Способы определения условного экстремума
Пусть требуется решить задачу на отыскание условного экстремума: (1) Существуют два подхода к решению. 4.1. Выражение одной переменной через другие. Можно выразить из условий (1) некоторые переменные через другие и подставить в функцию. Получим задачу на безусловный экстремум. Достоинства подхода: Ø снижается число переменных; Ø снижается число уравнений; Ø подход интуитивно понятен. Недостатки: Ø навязывается неравнозначность переменных (основные и зависимые); Ø после исключения сложно проанализировать влияние условий; Ø очень часто не удается явно выразить одну переменную через другие. Последний недостаток оказывается критичным и непреодолимым при сложных зависимостях. 4.2. Метод множителей Лагранжа. Для каждого ограничения вводится неизвестный множитель . После этого ищется безусловный экстремум для функции Лагранжа: То есть записываются условий: второй столбик условий, очевидно, является системой условий (1). Недостатки подхода: Ø подход интуитивно не очевидный; Ø увеличивается количество неизвестных и количество уравнений; Ø сложные зависимости остаются в системе. Достоинства: Ø всегда удается записать всю систему уравнений до того, как приходится выражать одну переменную через другие, следовательно, такой подход универсален; Ø множители Лагранжа имеют четкий смысл и позволяют проанализировать влияние ограничений. Смысл множителей Лагранжа. Множитель Лагранжа, определенный для ограничения, показывает относительное изменение оптимального значения целевой функции при изменении правой части ограничения. То есть, если правая часть какого-либо из ограничений (1) изменится на некоторое значение, то и оптимальное значение функции тоже изменится. Отношение изменения функции к малому изменению ограничения равно множителю Лагранжа. Кроме этого, множителя Лагранжа продолжают играть важную роль для задач нелинейного программирования, когда вместо ограничений равенствами (1) присутствуют ограничения соответствующими неравенствами ( вместо ). Тогда ненулевой множитель Лагранжа означает выполнение в оптимальном случае соответствующего ограничения как равенства и имеет такой же смысл как для равенств. Нулевой множитель Лагранжа говорит о том, что в оптимальном случае соответствующее ограничение выполнено как строгое неравенство. 4.3. В качестве третьего подхода можно рекомендовать комбинировать оба способа. Выразить те переменные, которые легко выражаются через другие. Подставить всюду, тем самым, сократив число переменных и ограничений. Далее использовать способ Лагранжа. 5. Теорема Куна-Таккера для задачи нелинейной оптимизации. Теорема Куна-Таккера – основная теорема, дающая возможность решить аналитически задачи нелинейного программирования (оптимизации). Общая математическая формулировка теоремы достаточно сложна. Здесь мы приведем ее упрощенный вариант, позволяющий решать конкретные задачи оптимизации, возникающие в экономике и управлении. Для задачи нелинейного программирования: (2) необходимым для точки экстремума является выполнение одного из условий: 1) равенство нулю градиента функции в этой точке; 2) отсутствие градиента функции в точке; 3) равенство нулю хотя бы одного из ограничений (2); 4) бесконечная точка. Заметим, что равенство нулю ограничений (2) достигается на границе области. Тогда для отыскания наилучшего значения функции и переменных , при которых оно достигается необходимо выполнить следующий алгоритм поиска глобального экстремума: 1) найти градиент функции; 2) определить все точки, где градиент равен нулю; в тех из них, которые удовлетворяют ограничениям, вычислить значение функции; 3) определить все точки, где градиент не существует; в тех из них, которые удовлетворяют ограничениям, вычислить значение функции (если возможно); для точек разрыва функции определить значения функции при стремлении к точке разрыва со всех сторон; 4) определить максимальные и минимальные значения функции на границах области; 5) исследовать функцию на бесконечности, найти там максимальное и минимальное значение функции; 6) из определенных значений функции во всех потенциально возможных местах экстремума выбрать самое большое (при поиске максимума) или самое маленькое (при поиске минимума); точка, в которой достигается это значение, будет решением задачи оптимизации. В общем случае проделать эти операции очень непросто. В п.п. 2) и 3) градиент может быть равен нулю или не существовать в бесконечном количестве точек – например на линии или на поверхности в многомерном пространстве. Пункт 4) вообще приводит к самостоятельной задаче поиска условного экстремума. Исследование функции на бесконечности – тоже нетривиальная задача. Специфика задач экономики и управления заметно упрощает применение этих операций. Во-первых, в экономических постановках на бесконечности никогда не бывает интересующего нас варианта. Бесконечность или недостижима из-за ограничений, или там реализуется обратный случай. Например, можно достигнуть бесконечных убытков, однако это не представляет интереса. Таким образом, пункт 5) в задачах экономики как правило не исследуется. Во-вторых, точки, где градиент не существует, в детерминированных экономических постановках бывают известны заранее. Такие точки, соответствующие изломам и разрывам функции, всегда должны иметь экономическое обоснование. Примером могут служить количество товара, при котором начинает действовать скидка, величина дохода, когда меняется ставка налогообложения и т.п. В нашем примере про лесозаготовительный комбинат градиент не существует при количестве рабочих 70 (излом – начинает действовать другая величина затрат на человека) и 150 (разрыв – выплачивается субсидия). В-третьих, используемые для описания экономических ситуаций функции достаточно просты и имеют, как правило, всего несколько точек, где градиент равен нулю или не имеют таких вообще.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |