Цель, задачи дисциплины и ее роль в формировании компетенций магистра
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
Учебное пособие
Красноярск УДК ББК
Управленческая экономика. учебное пособие. [Текст] / В.Б. Дулепова,– Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. –с.
Учебное пособие по дисциплине «Управленческая экономика» предназначены для подготовки магистров направления 38.04.02 – «Менеджмент».
УДК ББК
© Сибирский федеральный университет, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Цель, задачи дисциплины и ее роль в формировании компетенций магистра Дисциплина Б1.В.ОД.3 - «Управленческая экономика» является одной из базовых дисциплин ОП подготовки магистров по направлению 38.04.02 – «Менеджмент. Дисциплина «Управленческая экономика» представляет собой продвинутый курс теоретической экономики с выходом на решение прикладных управленческих проблем на уровне фирмы (бизнеса). Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов магистратуры теоретической базы для принятия менеджерами ключевых коммерческих решений, касающихся распределения ограниченных ресурсов компании. Задачи изучения дисциплины: - дать углубленное представление о принципах и закономерностях функционирования рыночной экономики, основных агентов рыночной экономики, иметь представление о системе их экономических интересов, целях и роли в экономике; - расширить знания о факторах и закономерностях экономического поведения фирм в различных рыночных структурах с целью формирования навыка выбора оптимального решения в условиях ограничений реально функционирующих фирм; - научить выбирать и использовать методы, инструменты теоретической экономики для анализа, оценки, моделирования и прогнозирования реальных рынков и реального бизнеса наиболее адекватные целям, исходной базе данных и уровню подготовки исследователя, дать понимание вариантов, механизмов взаимодействия правительственных структур и бизнеса и последствий такого взаимодействия; - сформировать умение критически оценивать экономические концепции, применять теоретические знания к анализу проблем реально функционирующих фирм и рынков, самостоятельно интерпретировать результаты расчётов, обосновывать и аргументировано излагать собственную точку зрения; - сформировать умение выявлять макроэкономические факторы деятельности фирмы и учитывать их при принятии управленческого решения, прогнозировать влияние государственного регулирования экономики на рыночную ситуацию и экономические результаты фирмы; - создать учебную атмосферу, дающую студентам возможность проявить инициативу и личную автономию при выборе целей, инструментов, алгоритмов самостоятельного исследования и реализовать способности самоконтроля за достижением поставленных целей. В результате изучения дисциплины студент должен приобрести знания, умения и навыки, необходимые для его профессиональной деятельности. Знать: - основные базовые категории экономической теории, методологию экономического анализа, методы и инструменты экономического анализа, алгоритм создания экономических моделей; - принципы, закономерности и проблемы функционирования рыночной экономики, основных агентов рыночной экономики, иметь представление о системе их экономических интересов, целях и роли в экономике; основные виды и роль конкуренции в рыночной экономике, специфику различных рыночных структур; - систему показателей, характеризующих затраты и результаты деятельности фирмы, особенности их динамики в различных условиях; - факторы и закономерности экономического поведения фирмы, критерии принятия ею решений относительно объёмов производства и цен в условиях различных рыночных структур; - основные макроэкономические факторы, детерминирующие функционирование фирмы и принятие ею управленческого решения.
Уметь: - применять теоретические знания к анализу проблем реальной экономики и решению практических бизнес – задач; - критически оценивать экономические концепции, применять теоретические знания к анализу проблем функционирования фирм и рынков. В частности, анализировать рыночные структуры, учитывать их при принятии фирмой управленческого решения относительно объёмов производства; - выбирать инструменты экономико-математического, экономико-статистического, инвестиционного анализа наиболее адекватные целям, исходной базе данных и уровню подготовки исследователя; - самостоятельно использовать методы и инструменты теоретической экономики и экономико-математического моделирования для анализа проблем функционирования рынков и предприятий в условиях реальной экономики и практических бизнес - задач; - самостоятельно интерпретировать результаты расчётов, обосновывать и аргументировано излагать собственную точку зрения; - выявлять макроэкономические факторы деятельности фирмы и учитывать их при принятии управленческого решения, прогнозировать влияние государственного регулирования экономики на рыночную ситуацию и экономические результаты фирмы. Изучение курса «Управленческая экономика», таким образом, обеспечивает формирование у студентов некоторых общекультурных (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК): - способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); - готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК- 3); - готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); - способности проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3). Освоение курса закладывает фундамент для аналитической деятельности (поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений; проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности); научно-исследовательской деятельности (выбор инструментария исследований, анализ их результатов, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, подготовка обзоров и отчетов по теме исследования; разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов; выявление и формулирование актуальных научных проблем; подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций), педагогической деятельности (преподавание управленческих дисциплин и разработка соответствующих учебно-методических материалов). Роль преподавателя- помочь студентам обрести обоснованную уверенность в собственном опыте, знаниях, умениях. Программа данного курса предполагает, что у студентов есть знания и навыки, сформированные при изучении дисциплин программ подготовки бакалавров и специалистов: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Инвестиции». Курс «Управленческая экономика», в свою очередь, предшествует изучению студентами магистратуры специализированных экономических и управленческих дисциплин, создает базу для их успешного освоения. Знания и навыки, сформированные при изучении курса «Управленческая экономика» необходимы, в частности, при изучении курсов «Конкурентные стратегии бизнеса», «Стратегическая конкурентоспособность», «Профессиональный иностранный язык».
Содержание дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 1. Таблица 1 - Объем дисциплины и виды учебной работы
Разделы дисциплины «Управленческая экономика» и виды занятий в часах представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий), час.
Дисциплина преподаётся одним модулем. Содержание разделов дисциплины представлено ниже. 1. Введение в управленческую экономику Проблема экономического выбора и механизмы принятия решения в условиях ограничений. Основные принципы функционирования рыночной экономики. Цель изучения дисциплины и её взаимосвязь с другими экономическими дисциплинами. Обзор основных понятий и исходных допущений экономического анализа в рамках управленческой экономики. 2. Фирма: понятие, цели и подходы к принятию оптимального решения Фирма как один из основных институтов современной экономической системы. Экономическое содержание фирмы. Основные концепции фирмы. Основные типы фирм. Цели фирмы. Проблема «принципал - агент» и формы её проявления в практике функционирования российских фирм. Затраты и результаты фирмы. Издержки фирмы: понятие и виды. Динамика издержек фирмы. Производственная функция: понятие, виды, роль в экономическом анализе и ограниченность применения. Равновесие фирмы. 3. Исследование спроса как начальный этап комплексного изучения рынка единичного товара Рыночный спрос. Функция спроса и её виды. Факторы формирования рыночного спроса. Функциональный и нефункциональный спрос. Оценка спроса. Рыночное предложение. Факторы формирования предложения. Равновесие. Экономическая концепция эластичности. Проблемы прогнозирования и управления фирмой спросом на свою продукцию.
4. Конкуренция и типы рынков в экономическом анализе Конкуренция и её роль в рыночной экономике. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рынков несовершенной конкуренции. Конкуренция и конкуренты. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность. Степень концентрации производства в отрасли и её измерение. Уровень власти фирмы на рынке и её измерение. Монополия. Типы монополий. Олигополия. Согласованное и несогласованное поведение фирм - олигополий. Сговор и факторы его детерминирующие. Рынок монополистической конкуренции. Стратегия фирмы в условиях различных рыночных структур. Слияние и поглощения, факторы способствующие влияниям и поглощениям. Изменение рыночных структур в результате слияний и поглощений, воздействие на конкуренцию и экономический результат. Тенденции слияний и поглощений на российских рынках. Направления современных исследований проблем конкуренции. Объективные предпосылки усиления конкуренции. 5. Выбор оптимального объема производства и цены фирмой в условиях различных рыночных структур Необходимость учёта специфики рынка и позиций фирмы на рынке при выборе стратегии фирмы. Принятие решений относительно цен и объёма производства в условиях совершенной конкуренции. Оптимальный уровень производства и оптимальный уровень цен. Экономическая и нормальная прибыль. Порог безубыточности и порог банкротства. Выбор оптимального объёма производства и цены на монопольном рынке. Ценовая дискриминация. Особенности ценообразования на олигополистическом рынке. Принятие решений о цене и объёмах производства на рынке олигополии. Выбор оптимального объёма производства и цены фирмой в условиях монополистической конкуренции. Неценовые факторы дифференцирования цен на товары и услуги в условиях монополистической конкуренции и олигополии. 6. Принятие управленческих решений в условиях асимметричной информации, риска и неопределенности Асимметричность информации. Рынки с ассиметричной информацией. Последствия асимметричности для рынка. Реакция рынка на асимметрию информации. Риск и неопределенность в экономике. Риск и его виды. Измерение риска: вероятность результата, ожидаемое значение, изменчивость результата. Дисперсия и стандартное отклонение как меры изменчивости. Отношение к риску. Способы управления риском. Экономический анализ эффективности намечаемых инвестиций. 7. Макроэкономические факторы, детерминирующие деятельность фирмы и принятие ею управленческих решений Внешняя экономическая среда фирмы. Макроэкономические факторы деятельности фирмы. Необходимость, направления и инструменты государственного вмешательства в экономику. Влияние государственного вмешательства в экономику на деятельность фирмы. Государственное регулирование слияний, поглощений и деятельности монополий.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |