно встали на путь благодеяния и служения Богу. Поэтому в отличие от христианства, где Богу противопоставляется Сатана — абсолютное воплощение зла, в буддизме нет резкого противопоставления добра и зла.

Кармический подход к недопущению конфликтов более характерен для индуизма. Он заключается в необходимости формирования положительной кармы общества, страны, которая состоит из индивидуальных карм.

Отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр, другие виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей.

В последние десятилетия резко возросла роль средств массовой информации как фактора, определяющего поведение людей, в том числе их конфликтность.

Искусство и средства массовой информации:

· оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях;

· влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками;

· помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия.

Практические знания как источник конфликтологических идей

Одним из важных ненаучных источников конфликтологических идей являются практические знания. Они представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Опыт народа примерно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в разрешении противоречий социального взаимодействия. В обыденном сознании не сформировано отрицательное отношение к насилию.

Подходы к решению проблемы ненасилия заложены в восточных и западных религиозных учениях. Одна из первых попыток их синтеза предпринята Л.Н. Толстым в его теории непротивления злу насилием. Продолжателем и в какой-то мере учеником Толстого считал себя М. Ганди: он продемонстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством прогрессивных общественных преобразований. В современных условиях движение в поддержку ненасилия приобрело мировое значение.

Практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте.

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Научные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследований учеными конфликтов. Они должны опираться на весь объем информации, накопленный о конфликтах в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни.

Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль социальных конфликтов в жизни общества. По мере развития науки отрицательная оценка последствий конфликтов начинает несколько доминировать. В религиозных учениях, так же как и в практических знаниях, сложилось противоречивое отношение к конфликтам и насилию. Соотношение одобрения и критики насилия в провозглашаемых обществом принципах и реальной практике в ходе истории изменяется. Примерно в одинаковом количестве русских пословиц насилие и ненасилие оцениваются позитивно или негативно.

В обыденном сознании не сформировано отрицательное отношение к насилию. Характер отражения проблемы конфликта в искусстве и средствах массовой информации влияет на поведение человека в реальных конфликтах.



2015-11-10 2495 Обсуждений (0)
Проблема насилия в религиозных учениях. Рассмотрение эволюции научных воззрений на конфликт показало 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Проблема насилия в религиозных учениях. Рассмотрение эволюции научных воззрений на конфликт показало

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2495)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)