Исследование. Сравнительный анализ содержания мотивации различных категорий работающих женщин
В ходе исследования решалась задача сравнения содержания мотивации и эмоциональных отношений женщин, работающих в проектной организации и различающихся по семейному положению и должностному статусу. В исследовании принимали участие 52 женщины в возрасте от 19 до 67 лет - сотрудники проектного института: начальники групп, главные инженеры проектов, инженеры различных категорий и техники. В сборе данных принимала участие Гульнара Гриник. Для решения поставленной задачи с помощью методики цветовых метафор был составлен список из 58 понятий (Таблица 16)
Таблица 16. Бланк методики цветовых метафор для исследования содержания мотивации работающих женщин
Данные методики цветовых метафор были введены в компьютер в виде таблицы, где строки соответствовали испытуемым, столбцы - понятиям, а элементами таблицы были ранги от 1 до 8, соответствующие степени привлекательности цветов, обозначающих данные понятия. Данные были обработаны с использованием программы, написанной автором. В результате обработки по каждой группе женщин, различающихся по должностному статусу и семейному положению, были получены таблицы сходства понятий по группе. Показателем степени сходства между каждыми двумя понятиями был процент членов группы, обозначивших данные два понятия одинаковым цветом. В процессе дальнейшего анализа два понятия считались сходными, если не менее 1/3 испытуемых в группе обозначали их одним цветом. По каждой группе для каждого из следующих понятий: «Мое счастье», «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Мое прошлое», «Какой мне хочется быть», «Какая я на самом деле», «Женщины», «Мужчины», «Моя мать», «Мой отец», «Мой муж», «Мой ребенок», «Мои сотрудники», «Моя работа», «Моя учеба», «Отдых», «Моя семья», «Замужество», «Любовь», «Секс», «Страх», «Печаль», «Неприятности» и «Раздражение» составлялся список понятий, которые более 33 процентов женщин обозначали таким же цветом, что и данное понятие. Анализ содержания мотивации и отношений у женщин в зависимости от семейного положения представлен в таблице 17.
Таблица 17. Анализ содержания мотивации и отношений у женщин в зависимости от семейного положения
Существуют определенные общие черты и различия в стремлениях, интересах и увлечениях обследованных женщин различного семейного положения. Почти все они стремятся к любви и свободе, то есть, характеризуются выраженными базовыми потребностями в аффиляции и самоутверждении. Кроме того, незамужние и замужние женщины отличаются заинтересованностью в материальном благополучии, а незамужние и разведенные особенно стремятся к успеху. Спецификой базовых потребностей замужних женщин является выраженное стремление к отдыху. А разведенные женщины в отличие от незамужних и замужних в значительной мере ориентированы на безопасность, хотят обрести уверенность и возможность реализации своего творческого потенциала. Таким образом, положение замужней женщины часто сопровождается чувством хронической усталости и стремлением побольше отдыхать, а также ослаблением стремления к успеху, что свидетельствует о неблагоприятном функциональном состоянии и о том, что супружеская жизнь является не только ресурсом, позволяющим удовлетворять жизненно важные потребности женщин, но и дополнительным источником проблем. Развод или потеря мужа приводят к изменению жизненных ценностей. Прежде всего, утрачивается былая субъективная привлекательность богатства, снижается значимость материального благополучия. Материальные потребности замещаются потребностями в безопасности, стабильности, стремлении испытать чувство уверенности в себе, других людях, завтрашнем дне. Кроме того, наряду с другими потребностями не менее важной становится потребность в творческой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменение семейного положения, замужество и развод приводят к изменению ряда ведущих потребностей в структуре личности. В частности, замужество приводит к более выраженной потребности в отдыхе, а развод — к усилению потребности в безопасности и творчестве. И все это происходит на фоне стабильных потребностей в любви, близких и доверительных отношениях, с одной стороны, и свободе, личной независимости и автономии с другой стороны. При этом одинаковая привлекательность потребностей в любви и свободе может приводить к внутриличностному мотивационному конфликту в жизни обследованной категории женщин, поскольку не всегда можно достичь одновременно близких отношений с людьми и привязанности к ним с одной стороны со свободой и независимостью от них с другой стороны. Независимо от семейного положения базовые потребности побуждают женщин, прежде всего, к таким видам деятельности, как занятия с детьми вообще и своими детьми в частности. Следовательно, родительские и воспитательские функции являются универсальными для большинства обследованных женщин и воспринимаются как наиболее интересные и увлекательные занятия, как у незамужних, так и у замужних и разведенных. Но кроме этого незамужним женщинам в большой мере хотелось бы заниматься своей профессиональной деятельностью, общением и сексуальными отношениями со своим будущим мужем, формированием своей семьи. То есть, семья не является единственным интересующим их занятием. У значительной части замужних женщин профессиональные, сексуальные и семейные занятия уступают стремлению к контакту со своей матерью и попытками заняться предпринимательской деятельностью. Наконец, потеря или разрыв отношений с мужем приводят к возобновлению высокой привлекательности и значимости семейных дел и сосредоточенности, главным образом, на семейных отношениях. Таким образом, на примере семьи мы можем утверждать, что привычная и доступная ценность теряет свою привлекательность, в то время как утрата этой ценности вновь приводит к повышению ее субъективной значимости. Базовые потребности незамужних, замужних и разведенных женщин удовлетворяются неодинаково. Как это ни парадоксально, наиболее благополучными в этом отношении являются женщины незамужние, которые имеют возможность более или менее полноценного удовлетворения потребностей в любви, свободе, успехе и материальном благополучии уже в настоящее время, и при этом не сомневаются, что и в будущем все будет складываться в их жизни благоприятным образом. Удивительно, что замужество не только не способствует более полному удовлетворению базовых потребностей, ни и препятствует близким и доверительным отношениям любви, мешает достижению личной независимости, не способствует удовлетворению материальных потребностей. Это проявляется в том, что не только настоящее, но и будущее не воспринимается большинством замужних женщин как нечто интересное и увлекательное, они не чувствуют себя счастливыми в данные момент и не ожидают большего счастья в своем обозримом будущем. Таким образом, значительное количество замужних женщин испытывают состояние выраженной фрустрации базовых потребностей, чувствуют себя одинокими, зависимыми и обделенными материальным достатком. Развод или потеря мужа часто освобождают женщин от источников фрустрации, и у них появляется надежда на удовлетворение базовых потребностей в ожидаемом будущем, они обнаруживают «свет в конце тоннеля». То есть, замужество в жизни значительного количества современных российских женщин не только не является источником счастья, условием удовлетворения их ведущих потребностей, но и является фактором, блокирующим их удовлетворенность, препятствующим достижению жизненных целей, создающим проблемы, требующие своего решения. Многие замужние женщины представляют собой группу риска и нуждаются в помощи в большей мере, чем женщины незамужние или даже разведенные. Под влиянием внешних обстоятельств в настоящее время у различных категорий женщин актуализируются разные потребности, которые вынуждают их думать о различных вещах, сосредоточиться на разных проблемах. Если незамужним женщинам в данных момент приходится заниматься большим количеством вопросов, связанных с безопасностью своих интересов, дружбой, любовью, свободой, получением знаний и отношениями с потенциальным мужем, то у замужних женщин происходит сосредоточение только на проблемах близости и семейных отношений. В результате развода на первый план выступают проблемы материального благополучия, заработка и отношений с сотрудниками на работе, тогда как вопросы семьи становятся менее острыми и актуальными, не привлекающими внимания. Стресс замужних женщин приводит к утрате оптимистичного отношения к будущему, характерного для женщин незамужних и разведенных, которые отличаются от замужних гораздо более подробными и позитивными планами, намерениями, надеждами, фантазиями, мечтами, связанными со свободой, сексуальной удовлетворенностью, детьми и другими интересными и увлекательными делами. Прошлое не воспринимается как значимое и привлекательное ни одной категорией обследованных женщин. Можно предположить, что прошлый опыт, в отличие от образа будущего, не оказывает влияния на теперешнюю жизнь большинства женщин, принимаемые решения и жизненные планы. Практически все без исключения женщины характеризуются высоким уровнем самооценки, удовлетворенностью своей собственной личностью, характеризуются высокой степенью совпадения реального Я идеальному Я. При этом незамужние женщины относятся к себе как к ребенку, идентифицируют себя с детьми, в то время как замужние и разведенные женщины не находят объекта, на который они считают себя похожими. Таким образом, опыт замужества может приводить к проблемам идентичности. Но образцы для подражания имеются у всех трех категорий женщин. Незамужние хотят быть членами семьи, замужние — детьми, разведенные часто стремятся подражать своим бывшим мужьям. То есть, модели поведения, которые принимаются в качестве образцов для подражания, соответствуют недостающим ролям и функциям женщин. Незамужние женщины характеризуются дефицитом семейных отношений, и они стремятся вести себя как замужние, стать, прежде всего, супругами и матерями. Замужние, ставшие женами и матерями, испытывают дефицит исполнения детских ролей, и им хочется побыть ребенком. Разведенные характеризуются дефицитом супружеских контактов, и поэтому им хочется вести себя аналогично своему бывшему мужу, они хотят идентифицировать себя с ними. Семейное положение является фактором, незначительно влияющим на отношение к женщинам и совсем не влияющим на отношение к мужчинам. Большое количество незамужних, замужних и разведенных женщины вытесняют из сознания представления о мужчинах, стараются не обращать на них внимание, не замечать их, игнорируют мужчин. Это проявляется в том, что понятие «мужчины» практически не ассоциируется ни с какими другими понятиями, ни с чем не связывается в сознании обследованных женщин. Возможным следствием данного феномена может быть плохое понимание мужчин, их поведения, мотивов и личности, нарушение взаимоотношений, избегание контактов с мужчинами. Возможными причинами вытеснения могут быть либо повышенная значимость и сексуальная привлекательность мужчин при наличии социальных табу на открытое выражение сексуальных чувств, либо наличие психологических травм, связанных с мужчинами и приводящих к болезненным эмоциональным переживаниям. Что касается отношения к женщинам, то незамужние женщины воспринимают их, главным образом, как сотрудников, и ассоциируют с любовью, замужние женщины характеризуются ассоциациями женщин с сексуальными отношениями и чувствами, а разведенные женщины видят в других женщинах близких друзей и сотрудников, которые часто характеризуются успешной карьерой и замужеством. Можно предположить, что незамужние женщины, как правило, не воспринимают других женщин как соперниц, в то время как замужние женщины характеризуются некоторой завистью к другим женщинам как к соперницам в сексуальных отношениях, а женщины разведенные приписывают другим женщинам большую успешность в деловой сфере и семейном положении. Но, так или иначе, представление женщин о женщинах характеризуется гораздо большим количеством ассоциаций, то есть, осознается в большей степени, чем представление женщин о мужчинах. Различия в отношении к мужчинам и женщинам вообще проявляется у обследованных женщин и в различном отношении к своим отцу и матери. А именно, отцы, как правило, ассоциируются с небольшим количеством эмоционально малозначимых понятий, таких как люди, мать, знания. То есть, в большинстве случаев представление об отце не занимает значительного места в структуре эмоциональной жизни женщин, отец не оказывает существенного влияния на их сознание и отношения. Мать гораздо более значима для женщин. А именно, для незамужних она является условием материального благополучия, безопасности и уверенности, с ней можно поддерживать близкие отношения и сотрудничество. Удельный вес представлений о матери среди замужних женщин незначительно снижается, мать ассоциируется у них с прошлым счастьем и свободой. После развода мать опять становится источником радости и свободы, начинает ассоциироваться с сексуальными чувствами, воспринимается как помощник в воспитании своего ребенка, с которым можно поддерживать отношения сотрудничества. Таким образом, мать является гораздо более эмоционально значимым лицом для женщин, особенно, незамужних и разведенных, по сравнению с отцом. Не смотря на проблемное отношение к мужчинам в целом и незначительную роль отцов в жизни женщин, их отношение к мужу (будущему, настоящему или прошлому) является более эмоционально значимым. В частности, незамужние женщины характеризуются крайней важностью отношений с мужем в настоящем и будущем, муж воспринимается ими как источник удовлетворения большого количества потребностей, в том числе, базовых — в сексе, общении, дружеских отношениях и свободе. Муж ассоциируется с наиболее важным событием в жизни женщины — рождением ребенка. У замужних женщин эмоциональная значимость и роль мужа сильно падает, и представление о муже ограничивается удовлетворением потребности в общении и поддержании семейных отношений. Муж становится гораздо менее привлекательным для женщины после ее замужества. После развода или утраты мужа его роль вновь существенно возрастает, и он опять воспринимается как источник радостных переживаний и условие удовлетворения коммуникативных, познавательных и творческих потребностей, а также рождения ребенка. Таким образом, отсутствие мужа в настоящее время является условием высокого уровня его эмоциональной привлекательности и значимости, в то время как наличие реального конкретного мужа в жизни женщины в значительном числе случаев приводит к разрушению позитивного к нему отношения. То есть, как правило, мужья не удовлетворяют в должной мере сексуальных потребностей своих жен, не предоставляют им достаточной свободы и не воспринимаются как близкие друзья, любовники и интересные личности. Несоответствие большинства реальных супругов идеальному образу у замужних женщин может приводить к нарушению семейных взаимоотношений, хроническому стрессу вследствие фрустрации ведущих потребностей в любви и свободе. В отличие от мужа, ребенок в жизни всех категорий женщин воспринимается как безусловная ценность, источник радости и счастья, условие удовлетворения базовых потребностей в свободе. И незамужние, и замужние, и разведенные женщины связывают своего ребенка с личной независимостью и не мыслят своего счастья без него. Кроме того, до замужества женщины ассоциируют со своим будущим ребенком материальное благополучие и успех, надеясь, что его рождение, так или иначе, скажется на материальной обеспеченности. Напротив, замужние женщины, часто испытывая сексуальную неудовлетворенность в отношениях с супругом, переносят сексуальные переживания на своего ребенка. Для разведенных женщин собственный ребенок не перестает быть объектом сексуальных чувств, ассоциируясь, кроме того, с уверенностью и творчеством, а также со своей матерью, которая идентифицируется с ребенком благодаря помощи, заботе о нем и их интенсивному взаимодействию. Сотрудники, не представляя для незамужних женщин сколько-нибудь значительного интереса, для замужних женщин становятся друзьями, на которых, кроме того, переносятся сексуальные переживания, неудовлетворенные в супружеской жизни. После развода отношения с сотрудниками становятся наиболее актуальными, привлекают внимание разведенных женщин и являются источником повышенной озабоченности в связи с проблемами карьеры, бизнеса и руководства. Зависимость трудовой мотивации и отношения к работе в определенной мере зависит от семейного положения. А именно, можно утверждать, что у незамужних и замужних женщин работа побуждается относительно малозначимыми потребностями в выполнении своих обязанностей и получении знаний. И только разведенные женщины характеризуются побуждением к работе актуальной на сегодняшний момент потребностью в заработке. Но ни для тех, ни для других, ни для третьих работа, как правило, не представляет сколько-нибудь значительного интереса, не является увлекательной. Таким образом, для большинства женщин работа не является достаточно ценной и привлекательной. Отношение к учебе у обследованных женщин несколько отличается от отношений к работе. А именно, незамужние женщины относятся к учебе с таким же незначительным интересом, как и к работе. Единственное, что побуждает их к учебной деятельности, это потребность в карьере. Замужние женщины относятся к учебе более серьезно, связывая ее с актуальной потребностью в безопасности, а также с переменами и карьерой. Женщины же разведенные относятся к учебе с увлечением, удовлетворяя свои познавательные потребности. Таким образом, семейное положение является фактором, оказывающим влияние не только на трудовую, но и на учебную мотивацию. В частности, опыт семейной жизни, и особенно, опыт разрыва семейных отношений приводят к более зрелому отношению к обучению, способствую росту интереса к учебной деятельности. Отдых, в отличие от работы и учебы, воспринимается женщинами как занятие, безусловно, привлекательное, связанное с базовыми потребностям
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |