Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фразеология и теория текста



2015-11-10 1323 Обсуждений (0)
Фразеология и теория текста 0.00 из 5.00 0 оценок




Фразеология- Раздел языкознания изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии.

Фразеологический оборот - семантическое, несвободное сочетание слов, которое не производится в речи, в воспроизводится в закрепленном за ним устойчивом выражении.

Фразеологический оборот имеет следующие признаки

1. семантический признак – цельность значения

2. формальный признак - устойчивость внешнего облика.

3. функциональный признак - занимает одно синтаксическое место в предложении.

 

Разновидности

Фразеологические сращения - это такие сочетания слов, общий смысл которых не зависит от значения отдельных слов входящих в него.

Фразеологические единства – фразеологические обороты устойчивые в своем составе имеют мотивированное значение.

Фразеологические сочетания – это фразеологические обороты, состоящие из слов со связанным значением и связанным значением. Иногда в них возможна замена слов.

Фразеологические выражения - являются воспроизводимыми единицами с уже готовым обобщенным значением

Идиомы – выражения которые не переводятся на отдельный язык по отдельным словам

Mutual admiration society – кукушка хвалит петуха, за то что петух хвалит кукушку.

Фразеологические обороты бывают исконными и заимствованные.

Просторечные фразеологические обороты - драть как сидорову козу.

В лингвистике текст как единица верхнего яруса вбирает в себя все признаки нижележащих единиц. (звука, морфемы, слова, предложения) обладает формой, значением, участвует в коммуникации.

Текст - единица информативная.

Литературоведение – произведение речетворческого процесса

Текст перевода- переводоведение

В полиграфической отрасли – основной текст, без диаграмм рисунков и т д.

В музыкальном искусстве – текст песни.

Лингвистика текста изучает структуру произведений, способы создания связности текста, смысловую и структурную полноту текста.

Условия, при которых происходит передача сообщения является составными элементами речевого или коммуникативного акта.

Речевой акт - акт коммуникации, коммуникативный акт, ситуация общения, коммуникативная ситуация = синонимы

 

Факторы влияющие на коммуникативную ситуацию разделены на экстра и интро лингвистические.

Экстралингвистические факторы

1. адресант - автор текста, тот кто сообщает определенную информацию.

2. референт – это тема или предмет коммуникации, то о чем сообщается.

3. адресат – получатель сообщения. То, кому сообщается информация

4. условия коммуникации – обстоятельства при которых происходит сообщение, общение и т. д.

 

Составляемый текст зависит от характеристика автора.

Характеристика автора:

· Возраст

· Пол

· Количество авторов

· Интенция – намерение, цель.

· Социальная роль – социальный статус автора.

· Ситуационная роль

 

Пресуппозиция – объем общих фоновых знаний, обобщающий правильное и полное понимание текста в общем фоновом знании.

Интралингвистические факторы ( собственно лингвистические факторы) композиции текста и язык. Построение текста, объединяющие все его элементы в единое целое.

· Содержательная композиция

· Лингвистическая композиция – уровень языковых единиц, из которых складывается текст. Текст, микротекст.

· Средства связи - коннекторы

Текстология – отрасль лингвистической науки, изучающая приемы анализа литературных произведений в целях восстановления истории, критической проверки текста, используемая в дальнейшем для исследования, интерпретации, публикации и других целях.

Герменевтика – традиция и способов толкования многозначных текстов.

 

Языкознание состоит из 2х разделов – внутреннее и внешнее.

 

Вопросы внешнего языкознание.

занимается проблемами связи языка и общества, изучает функции языка в обществе, изучает распределение языков по земному шару, соотношение языка и культуры.

Лексикография- составление словарей.

Функции языка - производимая работа. Главной функцией языка является коммуникация.

Коммуникативная функция – это совокупность функций (мыслеформирующая функция, констатирующая функция, вопросительная функция, апеллятивная , контактоустанавливающая, метаязыковая, эстетическая, функция индикатора, экспрессивная функция.

Мыслеформирующая функция - проявляется тогда когда язык помогает говорящему оформить словами свои мысли

Констатирующая функция – проявляется тогда, когда язык служит для создания простого нейтрального сообщения. повествовательные предложения и интонация

Вопросительная функция - проявляется тогда когда язык помогает говорящему задать вопрос, или запрос. ( вопросительные слова и интонация)

Апеллятивная функия- используется для создания призыва, побуждения к действиям при помощи языковых средств форм повелительного наклонения.

Экспрессивная функция – проявляется тогда, когда язык употребляется для выражения настроения говорящего. Используемая говорящим интонация, выражения выражает эмоции.

Контактоустанавливающая функция - язык помогает устанавливать и поддерживать отношения собеседника даже тогда, когда нет причины для передачи информации. формы приветствия на улице, обмен репликами при случайной встрече.

Метаязыковая функция – объяснение значения слова, словосочетания, особенности произношение, способности языка быть одновременно и предметом изучения и средством описания языковых фактов (объяснения значения слова, особенностей произношения)

Эстетическая функция – используется говорящим для эстетического воздействия на собеседника.

Функция индикатора – проявляется в ситуациях, когда язык способен оказывать информативную функцию, о говорящем.

 

Каждый национальный язык имеет свои особенности, проявляющийся не только в семантике и грамматике, но и в том, как отражается мир в средствах данного языка.

Семантика – вся информация в совокупности, которая передается языком

Языковая картина мира – это облаченные в языковые формы знания о мире.

Языковая картина мира - Исторически сложившаяся в сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире.

 

Каждая национальная языковая картина мира, имеет свои отличия, на формирование которой оказали влияние, история народа и его страны, история и условия развития, развитие мышления отдельного человека и развитие общественного мышления.

 

Языковая картина мира, ярче всего представлена в лексике (пословицами и поговорками, фразеологизмами).

Переводчик должен не только заучить и правильно использовать средства языка, но и понять лингвокультурные нормы употребления языка, поскольку переводчик в своей в практической деятельности, погружается каждый раз во фрагмент чужой языковой картины мира.

 

Мало знать эквивалентность своего и чужого языка, переводчику необходимо знать

Мало знать эквивалентность слова, переводчику необходимо знать еще и уместность употребление этого слова в определенной ситуации.

Слова реалии - слова отображающие действительность того или иного народа

В освоении языковой картины мира, важную роль играют особые слова, получившие название слова-реалии. Из них большую часть называют ключевыми словами.

Ключевой единицей языка – называется такая единица, которая помогает понять, какие то важные особенности культуры народа пользующегося данным языком.

Ключевые лексические единицы это явления двусторонние. Поскольку они аккумулируют знания предыдущего поколения и с другой стороны передают эти знания последующим поколениям.

Языковая личность – человек в его способности воспринимать и порождать речь, Владеющий системой языка и использующий его для достижений целей, коммуникаций.

Главным признаком языковой личности является наличие языкового сознания и самосознания, которое проявляется в оценках своей и чужой речи.

Профессионально ориентированная языковая личность - понятие, связанное с использованием говорящего языковых средств функционирующих в языке для специальных целей.

Это личность владеющая знаниями той или иной специальности и способная активно участвовать в профессиональном общении с носителями языка, в общении со специалистами в данной области.

Обладают иной языковой картиной мира. Это восприятие действительности через призму своей специальности, которую можно назвать профессиональной языковой картиной мира.

Профессиональная языковая картина мира - это представление присущее специалисту сформированное на основе знания обязательное для члена профессиональной группы, профессионального социума.

В плане языка профессионально ориентированная личность

Тезаурус специальные языковые средства необходимые для успешного осуществления профессионального общения.

В речи профессионально ориентированной личности, используются различные лексические единицы: специальная терминология узкого и широкого применения, термины неологизмы, термины историзмы, профессионализмы, или другие виды специальной лексики.

Профессионально неориентированная языковая личность – среди инженеров бездарь.

Непрофессионально- ориентированная личность - Не занятой в данной профессиональной сфере, такой личности известна только некоторая часть терминологии данной сфере.

В области проф общения могут столкнуться три типа говорящих личности.

Происхождение письма и алфавит.

1. определение письмо и письменная речь

2. первоначально письмо имела вещный вид. Использовали предметы окруж мира.

3. оптическое письмо определение и т д. сегодня оптич письмо

4. пиктография , пиктограмма

5. идеографическое письмо. Идеограмма, идеография, иероглиф.

6. фонография.

Алфавит – графических знаков установленной формы, т.е. минимально значи

Диакритика – дополнительный к букве знак, выделяются строчные, подстрочные(ц,Щ)и надстрочные диакритики.

Лигатура - В некоторых языках есть утроенные и удвоенные буквы.

Графика – совокупность графических знаков в каждом языке.

 



2015-11-10 1323 Обсуждений (0)
Фразеология и теория текста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фразеология и теория текста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)