Тема. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта
Содержание занятия: 1. Исторические аспекты становления конфликтологии 2. Концепция социального конфликта 3. Развитие концепции в рамках социологической, психологической науки 4. Конфликтология и правоведение 5. Развитие отечественной концепции Цель занятия:познание теоретических основ в области становление конфликтологии Практические навыки:приобретение базовых навыков в области конфликтологии Продолжительность занятия:2 час. Вопросы для обсуждения 1 .Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в древней и современной философии? 2 . В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневековой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия? 3 . Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.) 4 . Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии? 5 . Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в классической философии. 6 . Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социологии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель? 7 . Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объясните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом. 8 . Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе. 9 . Как объясняют роль конфликта теории социального согласия человеческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо? 10. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравните статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов? 11. Сравните социологический и психологический подходы к анализу конфликта. 12.. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологических аспектов конфликта? 13. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Берном и К. Томасом? 14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?
Задание 1. Кому из мыслителей Нового времени принадлежат следующих два противоположных по смыслу высказывания о природе социальных конфликтов: А • В природе человека три основные причины войны: соперничество, недоверие, жажда славы. • В естественном состоянии каждый имеет право на все. • Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в таком состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Б • Назад к природе! Назад к первобытной идиллии! • До тех пор пока люди довольствовались своими убогими хижинами, пока они ограничивались тем, что шили себе одежды из звериных шкур с помощью древесных шипов или рыбьих костей, украшали себя перьями и раковинами, расписывали свое тело в различные цвета, совершенствовали или украшали свои луки и стрелы, выдалбливали с помощью острых камней какие-нибудь рыбачьи лодки или грубые музыкальные инструменты, словом, пока они были заняты таким трудом, который под силу одному человеку, они жили свободные, здоровые, добрые и счастливые и продолжали в отношениях между собой наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость. • За уничтожением равенства последовали ужаснейшие смуты; так несправедливые захваты богатых, разбои бедных и разнузданные страсти тех и других, заглушая естественную сострадательность и еще слабый голос справедливости, сделали людей скупыми, честолюбивыми и злыми. Начались постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым, которые могли заканчиваться только лишь сражениями и убийствами. Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных: он только опозорил себя, употребляя во зло способности, делающие ему честь, и сам привел себя на край гибели. Какая из этих двух концепций представляется вам более убедительной? Ответ обоснуйте. Задание 2Кому из современных психологов принадлежит следующая классификация типов человеческой психики: Каждое человеческое существо располагает ограниченным репертуаром эго-состояний, подразделяющихся на три типа. Родительские эго-состояния заимствованы у родительских фигур и воспроизводят чувства, установки, поведение и реакции этих людей. Взрослые эго-состояния занимаются независимым сбором и обработкой информации и оценкой вероятностей, что является основой для действия. Детские эго-состояния являются следами детства индивида и воспроизводят его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития, используя, однако возросшие возможности, имеющиеся в распоряжении взрослого человека. Каким образом с точки зрения данной классификации объясняются источники профессиональных и семейных конфликтов?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1099)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |