Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Риск аддиктивного поведения в подростковом возрасте



2015-11-20 943 Обсуждений (0)
Риск аддиктивного поведения в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




Большинство авторов исследующих проблему аддиктивного поведения выделяют подростковый возраст, как возраст наибольшего (актуального) риска.

Последствия аддиктивного поведения подростка являются ключевыми в его развитии. Поскольку наряду с дисфункциональными процессами в общении у подростка, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые новообразования как идентификация, эмпатия, рефлексия. Подросток -аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический.

Факторами риска может выступать все то, что мешает подростку чувствовать себя комфортно, что угнетает его, провоцирует на реализацию заведомо неадаптивных форм поведения. Поскольку для решения задачи идентификации и самоопределения подростку необходимо попробовать себя в разных качествах, то наиболее показательная для подросткового возраста ситуация — это ситуация пробы,не именно наркотической, а пробы вообще. Такие ситуации сопровождаются субъективным ощущением риска, поскольку каждая несет в себе частицу неизведанности и опасности. Психологи­ческим содержанием такой ситуации является формирующаяся спо­собность к различению разных смыслов, стоящих за собственными действиями подростка, открывающих ценности, позволяющих на ос­новании этого принимать осознанное (свободное) решение

действовании или недействовании. Иными словами, в ситуациях подростко­вых проб происходит преодоление ситуационного детерминизма. Здесь речь идет о пробах, которые совершаются в рамках возрастного развития («возвращающих» самочувствие, являющих понятия самостоя­тельности, ответственности). Следовательно, реализация независимой формы поведения будет связана с адекватной оценкой ситуации риска и выбором правильной стратегии поведения [42].

Ситуация выбора - осуществить пробу или нет - остается для подростков ситуацией альтернативы, ситуацией «свободы от», а поскольку, по существу, это ситуация зависимости то, освобождаясь от чего-либо, таким образом подросток легко переходит к другому варианту зависимости. Отсюда закономерное предположение, что наиболее опасны аддиктивные пробы в деструктивной стадии кризиса, когда представление о взрослости как «свободе от» еще не сменилось представлением о взрослости как «свободе для» [45].

Конструктивная свобода выражается в способности осознать свое действие в разных контекстах и тем самым преодолеть альтернативный детерминизм ситуации. «Если я действую, то что это означает для…., а для…., и т.п.», «А если я не действую, то что это означает для…., для…. и т.п.». Именно такое «освобождение» дает возможность свободного, осознанного принятия решения о действии или не действии в ситуации аддиктивной пробы и не оставляет шансов «сдвигу мотива на цель» [42], т.е. возникновению зависимого поведения.

Субъективный риск выделяется как определенная характери­стика поведения, связанная с выбором, ответственностью и на осно­вании этого с принятием решения действовать или не действовать.

Другими словами, важно соотношение объективного риска и субъективного переживания подростком таких ситуаций, когда есть возможность двух исходов — приобретения чего-то желаемого или поте­ри чего-то ценного. Очевидно, что даже если подросток действует в ситуации объективно рискованной (совершает аддиктивные пробы), это еще не означает, что субъективно он рискует.

В таком случае объективный риск - тот, который определяется извне, те ситуации, которые квалифицируются как рис­кованные, а субъективный риск — внутреннее переживание, оценка си­туации как рискованной. Например, для подростка, пробующего ку­рить, субъективным содержанием данной ситуации является пережи­вание риска быть «застуканным» родителями, педагогами, но не риска, связанного с реальной опасностью нанесения вреда здоровью. На данном примере видно, что переживание риска подростком и объективное содержание опасности никотиновых проб не совпадают [45]. Такое рассогласование в его представлении и является «основанием» для принятия решения действовать (пробовать).

Итак, объективный и субъективный риск могут не совпадать: какую-либо ситуацию мы можем расценивать как риск, а подростки никакого риска в ней не видят.

Оказавшись в ситуации пробы, к примеру, наркотика, подростки рискуют по другим основаниям, не совпадающим с объективным содержанием риска. Пробуя наркотик, зачастую подростки рискуют не изменением состояния сознания, а тем, что взрослые обнаружат пробу, сверстники сочтут за «слабого» и т.п. Ощущение опасности уменьшается и не соот­ветствует реальной ситуации, отсюда степень объективного риска уве­личивается, т.к. нет рядоположенного субъективного ощущения (пере­живания) риска. Следовательно, существует опасность того, что срабо­тает механизм сдвига мотива на цель (по А.Н. Леонтьеву), и подростки относительно быстро станут зависимыми. Описывая пробы, такие под­ростки говорят примерно следующее: «Еще вчера я думала, что никогда не попробую, сама не поняла, как получилось».По сути, для них в ситуа­ции пробы наркотика риск состоит не в самой пробе наркотического вещества; они пробуют что угодно, только не наркотики: свой статус, отношения, производимые впечатления. Таких подростков можно назва­ть «не защищенными» от аддиктивных проб, потенциально готовыми осуществить пробу именно в силу того, что они ее «не заметят».

Можно предполагать, что подростки, не чувствительные к объек­тивному риску (объективно опасные ситуации воспринимаются ими как неопасные), в большей степени рискуют осуществить наркотичес­кую пробу и стать зависимыми. Иными словами, соотношение между объективным содержанием и субъективным переживанием ситуаций риска является для нас основанием для прогноза степени риска аддиктивного поведения [45].

Несмотря на разные варианты содержательного наполнения мо­мента пробы, после ее осуществления, если это значимая проба, проис­ходит изменение картины мира подростка [42]. Из всего потока информации он начинает выделять ту, которая имеет отношение к наркотикам: он начинает интересоваться книгами, фильмами, рассказами о наркоти­ках. Вследствие этого повышается осведомленность подростка в этой сфере

Кроме того, проба приводит к изменению установок по отноше­нию к наркотикам с полного неприятия до частичного или полного принятия с целью оправдания собственных проб. Например, происхо­дит разделение наркотиков на легкие (безопасные) и тяжелые (опас­ные, приводящие к зависимости). Следовательно, проба - это тот мо­мент, который мы можем

феноменологически зафиксировать. Очень важную роль в формировании аддиктивного поведения играет тот факт, что проба наркотика осуществляется, как правило, в компании, принадлежность к которой играет для подростка огром­ную роль. Более того, если посредством пробы решается проблема принадлежности к компании такого типа, а взаимодействия в ней строятся на основании употребления

Таким образом, было выделено четыре степени риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте, располагающихся в следующем порядке по степени близости к зависимости:

- «нулевая» - отсутствие риска формирования аддиктивного поведения;

- «первая степень» - наличие потенциальных факторов риска;

- «вторая степень» - наличие единичных аддиктивных проб;

- «третья степень риска» - формирование непосредственно аддиктивного поведения.

Данные степени риска в подростковом возрасте характеризуются возможностью осуществления переходов от одной степени риска к другой, их понижением или повышением [45].

 

 



2015-11-20 943 Обсуждений (0)
Риск аддиктивного поведения в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Риск аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)