Сопровождения развития
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКОСОЦИАПЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА………… 7 Основные понятия и принципы сопровождения………………. 9 Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях 19 Основные этапы индивидуального сопровождения………………………… 21 Основные этапы системного сопровождения.......................... 22 Качественная диагностика как фундамент сопровождения …………….. 23
Глава 2 ОРГАИИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКОСОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.................................................................................................. 27 Концепция сопровождения в ДОУ...................................................... 29 Организация деятельности службы сопровождения.......... 31 Организация диагностики в системе сопровождения ...... 36 Организация психолого-медико-педагогических консилиумов........................................................................................................ 39 Организация учета катамнеза.............................................................. 43
Глава 3 СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» ................... 45 Общие сведения.............................................................................................. 47 СОМАТИЧЕСКИ ослабленные дети и их сопровождение 52 Сопровождение агрессивного ребенка......................................... 60 Диагностика агрессивного ребенка............................................ 65 Направления сопровождения агрессивного ребенка... 68 Методы сопровождения агрессивного ребенка................ 74 Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения 78 Сопровождение гиперактивного ребенка.................................... 80 Характеристика гиперактивности.................................................. 80 Диагностика гиперактивного ребенка....................................... 84 Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи 87 Сопровождение замкнутого ребенка.............................................. 95 Коррекционная работ 99 Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи 102 Характеристика детей с общим недоразвитием речи 102 Комплексное обследование детей с ОНР 106 Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОН Р в логике сопровождения .............................................................................. 109 Формирование фонетико-фонематических компонентов речи 111 Формирование фонематического восприятия.... 112 Развитие навыков фонематического анализа и синтеза 113 Формирование лексико-грамматического строя речи 116 Развитие связной речи ................................................................ 118 Коррекционно-педагогическая работа воспитателя 119 Работа с родителями .................................................................... 120 Глава 4 СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ……………….. 121 Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ. 123 Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения 128 Работа с родителями в логике сопровождения................ 135 ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ................................................ 143 2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения 151 3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению ребенка. Индивидуальная карта сопровождения 159 4. Основные характеристики развития детей ......... 161 5. Протокол наблюдений.................................................................. 164 6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка 165 7. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого 168 8. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность к присутствию других....................................................................... 171 9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми 172 10. Гиперактивность. Анкета для родителей 11. Гиперактивность. Анкета для педагога...................... 177 12. Симптоматика ....................................................................................... 178 13. Анкета для родителей М. М. Безруких........................ 179 14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми 181 15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми 184 16. Логопедическое обследование детей ....................... 188 17. Планирование фронтальных занятий логопеда 18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах.............................................. 210 19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада 221 20. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР
ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 227 21. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 227
ВВЕДЕНИЕ Идея сопровождения (от англ. guideness) возникла как практическое воплощение идеи гyманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в системе образования с 1994 года.! Технология «Сопровождение в образовании» развивается в России как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода, обретает свою методологию и организационную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, создать условия для полноценного развития детей, обеспечить их психическое и соматическое здоровье. В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровождения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефектологов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в идеологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагировать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в системе «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не включают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является сознание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально- спешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.
Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей. В существующей практике выделяются разные организационные службы сопровождения: I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном учреждении. ТТ. районные (независимые) ППМС-центры. III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультации. Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, видоизменяются в решении проблем ребенка. Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, Т. К. основы большинства «проблем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте. При разработке научно-методических материалов по сопровождению детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации поданной проблеме и организацию сопровождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга. Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы
Теоретические основы психолого‑ педагогического медико‑ Социального сопровождения развития Ребенка · Основные понятия И принципы сопровождения · Сопровождение ребенка в обще - · Основные этапы индивидуального сопровождения · Основные этапы системного сопровождения · Качественная диагностика как фундамент сопровождения
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных трупп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медика-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениями связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения - структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения. Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995-2001). Ею выделено несколько источников создания отечественной системы сопровождения: · опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования; · опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медикосоциальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и Т. д.); · многолетняя работа психолого-медико-педагогических кон‑ сультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии; · разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных уч‑ реждений; · исследования различных крупных вузовских научных центров; · реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Ев-роде развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах); · опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следовательно, - на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного
выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. Й. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающийсоздание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, таки развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Введение термина «сопровождение» не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги. Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
Рис. 1. «Субъектный четырехугольник (по Е. И. Казаковой, 2000)
Следует различать понятия: · процесс сопровождения; · метод сопровождения; · служба сопровождения. Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь». Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: О диагностика существа возникшей проблемы; О информация о существе проблемы и путях ее решения; О консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если «сопровождение» идентифицировать С ПОНЯТИЕМ «организа‑ ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз- недеятельности в образовательном учреждении являются: · рекомендательный характер советов сопровождающего; О приоритет интересов сопровождаемого< «на стороне ребенка»; · непрерывность сопровождения; · мультидисциплинарность (комплектный подход) сопровождения; · стремление к автономизации., Рассмотрим эти принципы подробнее.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1616)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |