По характеру взаимодействия с объектом исследования
*открытые(протекает в условиях осознания испытуемым факта присутствия посторонних лиц-исследователя) *скрытые(ч/з стеклянную стенку, видеокамеру) *включенное (исследователь член группы) / невключенное (без взаимодействия с членами группы) 3. по целям наблюдения: *целенаправленное *случайное (без четкой цели) 4. по условиям наблюдения: *полевое (в естественных условиях) *лабораторное ОПРОС- Используется в 2 формах: 1. устный (беседа, интервью); 2.письменный (анкетирование) Анкетирование- метод сбора исследуемых данных, основан на опросе с помощью анкет. Анкета- (методика или средство) объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик, исследуемого признака. Анкета используется при исследовании психических или психологических особенностей в тех случаях, когда нет стандартизированных методик диагностики. Анкеты активно используются при проведении социальных и социологических исследований. Вопросы по форме классифицируются: =открытые вопросы (ответы формируются в свободной форме- оч.сложны для обработки) =закрытые вопросы (предлагают 2 или более вариантов ответов, из которых опрашиваемый должен выбрать наиболее предпочтительный) =прямые вопросы (в содержание вопроса включают то, что интересует исследователя- что умеет делать, каково поведение в определенной ситуации) =косвенные вопросы (включает в себя или воображаемую ситуацию, или когда прямые вопросы некорректны). Требования к вопросам: +вопросы должны: отвечать исследовательской задаче; быть сформулированы ясно, корректно, с учетом возрастных особенностей; быть одинаково понимаемыми всеми опрашиваемыми; быть тактичными по отношению к личности респондента; быть стилистически грамотными. +вопросы не должны: иметь двойное толкование; предлагать сделать выбор м/д несопоставимыми ценностями; быть сформулированы в категоричной форме; иметь подсказки. Компоновка заданий анкеты: 1.в начале анкеты 2-3 вопроса простых, нейтральных (заинтересовать респондента и сформировать установку к сотрудничеству) 2.середина: основные вопросы, направленные на изучение признака свойства, состояние, которого требует анализа. 3. в конце: 2-3 вопроса простых, нейтральных. Беседа-метод сбора фактов о псих. явлениях в процессе личного общения по специально созданной программе. Применение: *при изучении лич.ребенка, его родителей *для получения доп.данных *при первоначальном знакомстве. Беседа м.б.: стандартизированная (точно сформулированы вопросы, кот.задаются всем опрашиваемым) нестандартизованная (вопросы в свободной форме) Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план. Успешность беседы зависит от: степени ее подготовленности; искренности даваемых ответов. Требования к беседе.: формулировка цели; план, д.б. гибким; целевые вопросы: вопросы в порядке значимости, правильная формулировка вопросов; определять способ регистрации ответов; создать благоприятную ситуацию; уметь владеть собой; следить за поведением собеседника; вступить в контакт можно: атмосфера доверия Вопросы беседы::*прямые(однозначно поставленный смысл) *косвенные (истинные цели для собеседника закрыты) *проективный (в нем речь идет не о самом собеседнике. В вопросе м.б. описана ситуация с вымышленной личностью: Как ты думаешь мальчик бы поступил так?) *вопросы внушающего типа (Не согласен ли ты с тем, что…?) *определительные (Чем ты любишь заниматься дома?) Если беседа очная: интервью, если заочная: анкетирование. ТЕСТ- кратковременное задание, выполнение кот. может служить показателем уровня развития некоторых псих. функций, кот. позволяют определить актуальный уровень развития индивида. Тестирование- стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных, качественных индивид/психологических различий. Сферы тестирования: *образование *проф. подготовка и отбор *психологическое консультирование Этапы тестирования: *выбор теста *проведение теста *интерпретация результатов. Требования к тестам: валидность (пригодность, обоснованность) надежность; стандартизация (многократная проверка теста на большом количестве испытуемых) одинаковые возможности для всех испытуемых; норма и интерпретация теста. Виды: интеллекта; спец.способностей; достижений; личности; проективные. МЕТОД АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНСТИ –исследовательский метод, кторый позволяет опосредовано изучить сформированность ЗУН, интересов и способностей личности (на основе анализа продуктов деятельности). Продукты (результаты) деятельности- письма, дневник, фотографии, автобиография, кино-, видеозаписи, творческие результаты в искусстве, материалы различных СМИ. Для школьников это могут быть результаты контрольных работ, рисунки, дневниковые записи, творческие проекты. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ – позволяют глобально исследовать личность, одновременно могут исследовать психические процессы, свойства и состояния, индивидуально-типологические и социально-психологические свойства, возрастные закономерности и патологии. Не поддаются традиционным способам определения надежности и валидности (Примеры: рисунок семьи, человека, несуществующее животное; цветовой тест Люшера) СОЦИОМЕТРИЯ Социальный педагог не использует:психодиагностические методы: псих.процессы, свойства, состояния, м/личностные отношения, личные качества, диагностика способностей. Социометрическая техника, разработана Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков. Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (785)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |