Особенности текстов СМИ
Заголовок - название текста. Обозначение структурной части основного текста произведения или издания. Основн. признаки заголовка: 1. номинативность - способность быть именем текста. 2. способность выводить текст во "внешний мир". 3. Связь с содержанием текста. 4. Письменная фиксированность. Структура заголовочного комплекса (ЗК): 1. Тематическое название полосы (обычно в колонтитуле, выполняет задачу определения общей направленности и тематики публикации на данной странице) 2. Рубрика (представляет конкретную публикацию) 3. Заголовок 4. Подзаголовок (по своей информативности часто берет на себя функцию лида) Элементы ЗК: 1. Внутренний заголовок 2. Шапка (заголовок в верхней части первой полосы) 3. Лид (его чит. должен прочитать в первую очередь) 4. предтексты (эпиграфы, посвящения, анонсы) 5. вставки (врезки, имеющ. обычно графическое выделение) 6. подписи к фото 7. в состав ЗК иногда включается подпись. Классификация заголовков: 1.классификация первая строится на основе того, сколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок -однонаправленные -комплексные Однонаправленные: соотносится с одним элементом смысловой структуры текста. В нем могут быть отражены: -тема текста -аналитическая оценка ситуации -один из тезисов, развивающих тему текста -иллюстрации тезисам и общий фон к цели сообщения -оценочный фон однонаправленные заголовки воспринимаются прямо ПР.: «Россия» летит к однотипности-отражен один из тезисов, развивающих тему текста политик мягкой силы — аналитическая оценка ситуации, один из тезисов, развивающих тему текста Экспертное мнение в тексте «он не тот, что мог вызвать волну протеста в Петербурге» Единая Россия расширяет свои идеологические рамки-отражена тема текста Сходил направо - три с половиной месяца бизнесмен продержался во главе партии правое дело..-оценочный фон Комплексный заголовок: соотносится с несколькими элементами смысла текста. Э то может происходить в случае двухчастной структуры заголовка (чаще всего с включением в состав заголовка приложения с союзом «или»). Классификация вторая: с точки зрения информативности: -полноинформативные -неполноинформативные Полноинформативные (номинативные или предикативные) Неполноинформативные (пунктирные) заголовки Лишь приблизительно указывают на содержание статьи составляющие элементы подобного заголовка обычно представляют собой номинативы (имена) Третья классификация: по характеру семантических преобразований заголовка -одноплановые (никакой игры) -двуплановые Одноплановые - если девушка старше: ее взгляд. Двуплановые: табак во хмелю (как метонимия), антонио бандерас взялся за скальпель. Заголовок и текст. Стилистические эффекты заголовков -обманутого ожидания -усиленного ожидания Речевые средства создания эффекта усиленного ожидания -намеренное нарушение сочетаемости слов, приводящее к неясности,а зачастую и к кажущейся бессмысленности заголовка - употребление в заголовке слова, значение которого неизвестно читателю -использование двусмысленного выражения, которое требует пояснения в тексте -непонятное до прочтения текста использование кавычек в заголовке -создание недосказанного заголовка с многоточием -заголовки на основе вопросительных предложений (от свеклы кровь густеет?) Начало и конец текста как сильные позиции - не следует начинать текст с таких выражений ,как «всем известно, что..», «Не секрет, что...», «Все мы знаем ,что ...», «Нам давно знакомо, что...», цифр, аббревиатур, информативно пустых предложений, абстрактных выражений. Лид может совпадать с началом текста. Главное не нужно раскрывать все ,что вы хотите сказать в тексте. Особенности текстов СМИ 1.жанровыое варьирование (целоая концепция сми) 2. периодичность 3. коллективное авторство (журналист не принадлежит сам себе, мы должны учитывать интересы редакции,читателей, рекламодателей, учредителя в зависимости от типа издания) 4. вторичность текста (первичность -инфо из уст нашего собеседника, а текст по определению получается вторичным, переработка информации) 5. диалогичность 6. информационная и воздействующая функции 7. чередование экскпресси и стандарта то есть инфо это стандарт ,а выражение субъективной модальности-это экспрессия и это смешанно, а не чередуется). Смысловая структура текста: осн мысль = тема + признак ОМ-(новость) Основ. элементы общего содержания (логическая схема) 1. Константирующий Тезис: тема (=признаку Основн. Материала)+ признак (КТ-это дополнительная информация) 2. Развивающий Тезис1: тема (=признаку КТ1) + признак (РТ-развивающий тезис, то есть то что было в книгах,на которые он ссылается,детали) 3. РТ2: тема (=признаку КТ1)+признак 4. КТ2: тема (=признаку ОМ) + признак 5. Аналитическая оценка ситуации Второстепенные элементы общего содержания: 1) Иллюстрации: к КТ 1 Фон к теме сообщения Смысловая структура строится по принципу перевернутой пирамиды. Основн. Материал - новость. PR-текст – письменный текст на бумажном или электронном носителе, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала базисного PR-субъекта, обладающий скрытым (или реже – прямым) авторством, предназначенный для внешней или внутренней общественности. PR-тексты могут распространяться разными способами: 1. Через СМИ; 2. Путем прямой рассылки (direct-mail); 3. Путем личной доставки (face-to-face). Функции PR-текстов: 1. формирование и поддержание положительного имиджа; 2. информирование (т.е. донесение до общественности точки зрения фирмы, сообщение о новостном событии); 3. убеждение (т.е. формирование с помощью текста у общественности устойчивого положительного отношения к субъекту PR); 4. фактическая функция (поддержание коммуникативных связей, например, поздравление); 5. эстетическая функция (создание художественного эффекта, например, приглашение); 6. номенклатурная функция (например, биография). Источники PR-текстов: • устные и письменные; • первичные (служебные документы) и вторичные (публикации в СМИ о базисном субъекте PR, в процессе мониторинга); Классификация PR-текстов: PR-тексты классифицируют по разным признакам: 1. По степени их "подготовленности" к публикации: а) базисные: * первичные - это собственно сами PR-тексты: - простые: пресс-релиз, бэкграундер, факт-лист, биография, лист вопросов-ответов, байлайнер, поздравление, заявление для СМИ, приглашение, имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори. - комбинированные: пресс-кит, ньюслеттер, проспект, брошюра, буклет. * медиа-тексты - журналистские тексты, отвечающие признакам PR-текста (например, имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори) б) смежные: не отвечают всем признакам PR-текста (например, слоган, резюме, пресс-ревью). 2. По жанрам а) оперативно-новостные жанры (информационно-новостной): пресс-релиз, приглашение; б) исследовательско-новостные жанры: бэкграундер, лист вопросов-ответов, имиджевое интервью; в) фактологические жанры: факт-лист, биография; г) исследовательские жанры: заявление для СМИ, имиджевая статья, кейс-стори; д) образно-новостные жанры: байлайнер, поздравление, письмо. 4. Жанр как категория текста. Классификация жанров как стилистико-речевая проблема. Самый главный способ проявления типового начала в речевой структуре текста – это жанр. Жанр представляет собой отражение в структуре текста типовой коммуникативной ситуации. Жанр- типовая речевая структура, состоящая из набора жанрообразующих (обязательных) и факультативных (необязательных) речевых форм, порождаемая типовой коммуникативной ситуацией и предназначенная для передачи типового содержания в соответствии с типовой коммуникативной целью. Границы между жанрами не являются строго очерченными. Но эта размытость жанровых границ свидетельствует не о исчерпанности теории жанров, а, как раз наоборот, о её специфике. Авторы не озабочены тем, чтобы создать текст, обязательно подходящий под тот или иной жанр. Но чаще всего у пишущего всё равно будет в итоге формироваться текст, имеющий черты того или иного жанра. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР – исторически складывающийся и развивающийся типп литературного произведения (художественного, публицистического, научного и др), например, роман, монография, репортаж и тд. Традиционно под литературными жанрами понимаются типы художественных произведений. О необходимости выработки единой методологии исследования разнородных типов высказывания (текстов) писал Бахтин, эксплицировавший понятие речевого жанра. Наиболее аргументированной представляется точка зрения, согласно которой понятие речевого жанра является родовым по отношению к понятию литературного жанра. РЕЧЕВОЙ ЖАНР – относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов). Свойства речевых жанров: 1. Объективны по отношению к индивиду и нормативны 2. Историчны, вырабатываются людьми в определённую эпоху в соответствии с конкретными условиями социальной жизни 3. Характеризуются особым оценочным отношением к действительности 4. Выполняют функкцию интеграции индивидов в социум 5. Многообразны и разнородны, дифференцированы по по сферам человеческой деятельности и общения 6. Являются опорой для творчества ЖАНРЫ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – исторически сложившиеся устойчивые типы произведеений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой. КРУПНЫЕ ЖНЛ: монография, диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие МАЛЫЕ ЖНЛ: статья, реферат, аннотация, тезисы, обзор, рецензия, хроника и др ЖАНРЫ ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ – представлены РЕЧЕВЫМИ ЖАНРАМИ, являющимися основным средством организации обиходно-разговорной речи. (оскорбление, колкость, беседа, флирт, вопрос, сообщение, высказывание, и тд) ЖАНРЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ – определённые относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы произведений. Жанровые стилистические различия текстов деловой речи выражены явно и определённо. ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ – определённые относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы произведений, функционирующие в средствах массовой информации. 3 группы жанров: 1. Информационные: заметка, репортаж, интервью, отчёт 2. Аналитические: беседа, статья, корреспонденция, обзор, рецензия, обозрение 3. Художественно-публицистические: эссе, очерк, фельетон, памфлет 5. Общая характеристика публицистических жанров, их диалогическая природа. Жанровая специфика PR-текстов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1025)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |