Сделать содержательный, структурный и языковой анализ текстов
Задание 1. 1) На основе анализа литературы сформулировать требования к текстам, используемым в обучении младших школьников письменной речи. Литература: 1. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М.: Русский язык, 1981. 2. Ляудис В. Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 3. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя/ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. 4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. 5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
1) Школьный учебник является одним из важнейших дидактических средств обучения. Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. Одним из основополагающих дидактических оснований для конструирования учебника является учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также единство преподавания и учения. В связи с этим учебник выступает одновременно как носитель содержания образования и форм фиксации различных элементов содержания образования и как проект (модель) учебного процесса. В современных учебниках русского языка тексты занимают значительное место: например, в учебниках Т.Г. Рамзаевой – до 40-45 % площади учебника. Это объясняется влиянием коммуникативных методов, функционального подхода в изучении языка. Впрочем, внимание к текстам традиционно: и в рекомендациях Ф. И. Буслаева, и в учебниках К.Д. Ушинского тексту, особенно художественному, отводится ведущая роль. Вот пример подбора текстов в учебнике «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 3 класс: - стихотворение С.Я. Маршака «Декабрь»; - отрывок из рассказа Г. Скребицкого; - отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Летом на вырубке»; - отрывок из произведения М. Пришвина; - два стихотворения С. Михалкова; - отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина (А.С. Пушкин представлен в этом учебнике 8 раз); - отрывок из стихотворения И. Сурикова; - «Берёза» С. Есенина; - отрывки из стихов Ф. И. Тютчева, А. Прокофьева, А. Плещеева, М. Дудина, В.А. Жуковского; - прозаические отрывки из Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского, И.С. Тургенева, В. Бианки. Наибольшее количество текстов предложено для иллюстрации изучаемых явлений языка, кроме того – для выразительного чтения, пересказа, списывания, грамматического анализа, синонимической работы, составления плана и прочих целей. Методические требования к текстам: · образцовость языка, художественность текста; · богатство содержания, актуальность тематики; · наличие в тексте изучаемых языковых форм, средств; · разнообразие жанров и стилей; · богатство лексики; · развивающий характер: каждый текст, поэтический или прозаический, должен поднимать ученика на ступеньку выше в его развитии; · текст должен быть интересным и доступным по содержанию детям младшего школьного возраста; · не должен содержать не понятных детям слов с неизученными орфограммами; · объём должен соответствовать возрасту; · текст должен легко делиться на части; · должна быть чётко выражена тема и основная мысль текста. Учитель не должен ограничиваться только теми текстами, которые даны автором учебника: в его (учителя) методическую копилку подбираются разнообразные тексты как общего назначения, так и по разделам и по темам курса русского языка: для чтения, для анализа, для диктантов, других упражнений. Ученики тоже должны уметь подбирать тексты: как по личным ценностным ориентациям, так и по изучаемым темам: например, при изучении времён глагола, для показа роли местоимений, роли союзов и предлогов, для показа переносных значений слов, их многозначности, для демонстрации связей внутри компонента текста. Использование текстов на уроке имеет и отрицательную сторону: оно требует много времени, особенно при списывании. Поэтому учитель нередко предпочитает словарный материал, небольшие, несложные, а иногда примитивные предложения. Такая тенденция способствует экономии времени, но отрицательно сказывается на общем развитии учащихся, в частности на развитии речи и языкового чутья. Сказанное не исключает использования в нужных ситуациях словарного материала, словосочетаний, полноценных предложений. Этот материал используется и для языкового анализа, и для упражнений в списывании, в конструировании синтаксических структур.
Подобрать образец текста для обучения младших школьников письменной речи и охарактеризовать его. По грибы Лес весь сверкал в..сёлыми звёздоч(?)ками. Каждый листок, каждая тр..винка бл..стела, улыбалась капельными гла(з,с)ками. Со..нце ещё только поднималось (над) д..рев..ями и не успело высуш..ть вчерашнего д..ждя. Все кусты и ёлоч(?)ки были (в) паутинках. Каждая паутинка была унизана крошеч(?)ными в..дяными ж..мчуж..нами. Мы сразу пром..чили свои штаны и рубахи. Но всё равно ст..новились (на) колени. Раскапывая руками мокрый мох, мы вытаскивали из-под него маленьких кр..пышей с тёмной шапоч(?)кой на пузатенькой но(ж,ш)ке – настоящих борович(?)ков. Потом сп..ш..ли дальше – искать новое гн..здо гр..бов. (По В. Бианки) Данный текст – отрывок из рассказа Виталия Валентиновича Бианки «Бешеный бельчонок» Читая этот текст, юный читатель получает первые уроки в школе натуралиста - он учится видеть, наблюдать. Очень осторожно вводит Бианки пейзаж в свои рассказы, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж помогает ярче представить себе обстановку, душевное состояние, настроение героев. Стиль текста – художественный. Тип текста – повествование с элементами описания. Тема – поход в лес за грибами. Идея - лес после дождя - веселое, радующее душу зрелище. Текст авторский. Отрывок имеет название. Текст состоит из 2-х частей. Связь частей текста: Описание леса после дождя, везде видны капельки – дождинки – грибники вымокли, но обращать внимание на это было некогда, т.к. сбор грибов доставлял им большое удовольствие. Связь предложений в каждой части: 1-2: весь лес сверкал – каждый листок, каждая травинка блестела. 2-3: капельные глазки – дождь. 3-4: деревья – кусты и ёлочки. 4-5: паутинка – в паутинках. 6-7: промочили – но всё равно становились на колени. 7-8-9 : становились на колени – раскапывая руками, вытаскивали- спешили дальше - искать; боровички – грибы. Текст состоит в основном из простых повествовательных невосклицательных предложений. Несколько предложений осложнены однородными простыми глагольными сказуемыми (блестела, улыбалась; поднималось и не успело) и однородными сказуемыми (каждый листок, каждая травинка – повторение слова придаёт значение всё вокруг; кусты и ёлочки). Преобладание в тексте сущ. и глаг. доказывает, что это текст – повествование. Много в тексте прилагательных, с помощью которых автор более ярко описывает красоту природы. Автор употребляет много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: звёздочка, травинка, глазками, ёлочки, паутинка, шапочка, ножка, боровичков (крепыши) – что говорит о бережном отношении автора к природе, умение видеть её красоту, восхищаться этой красотой. Маленькая капелька дождя блестит на солнце, а множество сверкающих дождинок делают лес сказочным, волшебным. Изобразительно-выразительные средства: сверкал весёлыми звёздочками – метафора; улыбалась – олицетворение; капельными глазками – метафора; унизана крошечными водяными жемчужинами – метафора; маленьких крепышей – сравнение; на пузатенькой ножке – метафора; гнездо грибов – сравнение. Этот текст можно предложить детям на этапе закрепления знаний и умений детей по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 4 класс. Цели: 1. закрепить знания учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по родам; продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; 2. совершенствовать орфографические навыки, развивать монологическую речь; 3.воспитывать любовь к родному языку; любовь к родной природе.
Задание 2. Сделать содержательный, структурный и языковой анализ текстов. Под окном росла молодая груша. На верхних ветвях груши построила гнездо мухоловка. В гнезде на мягком пуху лежали яйца птички. Однажды на дереве появилась кошка. Она ползла по ветке к птичьему гнезду. Отважная мухоловка стремительно проносилась перед самым носом кошки, била ее крыльями и жалобно пищала. На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоем они прогнали кошку от гнезда. ( По В. Чернышеву) Содержательный анализ: Тема – Спасение мухоловками своего гнезда от кошки. Идея – взаимопомощь и выручка помогут преодолеть любые трудности. Стиль текста – художественный. Тип текста – повествование. Структурный: Текст авторский. Не имеет заглавия (отрывок). Текст состоит из 3-х частей. Связь частей между собой: 1- 2 части: груша – на дереве. 2-3 части: описание состояния мухоловки в опасной ситуации – на помощь; мухоловка – подружке. Предложения каждой части связаны между собой: 1) повтором слов: - 1-2 предложение: груша - груши. - 2-3 предложение: гнездо – в гнезде. 2) 1-2-3 предложение: кошка – она – её (сущ. –мест.- мест.). 3) 1-2 предложение: подружка, птичка – вдвоём (сущ- е – числит.). Текст состоит из простых повествовательных невосклицательных предложений. 6-е предложение осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми. Языковой: Соотношение частей речи: Преобладание в тексте сущ. и глаг. доказывает, что это текст – повествование. Автор повествует о прошедших событиях (преобладание глаголов прош. времени). ᴧ ᴧ - птичка, подружка – уменьшительно-ласкательные суффиксы, что указывает на маленький размер мухоловки, беззащитность.
Изобразительно-выразительных средств нет. Порядок слов обратный: Под окномросламолодаягруша. Слова употреблены в прямом значении, лексика общеупотребительная. Посадите возле дома рябинку! Весной рябинка оживает одна из первых. Многие деревья еще голые стоят, а она уже тонкими кружевами зеленеет. А как красиво цветет рябинка! По зеленой кроне белыми шапками разбросаны соцветия; запах за версту слышен. Осенью деревья теряют свою красоту, а рябина вспыхивает красным огнем. Будут возле дома жить скворцы, дрозды, снегири и благодарить хозяев за щедрое угощение. Посадите возле дома рябинку! (По Р. Игнатенко) Содержательный: Тема – красота рябины в разное время года. Идея – восхищение красотой родной природы на примере рябинки. Стиль – художественный. Текст состоит из 4-х частей, не имеет заглавия, авторский. Композиция четырёхкольцевая (повтор 1-й части в конце текста: «Посадите возле дома рябинку!»). Связь частей между собой: 1-2-3-4 части: повтор слов рябинку – рябинка – рябина – рябинку. Связь предложений внутри каждой части. 1) 1 предложение. 2) рябинка – она (сущ. – мест.); противопоставление – деревья голые – кружевами зеленеет; цветёт – соцветия. 3) противопоставление: теряют красоту- горит огнём (ягоды) – угощение. Языковой: В тексте преобладают повествовательные предложения, есть 2 побудительных восклицательных предложения (призыв посадить рябинку). 3, 5 и 6 предложения сложные. 7-е простое, осложнённое 3-мя однородными подлежащими и 2 одн. сказуемыми. Изобразительно- выразительные ср-ва: Метафоры: - зеленеет тонкими кружевами; - вспыхивает красным огнём; - деревья теряют красоту. Олицетворение: - рябинка оживает; - деревья голые. Сравнение: соцветия- белые шапки. Лексика в основном общеупотребительная. Фразеологизм – за версту слышен. Слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами: ᴧ Рябинка – автор с любовью и восхищением относится к этому дереву, выделяет его среди других деревьев, особое место в его сердце.
Преобладают глаголы наст. и буд. Времени в изъяв. и повел. накл.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1873)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |