Ной работы с ребенком с задержкой психического развития
В программе должны быть отражены следующие направления коррекционно-педагогической работы: · Преодоление отставания в познавательном развитии; развитие познавательной активности ребенка; формирование способов познавательной деятельности. · Коррекционная работа, направленная на обеспечение полноценного всестороннего психического развития ребенка, которая включает: – целенаправленное формирование основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций и др.); – развитие творческих способностей, творческих проявлений в деятельности ребенка; – формирование аналитико-синтетической умственной деятельности (адекватный анализ воспринимаемого и анализ собственной деятельности, собственных поступков и поведения); – коррекция развития эмоционально-волевой сферы; формирование необходимых волевых качеств личности, способности к волевому усилию; развитие эмоциональных проявлений; формирование устойчивого положительного настроения и др.; – преодоление отрицательных качеств личности, характера ребенка; предупреждение и устранение аффективных и других негативных личностных реакций на педагогические воздействия со стороны окружающих, на ту или иную ситуацию и др. · Организация жизни и деятельности ребенка в школе (в детском дошкольном учреждении): – организация поведения ребенка (на занятиях, вне их – в кол- лективе сверстников); преодоление негативных поведенческих реакций; – формирование целенаправленной деятельности ребенка, навыков планирования и контроля за собственной деятельностью и др.; всестороннее развитие предметно-практической (конструк-ционной, изобразительной) деятельности; формирование игровой деятельности ребенка, развитие навыков, обеспечивающих активное участие в коллективных, в том числе сюжетно-ролевых играх. · Психологическая адаптация ребенка в коллективе сверстников. Формирование межличностных связей и отношений ребенка с другими детьми воспитательской группы (класса); создание климата «психологической поддержки» для ребенка с ЗПР (со стороны взрослых и других детей данной учебной группы). · Разносторонняя подготовка ребенка (в ДОУ/подготови-тельном классе) к предстоящему школьному обучению; формирование необходимых учебных навыков, способов учебной деятельности. Обеспечение полноценного усвоения знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой обучения и воспитания в ДОУ и программой школьного обучения. · Развитие всех сторон речи ребенка. (Особое внимание уделяется формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи.) Работа по подготовке ребенка к обучению грамоте (по индивидуальному плану): формирование языковых предпосылок («языковой способности») к усвоению грамоты; целенаправленное развитие графо-моторных навыков; развитие зрительного, в том числе пространственного гнозиса и др.
VI. 5 Рекомендации по индивидуальному педагогическому Подходу к ребенку с ЗПР в образовательном учреждении Общего типа В процессе групповых занятий должен осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом отклонений в его развитии и личностно-психологических особенностей, Для наиболее эффективного осуществления коррекционно-педагогической работы учителю (педагогу-воспитателю) необходимо тщательно изучить и проанализировать характер затруднений в обучении ребенка, на основании чего разрабатывается индивидуальный план занятий с ним. Большое значение приобретает опора на положительные и более сильные стороны личности обучающегося: активность, сохранные двигательные навыки, относительно развитую фразовую речь, интеллектуальные возможности и др. Для эффективной организации учебной (познавательной) деятельности детей с ЗПР рекомендуются следующие мероприятия. · Определение наиболее рационального учебного места ребенка на занятиях, что обеспечивает постоянный контакт педагога с ребенком, индивидуальный подход к нему в процессе учебной и предметно-практической деятельности. · Индивидуальное планирование учебной (и предметно-практи-ческой) деятельности ребенка: – планирование практической деятельности ребенка, степени его участия в каждом занятии; – определение объема выполняемой ребенком работы; – планирование оказываемой ребенку помощи со стороны педагога (объем и характер индивидуальной помощи и др.); · Индивидуальный подход к ребенку на учебных занятиях* проводится с использованием следующих педагогических приемов: – прием совместных действий (какая-либо часть задания или все задание в целом выполняется ребенком совместно с педагогом, под его руководством); – прием частичного выполнения задания в сочетании с поэтапным, «дробным» выполнением заданий: на учебном занятии ребенок выполняет не все задание полностью, а какую-то, например, основную его часть. Задание, выполненное другими детьми в течение одного занятия полностью, ребенком с ЗПР может быть выполнено в 2-3 этапа. С этой целью используются занятия в группе продленного дня в школе, занятия в ДОУ, проводимые во второй половине дня, а также организуемые в домашних условиях занятия родителей с ребенком по заданию педагога. · Проведение индивидуальных дополнительных занятий с ребенком (желательно, непродолжительных по времени). Цели таких занятий: – ликвидация пробелов в познавательном развитии; – формирование навыков учебной деятельности (умения работать вместе с педагогом и др.); – формирование навыков предметно-практической деятельности (конструкционной, изобразительной и др.); – развитие навыков речевого общения; – обеспечение полноценного усвоения программного материала (знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения и воспитания). · Осуществление «щадящего» подхода к ребенку при организации его учебной деятельности: • дозирование учебных нагрузок (на учебных занятиях, в течение учебного дня), соблюдение необходимых пауз, перерывов в работе (заполняемых выполнением вспомогательных действий, например, «обязанностей» помощника учителя /воспитателя группы/ и др.); • правильное сочетание учебной и игровой (предметно-прак-тической) деятельности; обдуманное, целенаправленное использование игровых форм работы (например, выполнение учебного задания на основе дидактической игры и т.п.). · Организация педагогом помощи ребенку со стороны других детей класса (воспитательской группы). Используются соответствующие формы работы: – работа (на учебных занятиях) в паре с «сильным» (продвинутым в интеллектуальном и речевом отношении) ребенком, обладающим необходимыми личностными качествами; – совместное выполнение учебного задания несколькими детьми («бригадный метод»); ребенку с ЗПР может поручаться при этом выполнение каких-либо несложных операций или практических действий; – организация педагогом индивидуальной и групповой «опеки» ребенка с ЗПР со стороны других детей, имеющих определенные «педагогические задатки» и др.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |